Последний остров сталинизма на карте мира - наш непосредственный сосед. Граница между Россией и КНДР приходится на Хасанский район. Но мы крайне мало знаем об этой стране. Что-то о концлагерях, культе личности. И боимся запусков ракет, падающих в море где-то под Находкой, ядерных испытаний, которые ничего хорошего нашему сейсмоопасному региону не сулят.
Куда лучше жители Приморья осведомлены о Южной Корее. Деловые контакты, корейские машины, бытовая техника, компьютеры стали обыденным делом. Как и туризм - медицинский, культурный, «пивка попить»... Да и визы теперь не нужны!
А если бы Корея стала единой, как 25 лет назад Германия? Вместе с коллегами из 19 заинтересованных в этом вопросе стран - США, Китая, Тайваня, Италии, Бразилии и других - корреспондент «АиФ-Приморья» обсудил такую возможность. За круглый стол с участием министерств объединения и иностранных дел Республики Корея, беженцев с Севера журналистов пригласила крупнейшая телекомпания Азии Arirang.
Цена свободы
Из КНДР бегут не только местные жители. В 1984 г. рванул из демилитаризованной зоны с Севера на Юг советский гражданин Василий Матусяк. В результате 20-минутного боя за его свободу заплатили жизнью три северокорейских пограничника и один южанин. А он поселился в США.
Для десятков тысяч корейских перебежчиков с Севера «рывок» на Юг заканчивается по-разному. Путь сложный, через Китай, Монголию, Таиланд. Из Китая их могут депортировать на родину, как и из России. Там неудачников ждёт печальная участь: в лучшем случае - трудовые лагеря. Рассказывая об этом, беженцы горько плачут.
«В КНДР создана система, подобная советскому ГУЛАГу», - утверждает представитель комиссии по правам человека в Северной Корее Ли Ёон-Кен. «Мы собираем информацию от перебежчиков во многих странах. Надеюсь, наша работа поможет нормализовать ситуацию по всей Корее».
Беженцам на Юге дают жильё, хорошие подъёмные, обеспечивают работой. Но справится ли Юг с почти 25 миллионами северян в случае объединения? После падения Берлинской стены Запад потратил огромные средства на модернизацию экономики и инфраструктуры Востока. Дополнительный налог «солидарность» на эти цели платили все граждане страны. Экономика Северной Кореи находится в гораздо худшем положении, чем в ГДР на тот момент. Выходит, Южной Корее придётся при объединении потратить гораздо больше, чем ФРГ.
Может, и КНДР пора выходить из изоляции в большой деловой мир? При имеющихся природных и трудовых ресурсах - это немалые деньги. В КНДР есть совместные предприятия, к Приморью примыкает свободная экономическая зона Расон, но иностранные инвестиции рекой не текут. Сказываются крайний бюрократизм и отсутствие гарантий безопасности вложенных средств. Нет и открытой экономической статистики, что не даёт возможности просчитать перспективы бизнеса.
Поезд перемен
Пока в экономику КНДР больше вкладывается Китай. По оценке экспертов, ему объединение Кореи невыгодно. Ресурсы Севера и технологии Юга, слившись, могут породить нового серьёзного мирового конкурента для КНР. Другое дело - дешёвая рабочая сила и природные богатства, но - во благо роста экономики Поднебесной.
С недавних пор на КНДР сделала ставку Россия. Списание долга в 11 млрд долл., масштабные проекты в сельском хозяйстве и промышленности дают повод думать, что сотрудничество двух стран пошло в рост. Бурно развиваются отношения России и с Республикой Корея. Но если в случае с Югом контакты - на уровне глав государств, то с Севером пока этого нет. Впрочем, «большие люди» с Севера уже зачастили в Москву, в Хабаровск, во Владивосток. Явно неспроста.
«Мне известно, что Приморье занимает ведущую роль в реализации стратегии президента по развитию Дальнего Востока. Для совместной работы есть большой потенциал», - заявил во Владивостоке член президиума Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи Цой Рён Хэ.
Российско-северокорейские связи развиваются, несмотря на сложную обстановку в мировой экономике.
«Двусторонний товарооборот России с КНДР увеличился в 2013 г. на 64,2% по сравнению с 2012 г., составив 112,7 млн долл. США. Такие объёмы торговли и инвестиционного сотрудничества незначительны и не отвечают ни нашим возможностям, ни потребностям экономик России и КНДР. Поэтому мы ставим амбициозную задачу увеличить взаимную торговлю к 2020 году до 1 млрд долл.», - заявил глава Минвостокразвития Александр Галушка в июле этого года.
23 ноября произошло ещё одно знаковое событие. Спецпоезд с российско-южнокорейской комиссией, организованной для участия в отгрузке первой опытной партии угля, отправился из Приморья в КНДР. В перспективе речь идёт о регулярной перевозке угля из России через КНДР в Республику Корея. Соединит ли это Транскорейскую магистраль с выходом на Транссибирскую, а далее - в Европу, покажет время. В первую очередь, объединение Кореи в одну зависит от двух Корей, но первый поезд пошёл.