Форум стран АТР во Владивостоке дал мощный импульс развитию края

Владимир Миклушевский на форуме АТЭС-2012. © / Вадим Кочугов / АиФ

На государственном уровне развитию Дальнего Востока последние годы уделяется особое внимание. В отличие от деклараций времён перестройки, в этом направлении сделаны конкретные шаги. Что не замедлило сказаться на ситуации и в Приморье.

   
   

Мосты, дороги, опера 

- Экономика края устойчиво росла. Рост ВРП был в полтора раза выше среднероссийского и в 2012-м, и в 2013 г., - рассказал главе государства на встрече в мае 2014 г. губернатор Владимир Миклушевский. - Что касается иностранных инвестиций, то в 2013 г. по сравнению с 2012 г. они выросли более чем в четыре раза. Конечно, это во многом благодаря тому, что в 2012 г. был проведён саммит АТЭС. Владивосток, Приморье увидели иностранцы, увидели, что это действительно территория, куда можно инвестировать. 

Успехов достигли и в медицине, хотя там ещё очень много надо сделать. Выполняя ваше поручение, мы договорились с «Роснано» и «Росатомом» о создании центра ядерной медицины. За два года практически полностью переоснастили парк автомобилей скорой помощи, начали строить фельдшерско-акушерские пункты, уже построили 130, и в этом году 100 будем строить. 

У нас очень крупные инвестиционные проекты реализуются: это и компания «Роснефть» - «Восточная нефтехимическая компания», это и сжиженный газ, СПГ - завод «Газпрома», это и производство химических удобрений - «Национальная химическая группа», завод «Соллерс», его расширение, и судоверфь... Всё это сотни миллиардов рублей инвестиций, десятки тысяч высокопроизводительных рабочих мест, которые будут занимать приморцы.

Уже в преддверии саммита построили много объектов, которые сегодня служат жителям края, способствуют расширению международного сотрудничества. Взять только объекты транспортной инфраструктуры. Современный аэропорт, 150 км дорог. Два красавца-моста, через бухту Золотой Рог и на остров Русский, стали визитной карточкой Владивостока. 

Серьёзно облегчил жизнь автомобилистам низководный мост Де-Фриз - Седанка. Все эти объекты построили в достаточно сжатые сроки. Саммит длился всего несколько дней, а сколько они прослужат жителям края!

Особняком стоит самый современный в России кампус ДВФУ, сегодня здесь учатся студенты со всей страны, с Украины, из-за рубежа. Они - будущее не только Приморья, которому в свете масштабных проектов требуются квалифицированные кадры, но и международного сотрудничества. Россия в Приморье сделала экономический прорыв на Восток, и молодым продолжать это большое дело.

   
   

А ещё - концертно-спортивный комплекс «Фетисов арена» и Приморский театр оперы и балета. Сейчас забыли, сколько скепсиса было по этому поводу. Всё просто: сегодня это - одни из самых посещаемых спортивных и культурных объектов. На матчи с участием «Адмирала», достойно представляющего край в КХЛ, не пробиться. Аншлаги - на концертах российских и мировых звёзд, взять хотя бы октябрьское шоу Roxette. 

В новом театре - премьера за премьерой. В ноябре здесь стартовала уникальная программа: никогда ещё в одном проекте не звучали все симфонии Дмитрия Шостаковича. Классика оказалась востребованной, и жители края получили возможность наслаждаться музыкальными шедеврами, слышать и видеть выступления именитых артистов в Приморье вживую, а не по телевизору или в записи.

Цивилизованный полигон бытовых отходов, саркофаг, который надёжно укрыл безобразную свалку на Горностае, долгие годы отравлявшую воздух и море, современные очистные сооружения во Владивостоке тоже дорогого стоят.

Точки роста

Из большого пакета инвестиционных проектов, представленных Приморьем на саммите АТЭС во Владивостоке, многие сегодня активно воплощаются. Туристический кластер, с развитием новых маршрутов по краю, созданием курортно-игорной зоны. Для края это открывает огромные возможности хотя бы потому, что в двух-трёх часах лёта от Владивостока живёт больше 200 млн человек - северный Китай, Япония и Республика Корея. А доходы от туризма при правильной организации дела превышают доходы от торговли углеводородами.

В аэропорту Владивостока самолёты взлетают один за другим. Фото: АиФ / Вадим Кочугов

Ещё один итог саммита - соглашение с компаниями Toyota,  Mitsui и Mazda по сборке автомобилей этих марок. Сегодня край близок к поставленной цели - полносборочное производство 100 тыс. автомобилей в год, в том числе Land Cruiser Prado.

Другие значимые проекты - нефтехимическое производство около Находки и газохимическое производство в Хасанском районе, нефтеналивной порт Козьмино, завод по производству сжиженного газа. Это очень важный компонент экономики Приморского края, который, безусловно, способствует её развитию. 

Проекты, зародившиеся в ходе подготовки к саммиту АТЭС-2012, развиваются и привлекают к себе внимание мирового бизнес-сообщества, открывая новые горизонты сотрудничества. С краем хотят работать Нидерланды. Чтобы обсудить этот вопрос, во Владивосток приезжала деловая миссия Королевства.

Алексей Старичков. Фото: Пресс-служба администрации Приморского края

- Два года назад в Приморье прошёл саммит АТЭС, что позволило создать очень мощную инфраструктуру в регионе, - рассказал гостям директор краевого департамента международного сотрудничества Алексей Старичков. - Одним из самых главных результатов саммита я считаю создание новых высокотехнологичных производств, которых не было ранее в Приморье.

По итогам встречи региону предложено сотрудничество в области высоких технологий, здравоохранения, химической промышленности, агропромышленного комплекса, логистики и управления водными ресурсами. Важный момент, Нидерланды - мировые лидеры по утилизации отходов, а это направление сегодня в Приморье в числе приоритетных.

Равнение на восток

Главной темой саммита АТЭС в Пекине 5-11 ноября 2014 г. стало «Формирование будущего через азиатско-тихоокеанское партнерство». Основными приоритетными задачами названы развитие региональной экономической интеграции, продвижение реформы экономики, инновационное развитие и рост, а также форсирование инфраструктурного инвестирования и комплексной взаимосвязанности. И в этом смысле Приморье очень удачно включилось в процесс, приняв международный форум два года назад, что стало, по мнению председателя правительства Дмитрия Медведева, ярким проявлением интереса России к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Китайский Харбин отличается российскими мотивами. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Что касается Китая, с 2010 г. он занимает первое место по товарообороту с Россией, при этом КНР - на четвёртом месте по общему объёму накопленных инвестиций в российскую экономику.

По мнению Владимира Миклушевского, Приморье играет важную роль в развитии российско-китайских отношений, в т. ч. туризма, машиностроения, сельского хозяйства, транспорта. В июне 2014 г. инвестиционные проекты региона представили на первом Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине. В ходе форума заключены внешнеторговые договоры на сумму более 230 млн долл., протоколы и соглашения о намерениях на сумму около 840 млн долл.

А на саммите в Пекине Приморье презентовало проект модернизации экологически чистого интермодального терминала сыпучих грузов закрытого типа ОАО «Терминал Астафьева» - первого подобного рода в стране. Примечательно, что впервые его представили на форуме АТЭС во Владивостоке. Тогда его включили в перечень приоритетных проектов по развитию экономического потенциала края.

Очевидно, что эстафета азиатско-тихоокеанского сотрудничества, принятая Россией во Владивостоке, стала для региона поворотным моментом в экономике, социальной сфере, культуре, экологии. Тем шансом, который Приморье не упустило. 

Кстати

Сегодня в состав АТЭС входят Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония. По данным, представленным на официальном сайте АТЭС, на долю организации приходится около  55 % мирового ВВП и 44 % торгового оборота.