Людмила Талабаева совместно с коллегами сенаторами приняла участие в круглом столе на тему «Законодательное обеспечение государственной поддержки российских рыбоперерабатывающих предприятий: проблемы и возможные пути их решения», который прошел в Совете Федерации.
В обсуждении также участвовали представители Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального агентства по рыбоводству, Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, субъектов Российской Федерации, эксперты.
Открывая круглый стол, первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что обязательные требования к безопасности пищевой продукции и контроля сферы рыбоперерабатки установлены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», в Техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», Техническом регламенте Таможенного союза «Пищевая продукция и части ее маркировки». При этом необходимость корректировки некоторых норм регламентов назрела очень давно.
Одними из первых вопросов, которые рассматривали на круглом столе, стали вопросы нормирования содержания ледяной глазури, гельминтов и мышьяка в рыбной продукции. Как пояснили участники круглого стола, некоторые виды промысла практически перестали поставлять на территорию Российской Федерации свою продукцию, так как в них шло превышение по мышьяку, по его органической форме. При этом такая продукция отправлялась и отправляется за рубеж без ограничений (в Японию, Корею, Китай, например) и там потребляется.
Во многих зарубежных странах мышьяк разделяют на органический и неорганический. В регламентах, применяемых на территории Российской Федерации, до сих пор содержатся нормативы содержания мышьяка, которые не разделяют мышьяк на органического и неорганического происхождения. Нормативы, установленные для содержания в рыбной продукции мышьяка, значительно отличаются от нормативов в других странах. Ввиду этого значительная часть продукции не доходит до внутреннего рынка нашей страны.
Людмила Талабаева: «Вопрос по содержанию мышьяка в рыбной продукции – это показатель так называемых административных барьеров. Требования к содержанию мышьяка давно устарели и в настоящее время являются препятствием. Так, дальневосточная компания Восток-1 весь добываемый глубоководный краб отправляет на экспорт. Ни одну тонну не удается продать на внутреннем российском рынке. Я считаю, что у Роспотребнадзора было достаточно времени, для того чтобы провести глубокий анализ того, что в мире происходит с мышьяком, разграничить органические и неорганические формы мышьяка. Вот я сейчас поеду в регион, что мне сказать нашим рыбакам? Роспотребнадзору давно следует пересмотреть нормативы содержания мышьяка в рыбной продукции, провести соответствующие исследования».
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в регламент и ориентироваться на тот факт, что во всем мире идет разграничение на органическое и неорганическое происхождения мышьяка. В нашей стране превышение нормативов, как правило, встречается по органическому мышьяку, который в большинстве стран даже не нормируется. Из-за того, что в Российской Федерации механизм не прописан четко, по внутреннему рынку идет ограничение на продукцию, которая могла бы быть переработана и использована непосредственно внутри страны.
Как отметили эксперты, существуют также нормативы к содержанию глазури1 в рыбной продукции. Нормирование глазури обеспечивает качество и безопасность рыбной продукции для потребителя. Технический регламент устанавливает способ определения чистого веса рыбной продукции путем маркировки мороженной рыбной продукции с отдельным указанием массы нетто «без глазури» и массовой доли глазури.
Таким образом, потребитель мороженной рыбной продукции получает информацию о чистом весе рыбной продукции. В данном случае эксперты считают излишним нормирование ледяной глазури в рыбной продукции, предназначенной для потребителей торговых сетей.
Что касается требований к содержанию гельминтов в рыбной продукции - должны отсутствовать личинки паразитов в живом виде. Ввиду того, что в регламенте нет слова «живые», на практике возникает ситуация, когда контролирующие органы арестовывают всю поступающую в непотрошеном виде промысловую рыбу ввиду ее зараженности мертвыми видимыми личинками паразитов (гельминтов). По мнению участников круглого стола, необходимо внести термин «живые гельминты». Именно отсутствие живых гельминтов должно быть главным требованием к продукции.
Также было отмечено, что сами производители продукции заботятся, чтобы продукция не содержала следов гельминтов, которые, конечно же, ухудшают не только качество продукции, но и ее товарный вид.
Далее обсуждался вопрос о том, что в настоящее время законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов не предусматривается проведение первичной переработки на борту судна, осваивающего прибрежную квоту. Сенаторы и депутаты Государственной Думы разработали и внесли проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Этот проект закона регулирует операции первичной переработки и улов водных биологических ресурсов, полученных при осуществлении прибрежного рыболовства на судах рыболовного флота, рыбопромыслового флота.
Реализация закона позволила бы обеспечить сохранение пищевой и биологической ценности охлажденных водных биоресурсов при доставке их на территорию Российской Федерации, а также загрузку прибрежных рыбоперерабатывающих предприятий необходимым качественным сырьем.
В ходе обсуждения мер государственной поддержки, необходимых для стимулирования развития российских рыбоперерабатывающих предприятий, Людмила Талабаева отметила, что на недавнем совещании в Приморском крае, которое проводил Юрий Трутнев, как раз обсуждался этот вопрос.
«Весной и зимой мы где-то около одного миллиона тонн вылавливаем минтая. Сейчас границы с Китаем закрыты, минтай не уходит на экспорт. Его надо перерабатывать. Территории опережающего развития были основным вопросом, о котором говорил Юрий Петрович, учитывая, что на них должны строиться рыбоперерабатывающие предприятия. Чтобы работали перерабатывающие предприятия, надо чтобы были холодильники. У Приморского края такого объема холодильников нет. Конечно, нужно рассматривать производство больших холодильников для большого объема рыбопродукции с точки зрения инвестиций, с точки зрения льготных кредитов. Здесь должно быть совместное решение Министерства сельского хозяйства, Минэкономразвития и Федерального агентства по рыболовству», - подчеркнула сенатор.
По итогам заседания, с учетом ситуации, сложившейся в отрасли в связи прекращением экспорта минтая в КНР, было принято решение рассматривать внутренний российский рынок как основной и разработать комплекс мер, направленных на создание механизмов стимулирования и развития перерабатывающей отрасли для обеспечения населения с различным уровнем доходов качественной рыбной продукцией.