Ёлка в тайге. Почему для Приморья Арсеньев, словно Пушкин для России?

Фотография исследователя, писателя сделана почти 90 лет назад. © / Из архива музея им. В. Арсеньева

   
   

Под занавес года аэропорту Владивостока присвоено имя Владимира Арсеньева, за решение проголосовало 38% опрошенных жителей региона. И это, несомненно, говорит о том, что личность выдающегося  учёного и путешественника, вдумчивого исследователя Уссурийской тайги, талантливого писателя, чуткого и ответственного человека притягивает современных людей магнитом.

Каким был Арсеньев в обычной жизни? Как повлияла на творчество писателя его вторая жена - Маргарита? О многогранной личности рассуждает филолог, преподаватель Школы гуманитарных наук ДВФУ Юлия Яроцкая. Арсеньев - герой всей её жизни, многочисленных исследований, диссертации, монографии.

 

От Рождества до Рождества

- Юлия Александровна, как вы считаете, таланты и лучшие качества Владимира Клавдиевича были переданы ему от родителей?

 - Известно, что бабушка Арсеньева была крепостной, а его отец  - незаконнорождённым, получившим фамилию Арсеньев, произведенную от имени своего крёстного, крестьянина Арсения Тимофеева. Сам Владимир появился на свет в 1872 году, через  11 лет после отмены крепостного права, когда 90% населения страны стали свободными людьми. Многие крестьян получили тогда образование, занялись наукой, коммерческой деятельностью. Таланты, которые копились столетиями, они смогли реализовать. Одарённость от предков-крестьян передалась и Владимиру Клавдиевичу. С юных лет он будто чувствовал своё предназначение. К тому же, это была эпоха географических открытий, исследований.

Остались воспоминания о том, каким Арсеньев был ребёнком. Патриархальный уклад для него был очень важен, потому что он рос в многодетной семье, где глава - отец, которого все слушаются и немного побаиваются, любящая мама Руфина Егоровна, полностью посвящающая жизнь мужу и своим чадам. Главным праздником у Арсеньевых было Рождество. Ёлка, хороводы, пение, тепло домашнего очага и никаких наёмных музыкантов, которых модно было приглашать для семейных застолий! Справлялись сами: дети умели играть на фортепиано, Владимир и его сёстры хорошо пели. После, в браке с Маргаритой Арсеньев старался поддерживать традиции, в том числе и Рождества.

 - И эти моменты вы воплотили в спектаклях «Ожог от лепестка» и «Стебли нот расцветающих»? Правда, что музыка в этих постановках играет ведущую роль?

   
   

- Музыка в семье Арсеньевых звучала всегда: по воспоминаниям сам путешественник обладал сильным голосом, напевая маленькой дочери Наталье вместо колыбельной -  «Солдатушки, браво ребятушки»; а его сестры стали оперными примами. Племянница Маргариты Ольга Моллер писала, что у Арсеньевых была пластинка с записью «Серенады» Шуберта, а одним из его любимых романсов был романс на стихи А.К. Толстого «Средь шумного бала». Работая, путешественник часто напевал его себе мелодию романса под нос. Владимир Клавдиевич был воспитан на музыкальной классике, но и помнил бабушкины народные напевы. Он писал о том, что во время отдыха после тяжёлого перехода по тайге, его спутники пели  солдатские песни у костра, прогоняя усталость.

Поэт, новатор, не болен собой

- Ваши исследования в арсениеведческом направлении продолжаются?

- Недавно краевая библиотека им. Горького выпустила арсениеведческий биобиблиографический справочник, я написала к нему предисловие. Тема жизни исследователя и того, что сделал для Приморья этот человек, безгранична. Ещё не все его наследие рассмотрено, интерпретировано, изучено. Его тесты оригинальны и материалом, художественным описанием Дальнего Востока, Приморья, Приамурья. С другой стороны, вызывает восхищение и его литературный стиль, необычная творческая индивидуальность. И это позволило создавать по его произведениям художественные фильмы, один из которых, созданный японским режиссером Акирой Куросавой, был удостоен премии Оскар. Более популярного писателя, жившего в Приморье нет, его книги переведены на десятки языков. Всех нас, россиян, объединяет творчество великого Пушкина, кроме него, нас, дальневосточников, так же объединяет Арсеньев. Он рассказал нам о нашей малой родине,  каким наш край был до прихода сюда цивилизации, о том, что уже утрачено.

-  Какие человеческие качества Арсеньева для вас выходят на первый план?

 - Образованный, хорошо воспитанный, организованный. Сам себя приучил к огромной дисциплине и ответственности. Тот факт, что в его экспедициях не погиб ни один человек, свидетельствует о том, насколько они были хорошо подготовлены. При этом Арсеньев был человеком увлеченным. Михаил Пришвин написал о нём -  «настоящий поэт в душе». И мне импонирует в нём отсутствие самолюбия и наличие чувства собственного достоинства, которое в нашей теперешней жизни именно с самолюбием и путают, сейчас каждый страшно болен собой. У исследователя были высокие требования, прежде всего, к самому себе.

 - Повлияла ли на его образ жизни коренных народов, дружба с Дерсу Узала?

 - Когда приехал в Приморье, то говорил, что будто попал на другую планету. Арсеньев считал, что аборигены живут так, как наши далёкие первобытные предки. И ясно видел те положительные моменты, которые утрачены современной цивилизацией. Владимир Клавдьевич считал коренных жителей Приморья более нравственными людьми. От природы они брали самое необходимо. Его потрясало то, что Дерсу читает тайгу как открытую книгу, по одной примете  может предсказать близость хищника, перемену погоды.  Человек живёт вне письменной культуры, а понимает гораздо больше учёных мужей.

Арсеньев  понял - за этой истиной никто не собирался идти.  В конце жизни  он писал, что молодёжь коренных народов испорчена, и он впервые почувствовал одиночество в тайге. Говорил: «я не буду цепляться за жизнь» - и это мысли человека, которому было немного за 50-т.  Это безумно трагически опыт, когда мы уничтожаем то, что мы любим.

Взаимная, но сложная любовь

 - Почему история  о второй жене Арсеньева Маргарите находит отклик в сердцах людей?

 -  Есть версия, что она стала прототипом героини известного романа Булгакова «Мастер и Маргарита» говорили, что писатель был знаком с женщиной и писал с неё образ. Действительно, будучи в Москве, Маргарита вращалась в кругах творческой интеллигенции. Известно, а для внимательного читателя даже очевидно, что не только имя, черты образа героини, но и многие коллизии романа Булгакова уходят корнями в трагедию Гёте «Фауст».  Второе, о судьбе Маргариты узнали в 90-е годы, когда открывалась правда о репрессированных. С этим связаны судьбы многих семей в нашей стране. Маргарита заслуживает восхищения тем, что смогла даже защитить себя на первом процессе. Но, думаю, главное, что влечёт в этой истории - взаимная, но сложная любовь. К моменту сватовства за плечами у Арсеньева был неудачный первый брак, ему, человеку немолодому, было крайне сложно решиться на такой ответственный шаг. Маргарита на 20 лет моложе, на дворе стоял 1919 год, и никто не знал, что будет завтра.

 - Вторая жена исследователя не была идеалом домохозяйки патриархальной семьи.

 - Действительно, Маргарита -  женский тип, относящийся к рубежу веков, точнее к эпохе Серебряного века, тип русской женщины, стремящейся получить образование (Маргарита хотела стать юристом). Активная, работающая, реализующая себя. И она была очень умной и тонко понимающей, за кого она вышла замуж. После смерти Владимира Клавдиевича она написала: «Дальний Восток найдет, может быть, в будущем исследователей не менее талантливых и более ученых, но вряд ли найдется человек, который так полюбил бы Дальний Восток, как любил его Володя».

- И вдохновляла его на новые литературные труды.

Надо сказать, что многие путешественники того времени писали книги, но Арсеньев создавал нечто особенное, и Маргарита это понимала. Она стала первым читателем и редактором его работ. Благодаря её усилиям произведения Владимира Клавдиевича были напечатаны за рубежом. Маргарита не осталась после первого ареста в Москве у родных, которые очень просили её об этом, вернулась во Владивосток продолжать работу над подготовкой к печати его работ: второй части книги «В горах Сихотэ-Алиня», «Страны Удэхе» и др. Это стоило ей жизни: ее арестовали вновь и расстреляли.

 - Что можно сказать о неофициальном Арсеньеве?

 - Он был человеком скрытным. В нашем Географическом обществе хранится телеграмма Арсеньева, адресованная Маргарите, посланная из Японии в ноябре 1927 г. Там слово и цифра - прибываю 15. И все. Частная жизнь Владимира Арсеньева всегда оставалась закрытой от посторонних.

- Бывали так, что Рождество его заставало в пути?

 - Однажды собираясь в экспедицию перед праздником, он взял с собой лишним грузом ёлочные игрушки и подарки для всех спутников отряда. В глухой тайге нарядили елку, подарки, раздали подарки и подняли тост за светлый праздник. Этот эпизод Арсеньевым описан в одной из книг книге «Дерсу Узала», даже глава называется «Рождественские праздники»: «В глухом лесу, вдали от людей росла небольшая ёлка. Вдруг пришли люди, украсили её и осветили огнями». Правда, в 20-е годы советская цензура писателя не пощадила, вырезав безобидную сцену рождества в тайге.

Факты

 - Дочь Арсеньева Наташа гордилась и радовалась тому, что папа собственными руками сделал ей новогодний костюм индейца, в духе героев Фенимора Купера.  

Досье

Юлия Александровна ЯРОЦКАЯ родилась во Владивостоке. В 1980-е годы окончила ДВГУ, факультет филологии, аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Творчество Арсеньева. Специфика научно-художественной системы». Автор монографии, статей об Арсеньеве, ряда творческих образовательных музейных проектов. Преподаёт в ДВФУ историю русской литературы ХХ века.

 

Смотрите также: