«Потерялся мальчик, на вид - около 5 лет…». Информация о пропавшем во Владивостоке ребёнке-аутисте мгновенно разлетается по социальным сетям. Группа молодёжи находит его в считаные минуты, ребёнок не успевает уйти дальше железной дороги.
Люди с быстрой реакцией, способные сплачиваться в тесные команды и чётко выполнять поставленные задачи - это волонтёры. Как развивается волонтёрское движение в Приморье? И в каких грехах подозревают энтузиастов, протягивающих руку помощи? Об этом рассказывает Татьяна Конюхова, заместитель первого проректора по вопросам молодёжной политики ВГУЭС, 15 лет возглавляющая при университете волонтёрский корпус.
Потомки Тимура
Елена Жукова: Татьяна Валентиновна, слово на французский манер - волонтёр - сегодня звучит на каждом шагу. Но в море информации теряется смысл.
Татьяна Конюхова: Слово «волонтёр» в переводе означает доброволец, желающий. В 18 веке волонтёрами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Идею создания тимуровских отрядов также можно отчасти назвать волонтёрской. В Советском Союзе нас, пионеров, воспитывали с чёткой установкой - безвозмездно помогать другим людям. Перевести старушку через дорогу, собрать урожай овощей где-нибудь в глубинке. Аккуратно складывая старые газеты в стопки, тимуровец осознавал, что таким образом он спасает лес от вырубки. А ведь за добрые дела никаких зачётов и хороших отметок мы не получали.
В детстве я училась в музыкальной школе. Пианистка, вроде «белая кость» - сиди и играй. Но я была слишком активна: обожала субботники, турслёты, игру «Зарница», помогала ветеранам, одиноким пожилым людям… Я делала это от всей души, без принуждения.
- Но сегодня на дворе другой век…
- Когда мои волонтёры вернулись с Олимпийских игр в Сочи, их спрашивали: «Ну и сколько вы заработали?» Но если за деньги, то это кто угодно, только не волонтёр. К сожалению, у нас в стране за долгие годы были утрачены человеческие ценности. Зачем тратить своё время на других? Выжить бы самому. Но ведь мы, русские люди, открытые, щедрые, всегда готовые прийти на помощь. Было бы желание, а идеи найдутся. Главное - нести людям добро без всяких мыслей о материальном вознаграждении.
Но волонтёры - это не только альтруисты. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Это возможность проявить себя с лучшей стороны, в разных сферах деятельности. Я убеждена: волонтёрство меняет мировоззрение людей, они осознают свою социальную ценность и открывают духовную сторону жизни.
- Неужели среди современной молодёжи есть такие добровольцы?
- Далеко не все могут быть волонтёрами. Не каждого научишь, не каждому объяснишь, важна внутренняя мотивация. Но если ты молодой, здоровый, полный сил - почему бы нет? Признаюсь, в начале своей работы в университете я опиралась на студентов, приехавших из глубинки. Там живут труднее, чем в городах, но в этих детях больше привита любовь к труду. Сегодня в нашем волонтёрском сообществе - сотни людей самого разного уровня, из разных семей. Более 600 человек постоянного состава. Но равнодушные не приживаются.
- Значит, волонтёр - это молодой человек, преимущественно студент?
- Отнюдь. Волонтёров так называемого «серебряного» (старшего) возраста на мероприятиях мирового уровня встречается большое количество. На той же Олимпиаде работали 70-летние. У этой категории огромный жизненный опыт и, конечно, неистребимое желание помогать.
Без права на отказ
- С чего начинается обучение волонтёрству?
- С умения работать в команде, находить своё место в социуме. Список качеств, предъявляемых к волонтёрам, довольно внушительный: воспитанность, толерантность, позитивное отношение к миру, выносливость, знание языков. Это очень широкая сфера деятельности: молодые люди выбирают событийное, социальное, спортивное, административное, экологическое направления. На обучение может уйти немало времени. Так, к сочинским играм мы готовили волонтёров со всего Дальневосточного региона более трёх лет.
- С какими трудностями приходилось сталкиваться волонтёрам на мероприятиях мирового масштаба?
- Физическая усталость, агрессивность со стороны окружающих, особенно болельщиков на крупных спортивных мероприятиях. Но это с лихвой окупается осознанием своей причастности к мировым событиям, новыми встречами и знакомствами, пониманием собственной значимости. Волонтёр не имеет права говорить «нет», он должен найти выход из любой ситуации. И при этом оставаться спокойным и дружелюбным. Сколько проблем может возникнуть только при заселении иностранцев в гостиницу! Когда не устраивает номер, кухня, вид из окна... Но это ещё не всё. Нужно сориентировать гостя в городе, куда он приехал, и во всех интересующих его сферах жизни.
- Кто подсказывает идеи для социального направления?
- Они на каждом шагу. Сами ребята приходят ко мне с разными предложениями. Побывали на видовой площадке на Токарёвской кошке - убрали мусор. Бросили клич «Подари апельсинку!» - поехали по детским домам. А в седанкинский Дом ветеранов мы отправляемся без напоминания на протяжении уже более десяти лет! Осенью убираем опавшую листву, весной растения садим, белим, красим, проводим концерты. В нашей команде - на все руки мастера, умеют и спеть, и станцевать, и что-то смастерить. Для волонтёров важна ответная эмоциональная реакция на действия, выражение глаз.
Мы сделали Олимпиаду!
- Откуда берёте деньги на проведение акций, мероприятий?
- Ищем спонсоров, международные нормы о волонтёрстве этого не запрещают. Волонтёру не платят денег, но его нужно одеть, накормить, обеспечить проезд, безопасность, предоставить жильё. Как отдельные предприниматели, так и разного рода компании идут нам навстречу. Кроме того, мы тесно работаем с государственными структурами.
- Часто ли вам звонят, просят помочь?
- Да, это происходит ежедневно. Бывают иногда весьма странные просьбы. К примеру: «Мне нужно ящики разгрузить - пришлите своих подопечных». Но ведь это наёмный труд, а волонтёр - не носильщик, не «помогайка», не обслуживающий персонал. Принцип - в желании помочь, в какой-то оригинальной идее, которая преподносится творчески. Обидно, когда нет понимания, если на волонтёрах пытаются заработать деньги. Есть и те, кто относится к волонтёрам, как к сектантам.
- А какие бонусы, по-вашему, должны быть у волонтёров?
- За границей быть волонтёром более почётно, чем в России. На Олимпийских играх в Англии нашим ребятам место в метро уступали, благодарили за помощь! Знаю, что в некоторых странах при приёме на работу учитывается опыт работы добровольцем в социальной сфере, таким кандидатам даётся больше шансов для карьерного роста. За границей волонтёры имеют права бесплатного проезда по стране. У нас такого нет. Почему бы волонтёрский стаж не считать трудовым? Сейчас на уровне государства это, слава богу, постепенно решается. Создаётся множество ассоциаций волонтёрского движения. Признаюсь, всех нас вдохновили слова благодарности волонтёрам президента на Олимпиаде. И это вселяет надежду.
Досье
Татьяна Конюхова родилась в Черниговском районе Приморья. Окончила Владивостокское музыкальное училище, Хабаровский институт искусств и культуры. Работала преподавателем в музыкальной школе, директором районного Дворца культуры, руководителем частной эстетической школы. Заслуженный работник культуры РФ. Мечта юности: «Сыграть первый концерт Чайковского с симфоническим оркестром в Большом театре».