«Когда жареный страус клюнул». Приморский фермер – о счастье и санкциях

Валерий Королёв демонстрирует страусиное яйцо весом в два килограмма. © / Сергей Кожин / АиФ

Заурядный сельский дом за высоким забором на ул. Дальней - своеобразная визитка военно-морского городка Фокино. Точнее, не само одноэтажное строение, а обитатели его подворья - чёрные африканские страусы.

   
   

Затеял диковинную для наших краёв ферму бывший судовой механик, а ныне пенсионер Валерий Королёв. Корреспондент «АиФ - Приморья»  поинтересовался у предпринимателя, как идут дела и почему - страусы?

Счастье есть  

Экзотическая для этих мест дичь появилась здесь десять лет назад. Когда Валерий Николаевич завязал с морями, уехал из Владивостока и на все свои сбережения плюс деньги от продажи квартиры и машины приобрёл в Италии двух самок и самца страусов. Про страусоводство он узнал из газетной статьи о начинающем фермере из-под Костромы, который разводил эту птицу в... квартире. Потом проштудировал сайты в интернете, узнал, как разводят страусов в Европе, Канаде, США. И загорелся идеей организовать подобную ферму в Приморье. А почему бы и нет, если костромской мужик и янки смогли? Земли у него возле дома предостаточно. Здоровье пока не подводит, и время есть, хоть лопатой греби.

Самец охраняет своих подружек. Фото: АиФ / Сергей Кожин

- Пенсия - самый счастливый период в жизни! Делаешь всё что хочешь и когда хочешь. Ты ничем не ограничен, перед тобой открываются любые возможности, - вполне серьёзно говорит Королёв.

И тут же улыбается. Действительно, счастливый человек. На покупку птицы, её доставку в Приморье военным бортом, обустройство двух инкубаторов и вольеров ушло более миллиона рублей. Их Королёв до сих пор не окупил. О чём, впрочем, не жалеет. Главное, мечта сбылась - стал первым страусоводом в Приморье. Почему положил глаз на чёрных африканских страусов, а не, к примеру, на эму?

Взгляд, может, и не орлиный, но тоже зоркий. Фото: АиФ / Яна Хватова

- Потому что африканские - морозоустойчивые, - говорит Валерий Николаевич. - И более продуктивны, чем другие виды. Одна самка приносит в год до сорока яиц. Правда, половина из них неоплодотворённые. Часть эмбрионов погибает в инкубаторе от перепадов влажности и нестабильной температуры. Но издержки производства можно учесть при планировании. За первые два года моего фермерства я получил потомство - 16 птенцов. Страусы растут, как на дрожжах, и через девять месяцев весят уже 110 кг. Очень выгодная птица.

Эмбарго во благо

Он убеждён, чёрный африканский страус - идеальная живность для отечественного птицеводства. Во-первых, эта птица может ночевать в неотапливаемом помещении даже зимой. Минус 28 градусов для неё - не мороз, лишь бы сквозняков не было. Её выносливость немаловажна при нестабильности с электричеством и подачей горячей воды. Во-вторых, страус неприхотлив к пище. Летом пьёт воду и щиплет траву. Его любимое лакомство - клевер. Зимой с удовольствием ест измельчённое сено и смесь из зерна пшеницы, овса, ячменя, кукурузы. И, что немаловажно для экологии, страус не вытаптывает пастбище, потому что у него нет копыт, как у коз, коров и лошадей.

   
   
Осенняя прохлада не беспокоит этих величавых птиц. Фото: АиФ / Сергей Кожин

Страус - не единственная живность на подворье. Между ног почти трёхметровых птиц вальяжно разгуливают обыкновенные куры и южно-американские лесные утки. Эту заокеанскую дичь Королёв разводит исключительно для собственных нужд, но птенцов продаёт. Тоже очень выгодная птица. За два месяца птенец индоутки вырастает до взрослой особи весом в три килограмма. Максимальный вес птицы достигает семи кг. Самцы весят больше иного гуся, и мясо у них вкуснее, чем гусиное. Фермер убеждён, в условиях Приморья можно выращивать всё, что летает, бегает и ползает. И не зависеть от импортных поставщиков продовольствия.

- Я уже лет двадцать назад говорил, что нам не надо закупать зарубежные продукты. У нас своей земли хватает, чтобы прокормить народ. А только сейчас дошли до этого. Когда жареный страус клюнул, - горячится Королёв и высказывает парадоксальную и даже политически крамольную мысль. - Слава богу, что против России ввели санкции. Давно надо было это сделать. Мы когда-то кормили всю Европу, обрабатывая землю сохой, а  потом запустили хозяйство. И сейчас нас кормит Китай продуктами явно не лучшего качества. Все это наверняка понимают, но те, от кого это зависит, ничего не хотят менять. Видимо, кому-то так выгодно, удобней и проще.

Мясо и перо

Сегодня в его хозяйстве восемь страусов, три самца и пять самочек: идеальное соотношение для воспроизводства. Хотя ещё недавно на подворье бродило 38 южноафриканских птиц. Большую часть он продал, остальных забил на мясо. Некоторых специально, некоторых - по причине недееспособности. Если страус ломает ногу или палец, он обречён. При этом Валерий Николаевич сам никогда своих питомцев не убивает. Он признаётся, что ему их жалко резать. 

Кормить страусов - это как игра. Главное - беречь руки. Фото: АиФ / Сергей Кожин

- Лучшее лекарство от перелома - топор. Но я для этого зову соседа. С возрастом становлюсь сентиментальным, седьмой десяток уже пошёл, - улыбается фермер.

Многолетняя практика Королёва показала, разведение страусов - безотходное производство. В дело идут перо и пустые яйца, их разбирают на сувениры. Что до яичницы, о которой спрашивают буквально все посетители, по словам фермера, из одного яйца страуса можно приготовить глазунью на десять человек (вес яйца колеблется от 1,5 кг до 2 кг 260 г. - авт.). Правда, вкус специфический. Из мяса страуса хороши котлеты, если в фарш добавить немного сала. Кстати, после разделки туши страуса получается 50 % чисто диетического мяса. Почти без холестерина и с большим содержанием аминокислот.

- Под Москвой есть две крупные страусиные фермы. Одни продают яйцо, другие - мясо, а я продаю птенцов, - рассказывает Валерий Николаевич. - Моё основное направление - агротуризм. Приезжают люди, я рассказываю о страусах, об их привычках, вспоминаю интересные случаи, этим и зарабатываю на жизнь и на корм птице.

В столичных страусиных фермах уже бойко торгуют пером птицы. Фото: АиФ / Яна Хватова

Новое слово для отечественного лексикона «агротуризм» не сходит с уст страусовода. Да, он слышал о поддержке администрацией края этого направления в туристическом бизнесе, но никаких субсидий не получал. Впрочем, на финансовую помощь со стороны он смотрит скептически, полагаясь только на свои силы. Королёв убежден, разрекламированная поддержка предпринимательства равносильна сыру в мышеловке. Дадут с ячменное зерно, а взамен потребуют каравай. А страусоводство до тех пор будет бесперспективной экзотикой, пока этим делом не займутся крупные хозяйства, способные содержать маточное поголовье.

- К примеру, средняя ферма в Польше держит тысячу птиц, где дюжина взрослых самцов и 24 самки, - поясняет Валерий Николаевич. - Самки дают за год, по грубому подсчёту, 200 птенцов. Птенцы за девять месяцев достигают веса 90-95 кг. Это и есть товарное мясо. Птенцов забивают, а мамки остаются и дают через год новое потомство. В Польше есть самка-рекордсменка, которая даёт две тонны мяса в год. А страус живёт 70 лет, и до 40 лет эта птица рентабельна. Потом, по старости, яйценоскость уменьшается. То есть страуса хватает надолго, а корова живёт максимум 25 лет. И для неё нужны большие фермы, а страусы в хоромах не нуждаются.

Страусы больно щиплются, а вот хозяина - лишь нежно теребят. Фото: АиФ / Сергей Кожин

Валерий Королёв был первым, кто открыл для нашего региона страусоводство как направление сельского хозяйства. По его стопам пошли другие предприниматели. По данным «АиФ - Приморья», сегодня в крае есть несколько частных зоопарков и экоферм, где разводят страусов. Например, в пригороде Владивостока на станции Сад-город, в Хасанском, Шкотовском, Кавалеровском районах. Как говорится, лиха беда начало.

Кстати

По цвету мясо страуса похоже на говядину, оно тёмно-красное, практически без жировых прослоек. Наряду с мясом индейки считается диетическим продуктом, рекомендованным для здорового питания. Готовится быстро, если его не пересушить, то оно мягкое и нежное. Вкус своеобразный, ни на что не похожий, хотя иногда его сравнивают с телятиной.