Курс на восток. У Приморья много преимуществ

Экономику Приморского края ждут глобальные перемены. © / Александр Колегов / АиФ

Какие перемены ждут экономику края, какие масштабные проекты будут развиваться и чего ожидать от контактов в Китайской народной Республикой в свете складывающейся внешнеполитической и экономической ситуации рассказал руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.    
   

Александр Колегов, vl.aif.ru: Алексей Юрьевич, недавняя рабочая поездка приморской делегации во главе с губернатором Олегом Кожемяко в КНР, это продолжение заявленного Президентом России курса на Восток. Наш регион приобретает в этой связи огромное значение. Интерес со стороны бизнеса КНР к реализации проектов в Приморье есть?

Алексей Старичков: Думаю, что сейчас активные переговоры, визиты официальных делегаций будут только нарастать. Губернатор пригласил партнёров из провинции Хэйлунзцян, и представителей других провинций, посетить наш край. У представителей из Китая есть заинтересованность как в реализации в крае проектов по строительству дорог, транспортных коридоров, логической инфраструктуры, портов, так и в развитии туристических и культурных связей с нашим регионом.

- Олег Кожемяко объявил о планах создания в Приморье Торгово-промышленного парка продукции России, Китая и Северной Кореи. Когда ожидать реализации этого проекта?

- Работа по созданию технопарка, в котором должны будут работать компании из КНР и КНДР во многом, я считаю, перекликается с тем, что делается по созданию международной территории опережающего развития – зоны, где будут упрощённые требования и нормы регулирования. Где будут действовать законы стран-участников. Особых экономических зон, которые создаются на территориях опережающего развития, уже недостаточно для поддержания экономического роста в странах АТР. Сейчас речь идёт о создании зон международного типа. Во многом они могут опираться на аналогичные нормы и требования страны, которую будет представлять резидент этой зоны. Надо полагать, во многом они будут рассчитаны на китайские компании просто потому, что объём контактов с КНР значительно больше. Речь пока идёт о разработке концепции. Со дня на день будет создана рабочая совместная российской-китайская группа для проработки всех вопросов. Я надеюсь, что процесс пройдёт быстро. Пока конкретную географическую точку расположения парка определять рано.

- Каков размер торгового оборота Приморья и стран АТР и конкретно Китая?

- Сейчас в Приморье действует 42 предприятия с участием бизнеса из КНР, их оборот $7,5 миллиардов. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил почти 50%. В этом губернатор поставил задачу выйти на объём 10 миллиардов. И статистика этого года показывает, что темпы роста сотрудничества продолжают быстро расти. И региону, и власти необходимо отвечать на требования рынка.

   
   
Наш регион - ворота в АТР. Фото: АиФ/ Олег Белов

- Какие задачи рассматриваются, как первоочередные в данном направлении?

- Задачи по развитию логистической инфраструктуры. Это самое важное направление работы правительства Приморского края. Это – новая специализация региона, особенно в условиях поворота всей экономики Российской Федерации на Восток. Эта работа принимает первоочередное значение. Объёмы грузооборота и транзита через наши порты растут в обоих направлениях, и мы должны иметь возможность справляться с ними в полном объёме и иметь рассматривать дальнейшие перспективы роста. Кстати, хорошо себя зарекомендовала госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края». В ее рамках делаются многие шаги.

- Рассматривается ли вопрос привлечения стран АТР к расширению транзитных мощностей Приморья?

- Губернатор в ходе поездки неоднократно обсуждал с представителями КНР, в том числе властями и бизнесом – грузоотправителями и инвесторами возможность их участия в расширении портовых мощностей в Хасанском и Шкотовском районах Приморья, расширении дорожной сети и пунктов пропуска через границу. Рассматриваются в том числе вопросы их участия в этих проектах на основе государственно-частного партнёрства на концессионных условиях.

- Какова доля отечественных товаров в общем объёме товарооборота?

- Сальдо нашего товарооборота отрицательное – импорт превышает экспорт. Но тут важный момент. Потоки, идущие через регион, демонстрируют наше транзитное преимущество. В бюджет от этого поступают налоги и выплаты, которые платят торговые компании, создаются рабочие места, люди, работающие в сфере, получают заработную плату. Чем больше импорт, тем лучше для Приморского края. Само географическое положение обязывает наш край пользоваться этим ресурсом – концентрировать товарные и денежные потоки в себе. Уже это можно считать прекрасной возможностью для роста.

Грузооборот между Приморьем и КНР постоянно растет. Фото: АиФ/ Александр Колегов

- Олег Кожемяко отмечал в качестве перспективного направления сотрудничество с АТР развитие туризма. Что делается в этом направлении?

- Первоочередные задачи – обустройство сферы гостеприимства, транспортной инфраструктуры и пунктов пропуска через границу. Часть этих мероприятий проводится в рамках программы «Развитие туризма в Приморском крае». Работа начата и активно ведётся. Губернатор пригласил китайских партнеров активнее посещать край. Им было бы интересно посмотреть филиал Мариинского театра, современный культурно-образовательный центр во Владивостоке. А приморцы с удовольствием бы поехали, например, в Порт-Артур. С ним у нас связана большая часть истории.

- Когда решится вопрос по безвизовому режиму пересечения границы?

- Возможность безвизовых поездок определяется на межправительственными соглашениями. На региональном уровне выражают готовность возобновить такой формат поездок. Говорить о конкретных датах сегодня невозможно. Хотя уже прямо сейчас есть практика оформления виз в пунктах пропуска, прямо на границе. И возможностью пользуются многие наши сограждане.