Весна: Истинные леди в истории Владивостока

Весна, молодость и любовь! © / Анастасия Есауленко / АиФ

Весна, любовь и женщина! Эти слова - почти синонимы, наполненные глубоким смыслом. Корреспондент «АиФ-Приморья» Елена Жукова решила приоткрыть завесу музейных архивов, рассказав о самых ярких женских образах, характерах и судьбах нашего города. В этом ей помогли эксперты – специалисты отдела исследования Приморского музея имени Арсеньева. Анжелика Петрук, Виолетта Уварова, Дмитрий Рыкунов, Татьяна Шугайло.

   
   

Маргарита Николаевна Арсеньева

Стильная и аристократичная, обаятельная и общительная, независимая в суждениях - именно такой видели современники вторую супругу исследователя и путешественника Владимира Арсеньева. Они поженились в 1919 году, прожили 11 счастливых лет, в этом браке родилась дочь Наталья. Маргарита была для своего супруга не только любящей женой, но и помощницей во всех делах. Её стараниями были изданы труды Арсеньева - на родине и за рубежом. Маргарита Николаевна знала несколько иностранных языков, работала научным сотрудником в Дальневосточном геологическом тресте, вела переписку с зарубежными издательствами.

Маргарита Арсеньева с дочерью Наташей. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Её судьба сложилась трагически. После смерти мужа, в 1931 году в газете «Красное знамя» вышла статья, в которой идеология Арсеньева была признана чуждой и нуждающейся в разоблачении. Через три года Маргарита Николаевна была впервые арестована. Её обвинили в шпионаже в пользу Японии и Германии. Сохранился уникальный обрывок тюремного письма, адресованного Анатолию Арсеньеву, старшему брату мужа, капитану дальнего плавания: «Дорогой А. К., меня обвиняют в работе шпионской контрреволюционной организации.  Если я не сознаюсь, то Наташу возьмут от вас и поместят в детскую колонию. Спасите Наташу, спрячьте ее у кого-нибудь... Пусть меня сошлют куда угодно, пусть расстреляют, но не вымогают ложного признания». Наташа была отправлена в Москву.  

Маргарита Николаевна переживала в заточении долгие месяцы следствия. Её выпустили с рекомендацией не брать на работу, как «антисоветского элемента и политически неблагонадежную». Маргарита Николаевна уехала в Москву, к дочери. Сёстры советовали ей остаться в столице, но она вернулась во Владивосток и нашла работу в Дальневосточном филиале Академии наук. В июне 1937 года Маргариту Арсеньеву снова арестовали, обвинив в «контрреволюционной шпионско-вредительской деятельности». 
Она была расстреляна 21 августа 1938 года.

Надежда Александровна Айзенберг 

Её назвали одной из лучших травести Советского Союза. Критики ставили Владивостокскую актрису на одну ступень с великой Сперанской. Особе восхищение снискала ее роль принца Делика в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество». 

Надежда Айзенберг Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Надежда Айзенберг родилась в городе Уссурийске, в 1936 году. Детство было тяжёлым, мать воспитывала девочку одна,  работая парикмахером, кассиром. Потом она скажет: «Я всегда знала, что буду артисткой», что «это – судьба». 

Путь служения Мельпомене для Надежды Александровны начинался в родном театре. Юную Надежду - худенькую и озорную, больше похожую на подростка, привлекали мальчишеские роли. Она проработала в Уссурийском театре четыре сезона, говорила «кушать подано», выходила в массовках, играла роли пионеров. Первой сценической удачей актрисы стал Олег в спектакле по пьесе Виктора Розова «В поисках радости». Окончив студию при драматическом театре имени Горького, Надежда Айзенберг засияла на сцене Приморского ТЮЗА. В галерее любимых персонажей: отважный партизан Валя Котик, влюблённые девочки-подростки - Варя из пьесы «Девочка и апрель», Таня из одноименной пьесы Арбузова. Надежда Айзенберг будто подтверждала слова Блока «Только влюблённый имеет право на звание человека». 

   
   

Её лебединой песней в амплуа травести стала роль принца Делика. В этой постановке актриса в полной мере воплотила своё мастерство перевоплощения. Делик стал безусловной вершиной  её творчества. Московские критики с удивлением узнавали, что Айзенберг - местная актриса, не имеющая столичной школы. А ведь они ставили её вровень с крупнейшими травести отечественного театра!

Надежда Айзенберг играла «дорогих своих мальчишек» 20 лет. Зрелой характерной актрисой пришла в драматический театр имени Горького. Зрителям запомнилась её экстравагантная экономка Елизавета Богданова из «Месяца в деревне», трогательная мамаша Менахема из «Поминальной молитвы», курьёзная японская горничная из постановки «№ 13». В 1977 году  Надежде Александровне Айзенберг присвоено звание «Народной артистки РСФСР». 

Елена Александровна Афанасьева.

«В руках моих кисть, на конце её - огонь моей души!» - так писала в своём дневнике художница, творившая во Владивостоке в лихие годы революции и гражданской войны. В это время творческая жизнь в городе бурлила. Именно во Владивостоке юная Ляля Афанасьева получила первые уроки рисования. Её открыл популярный у местной богемной публики театр-студия «Балаганчик». В 1919 году на конкурсе портретного наброска в «Балаганчике» Ляля заняла первое место. Позже она изобразила самого Давида Бурлюка. Рисунок был так хорош, что метр футуризма восхищённо воскликнул: «Гениальная девушка!».

Елена Афанасьева (крайняя слева) с друзьями. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

В 1923 году окрылённая Ляля Афанасьева уезжает учиться в Москву. Окончив ВХУТЕМАС, начинает работу над детскими книгами. Создаёт открытки по детской тематике, оформляет журнал «Мурзилка», сотрудничает на студии «Диафильм». В годы войны Елена Афанасьева работает в госпитале, пишет портреты раненых, в том числе свою известную серию прославленных лётчиков. По воспоминаниям современников, она всегда была в движении, в поисках живых героев отправлялась в глубинку, делая зарисовки в полях. Много лет жизни Елена Александровна отдала проекту «Портреты артистов в ролях». Среди созданных ею образов - Евгений Самойлов, Елена Глаголева, Лидия Покровская.  

Сегодня в коллекции Приморского музея имени Арсеньева хранятся уникальные работы Елены Афанасьевой, коллекции фотографий, оригиналы обложек журнала «Мурзилка», а также дневник, который Ляля Афанасьева вела во Владивостоке. Кстати, о книге Агнии Барто «Машенька» с рисунками Афанасьевой говорили, что иллюстрации в ней превзошли стихи. Это высочайшая оценка творчества художника. 

Анна Ивановна Щетинина

«Я явилась не из пены морской.  Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца» - говорила первая в мире женщина - капитан дальнего плавания. Именем Анны Щетининой сегодня названы мыс на побережье Амурского залива, сквер на полуострове Шкота, улица в микрорайоне Снеговая падь, школа №16. Она родилась в 1908 году в семье стрелочника на станции Океанская под Владивостоком. В начальную школу Анна пошла только в одиннадцать лет - за семь километров от дома. Восьмилетнюю школу смышлёная ученица окончила за шесть лет и поступила во Владивостокский морской техникум.

Анна Ивановна Щетинина за работой. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Чтобы заработать на жизнь, ночами Анна работала грузчиком в порту. Она не давала себе никаких поблажек, ходила по кругу, стиснув зубы от усталости: таскать на плечах приходилось по сорок килограммов. Заработанных денег хватало на пять дней.

Со стороны «морских волков» ей пришлось пережить массу обидных шуток, пренебрежения и откровенного злорадства. Во время практики на судах ей давали самую грязную и тяжёлую работу. Она делала всё, что приказывали, преодолевая приступы морской болезни. Много лет спустя Анна Ивановна призналась: «Я понимала, что если откажусь - никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром».

Всего за шесть лет отважная девушка прошла путь от матроса до капитана. В 27 лет Анна Щетинина взошла на капитанский мостик. Первым её рейсом стал перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку. За границей Анна произвела настоящий фурор. Моряки заключались пари: сможет ли Щетинина довести судно к берегам Дальнего Востока? Весь мир пристально следил за продвижением парохода, ожидая катастрофы. Она не оправдала прогнозы скептиков, успешно завершив труднейший рейс. В Сингапуре, Анну пригласили в элитный английский морской клуб. Джентльмены явились специально, чтобы посмотреть на «леди-капитана». Господа ожидали увидеть, «по меньшей мере, бурую медведицу из сибирских лесов…».

Анна Щетинина спасала суда из ледового плена, под обстрелами фашистской авиации эвакуировала людей и переправляла стратегически важные грузы. Обошла все океаны мира, была капитаном пятнадцати судов, совершила кругосветное плавание. В 1960 году Анна Ивановна вернулась в родной город, получив назначение доцентом кафедры «Управление судном».

Не случайно родилась фраза: «Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России».

Евдокия Алексеевна Воронова-Старцева 

«Маленькая, худенькая, изящная... Георгиевская ленточка в петличке. Большие чёрные глаза - даже не чёрные. В них глубина, и вопрос, и тоска о чём-то. Голос тихий и нежный - в сердце стучится», - так написал потрясённый современник о знаменитой сестре милосердия Русско-японской войны Евдокии Вороновой

Евдокия Алексеевна Воронова-Старцева. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Младшую дочь известного предпринимателя Алексея Старцева, обратившего полуостров Путятин в райский уголок, в детстве ласково звали Душей. Евдокия появилась на свет в 1878 году в китайском городе Тяньцзине. Бойкая и озорная, Душа была великолепной наездницей, метко стреляла, имела решительный характер. Недаром братья Бринеры называли её «путятинской амазонкой». В 1898 году Душенька вышла замуж за друга жениха - офицера Павла Павловича Воронова. Ей удалось убедить всех, в том числе и маму, и жениха, что это - судьба».

Свои медицинские знания, полученные в Швейцарии, она впервые применила во время военных действий в Китае в 1900 году. На фронте Евдокия была ранена и получила военную награду. Воронову ценили как непревзойденного переводчика с китайского языка. Говорили, что «она затмила бы весь Восточный факультет Петербургского университета безукоризненной чистотой и красотой произношения, знанием духа языка и богатством выражений». 

Когда началась Русско-японская война, командира Приморского драгунского полка Павла Воронова направили на передовые позиции в Маньчжурию. Евдокия была рядом. Во Владивостоке на средства семьи Старцевых она организовала санитарный лазарет. Евдокия работала не покладая рук, оказывая помощь раненым. Не одну сотню жизни ей удалось спасти. 

Пётр Краснов вспоминал о встрече с ней: «Это была какая-то необыкновенная сестра. Именно «барыня», а не сестра. Одна душа, казалось, в ней осталась, тело исчезло, так исхудала и так невещественная стала она. Ее спокойная рассудительность в рискованные минуты, мягкая настойчивость и твёрдая воля с железной энергией, заслужили ей уважение и веру». 

О том, как сложилась жизнь Евдокии Вороновой-Старцевой после окончания Русско-японской войны, сведений очень мало. Во время Первой мировой войны она оказалась в Сербии, в городе Груже, и уже никогда не вернулась в Россию. Имя путятинской амазонки не забыто. Память о замечательной русской женщине сохранили книги. В них мужчины преклоняются перед тихим героизмом Евдокии Алексеевны Вороновой-Старцевой - истинной внучки декабриста.

Анна Фёдоровна Чулкова 

Древний миф о чудесном птичьем молоке она воплотила в светлую советскую реальность. Мастер высшего класса родного кондитерского производства Анна Чулкова родилась в Рязанской области в селе Тарадей в многодетной семье. Во Владивосток Чулковы переехали перед войной, в 1940 году. Во время войны девочка училась и не училась, так как был дефицит учителей и чернил. В 15 лет Анна отправилась работать учеником на кондитерскую фабрику.

Анна Фёдоровна Чулкова Фото: Из личного архива / коллаж Александра Микрюкова

В 1967 году министр пищевой промышленности СССР во время визита в Чехословакию попробовал оригинальное лакомство. Вернувшись на Родину, чиновник собрал маститых кондитеров Союза, продемонстрировал коробку привезенного «Ptasie Mleczko» и дал задание изобрести нечто похожее на этот заграничный десерт. Анна Чулкова к тому времени совмещала работу технолога и начальника кондитерского цеха. Она лично разработала рецепт птичьего молока, добавив в него агар-агар, благодаря которому «молоко» приобретало нежность и воздушность. Эксперимент Анны Чулковой был признан лучшим на территории СССР. 

Не только за «птичку» отмечена государством Анна Чулкова. Она стала автором многих образцов кондитерской продукции, к примеру, шоколадно-вафельного торта «Мечта», конфет «Комета», «Метеорит», «Золотой рог». В 1986 году Анне Чулковой присвоено звание Героя социалистического труда. В 2011 году Анна Фёдоровна стала Почетным жителем Владивостока.  

У неё – дочь,  ва внука и правнуки. Любопытно, что сама бабушка Аня – не поклонница сладкого. Она часто пересматривает любимый фильм «Молодая гвардия» и повторяет слова о том, что «Труд - почётная вещь». На родной кондитерской фабрике Анна Фёдоровна Чулкова проработала почти 50 лет. Она считает себя вполне счастливым человеком. 

Елизавета Ивановна Чалеева-Бельская 

Она родилась в семье офицера в Костроме, в городе, куда Островский поселил свою «Бесприданницу». В детстве Лиза любила прятаться в легендарной беседке, где якобы объяснялись в любви герои драмы. Там она сочувствовала бедной девушке, мечтая о сценическом успехе. Так случилось, что героини Островского для Елизаветы Чалеевой стали судьбой. 

лизавета Ивановна Чалеева-Бельская Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Театральный Владивосток запомнил актрису в двух образах драматурга - Гурмыжской в «Лесе» и Кабанихи в «Грозе». И та, и другая роль были сыграны в лучших традициях отечественного театра. С мастерством, азы которого актриса постигала в стенах училища Московского Императорского Малого театра.

1905 год, позади русско-японская война. «Город наводнили военные, - вспоминала в своих мемуарах артистка. - И в зрительном зале золотились сплошь офицерские погоны. Соответственно, подбирался и репертуар - русская и зарубежная классика, салонная комедия, более или менее приличные фарсы». Впрочем, Владивосток отдавал должное таланту Чалеевой-Бельской не за участие в водевильных пустячках, а за роли серьёзные и глубокие. Зрителям полюбились искренность и чистота её героини Нади в спектакле по пьесе Горького «Враги». Она учила роль по рукописи Горького.

Елизавета Ивановна проработала в театрах Владивостока, Хабаровска и Харбина. Имея громкое имя, актриса приняла решение вступить в красноармейскую труппу 10-й Армии. С «красными» она проделала двухлетний боевой путь от Поволжья до Кавказских гор. Это было незабываемое время! Монологами Лауренсии – героини народной драмы «Овечий источник» она пыталась перекричать рвущиеся снаряды.
В 1936 году Чалеева-Бельская навсегда возвращается во Владивосток, где ей первой присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР. За годы служения театру она сыграла тысячи героинь. И чтобы их понять, нужно было быть не просто хорошей актрисой, а человеком с большим сердцем и большой душой.

Валентина Яковлевна Орликова

Красивая женщина в морской офицерской форме с умным, чуть ироничным взглядом.  Эта редкая фотография найдена в библиотеке американского Конгресса. Маленькая и хрупкая, следуя мечте, она бросила вызов мореходам-мужчинам. Валентина Орликова - первая в мире женщина капитан БМРТ и единственная женщина-капитан китобойного судна.

Валентина Яковлевна Орликова Фото: Depositphotos

Валя Орликова родилась в 1915 году в провинциальном забайкальском городке Сретенске в семье нотариуса. В трёхлетнем возрасте родители перевезли девочку во Владивосток. Здесь мечты о дальних странствиях сводили с ума даже девчонок. После школы девушка отправилась работать на «Дальзавод» подручной судосборщика, вечерами училась в техникуме на судокорпусном отделении.

В 1932 году Валя уехала в Ленинград, где поступила в институт инженеров водного транспорта на судоводительский факультет. Проходила практику на паруснике «Вега», рьяно неся матросские вахты, изучая штурманское дело. 

В августе 1941 года Валентина Орликова участвовала в эвакуации из Таллинна шести тысяч раненых. Во время войны работала помощником капитана на теплоходе «Двина», участником знаменитого конвоя доставлявшего стратегические грузы в ССССР.  

На пароходе «Двина» в качестве штурмана отправилась в Нью-Йорк. Там Валентина вызвала особый интерес у американцев. Её даже возили в Голливуд на съёмки документального фильма о русских моряках. От «капитанских» внешнего облика и манер веяло изяществом и женственностью. 

Потом она стала капитаном китобойного судна «Шторм», во время тайфуна спасла и людей, и ветхое судно. Как вспоминали её современники, на капитанском мостике Валентину едва было видно. «Чёрт в юбке», - посмеивались старые моряки. Но в экипаже Валентину любили и прощали ей маленькие человеческие слабости.

В 1955 году Валентина  Орликова приехала в Мурманск, где начали появляться суда нового типа - большие морозильные рыболовные траулеры. Так появилась первая женщина-капитан в Мурманске. 
В дневнике, который вела юная Валя, осталась запись: «Достигает в жизни заветной цели только тот, кто умеет взять верный курс». В её честь названа улица города Мурманска, и так же открыта мемориальная доска. 

Мария Владимировна Сибирцева. 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Глубоко образованная женщина, идеал верной жены и заботливой матери, Мария Сибирцева воспитала не только своих детей, но и целое поколение революционеров Владивостока.  

Мария Владимировна Сибирцева. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Она родилась в Астраханской губернии в 1867 году. Окончив Бестужевские курсы, вышла замуж за выпускника Петербургского университета Михаила Сибирцева, после чего молодая семья переехала во Владивосток. Мария Владимировна приняла участие в создании народных чтений для мелких чиновников, рабочих и служащих. По её инициативе, во Владивостоке построили здание Народного дома. В 1913 году в городе открылась прогимназия Сибирцевой с официальным названием «частное мужское заведение второго разряда». Мария Владимировна преподавала делопроизводство, естествознание, открыла детскую библиотеку, организовала экскурсии, выпускала журнал. Ее кипучая деятельность была прервана захватом города белогвардейцами.

Подпольный период жизни Сибирцевых был славен вечерами в знаменитом доме на Голубиной пади. По воспоминаниям современников, это было мало похоже на революционный заговор. Молодежь забегала в гостеприимный дом - взять книгу, прочесть стихотворение, посмотреть в энциклопедии какое-нибудь незнакомое слово. Всё располагало к лирическому настроению. Лучшими чтецами были Александр Фадеев и Константин Суханов. После гибели своих сыновей Мария Сибирцева ушла с головой в подпольную и общественную деятельность. Она два раза подвергалась арестам, выйдя из тюрьмы, долго болела. В конце жизни ей вернули партбилет.  

«Она была умной и скромной, твердой, принципиальной, волевой, строгой и по-матерински ласковой, - напишет после Александр Фадеев. - Доброй даже под ударами злой судьбы, выносливой и терпеливой. К ней, близкой и родной, тянулись со своими радостями и печалями. Как просты, доходчивы и обязательны были её советы, хотя часто они давались в шутливой форме».

Екатерина Ивановна Дикая-Бринер (Корнакова) 

«И лихим безумным метеором. 
Ты неслась с безумием в очах.
По пустым,  по ледяным просторам
В мировых безумных сквозняках.» - так написал Корней Чуковский о примадонне театральных подмостков Москвы 20 годов ХХ века. 

Екатерина Ивановна Дикая-Бринер (Корнакова). Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Она родилась в 1895 году в Кяхте, в семье Ивана Корнакова, купца, участника знаменитых экспедиций Пржевальского. С ранних лет у девочки проявился актерский талант, она с большим успехом играла в семейных спектаклях. Это происходило в имении Янковских в Сидими. Юной актрисе доставалась роль Бабы Яги. Повзрослев, Екатерина стала учиться актерскому мастерству в Московской драматической школе. Была любимой ученицей Константина Станиславского, ценил талант Екатерины и Михаил Чехов.

Сыграв несколько ярких ролей на сцене МХАТА, Катерина Корнакова знакомится с Борисом Бринером, который приехал в Москву из Владивостока в служебную командировку. Любовь, вспыхнувшая между ними, была сильной и взаимной. Ради Бориса, Корнакова была готова на всё: оставить первого мужа, карьеру и уехать с ним хоть на край света. Катерина Ивановна разделила с Бриннером все трудности его жизни в эмиграции. В Харбине она организовала студию драматического искусства и поставила несколько спектаклей. Она не смогла иметь детей, поэтому удочерила новорождённую девочку, назвала её Катей и никогда не говорила ей, что она - приемная дочь.

После смерти мужа в 1948 году актриса вместе с дочерью переехала в Лондон. Позже опекуном Кати стал сын Бориса, будущий голливудский актер Юл Бриннер, в ком ростки таланта разглядела его блистательная мачеха.