«АиФ - Приморье» поднимает тему браконьерства, народ возмущён отсутствием реакции властей и правоохранительных органов. И только инспектора, охраняющие природу, продолжают нести свою нелёгкую вахту, больше похожую на Сизифов труд.
Гражданские власти молчат на местах, за очень редким исключением, депутаты и чиновники вообще не обращают внимание на лесной беспредел. Бывает, и сами в доле, да пострелять зверя без оглядки на закон тоже любят. А вот по версии полиции, Уссурийская тайга просто изобилует брошенными ружьями и патронами, которые честные граждане, едва обнаружив, спешат сдать, куда надо.
Три товарища
Напомним, 27 ноября инспектор государственной дирекции по охране объектов животного мира Александр Самойленко задержал в четырёх км от с. Ромны Красноармейского района трёх граждан КНР с ружьём 12 калибра и тремя патронами к нему. Выяснилось, что китайцы ещё и разъезжали по краю без документов на машину. Он составил протокол и сообщил о данном факте в дальнереченский отдел полиции № 15. Как выяснили блюстители порядка, гости из Поднебесной ни капельки не виноваты!
То, что это слегка не по пути, крюк под сотню км, участкового Позднякова, очевидно, не смутило, и чистосердечному рассказу задержанных он поверил. Не будут же люди врать, если бы на незаконную охоту собрались, так бы и сказали! Да и отпустил трёх товарищей восвояси.
Вера на слово
Нашёл ружьё, тоже с тремя патронами к нему, и житель Дальнереченска Шукшин. В тот счастливый сентябрьский день он рыбачил на Арму, в таёжной глуши. И только он собрался сдать его в полицию, как вышел на него инспектор Самойленко. Да так, видно, испугался Шукшин, что в протоколе об административном правонарушении написал собственноручно, что «контролировал свои угодья, для этих целей взял с собой оружие».
Участковому Куценко из того же отдела полиции № 15, видно, пришлась по душе другая версия случившегося. Как пишет он в отказном материале, в ходе проведения проверки и сбора материала установлено, что Шукшин нашёл ружьё с патронами на берегу реки. В полицию позвонить не мог из-за отсутствия связи, но сдать находку, конечно же, собирался. Ну и чего на доброго человека дело заводить? Невиновен!
«Если бы полиция более тщательно проводила проверку материала, можно было бы и доказать вину, - считает специалист по правовым вопросам Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы России Ольга Жеребкина. - По отпечаткам пальцев на оружии, патронах установить факт, было ли оружие готово к охоте, провести тщательную экспертизу».
У нас подобное происходит и в нацпарке «Земля леопарда». Людей задерживают с оружием, они говорят, это не их, подобрали, шли сдавать, и всё. Хотя никто никогда экспертизы по патрону не проводил. А охота начинается не с выстрела, а с момента, когда он пошёл по лесу с оружием, начал выслеживать добычу. Кроме уголовной ответственности, есть ещё и административная, но подозреваемые зачастую не подвергаются никакой проверке. Например, если он неоднократно задерживался с оружием, можно сделать осмотр жилища. А полиция, получив материал, больше ничего не ищет. Опрашивает нарушителя и пишет объяснение, не подвергая сомнению ни одно его слово.
Жеребкина также сказала, что вместе с Самойленко они готовятся опротестовать несколько подобных протоколов. Такое уже получалось сделать, но странно, за тех, кто должен стоять на страже закона, работают люди, которые свои обязанности - природу стеречь - исполняют в полной мере. Задерживают нарушителей, оформляют, в полицию сдают. А когда их отпускают, ещё и по судам-прокуратурам ходят, чтобы справедливости добиться.
Справка
В июле 2013 г. уголовный кодекс РФ дополнили статьёй 258.1, которая ужесточила ответственность, предусматривающую от двух до семи лет лишения свободы за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами. Кроме уголовного наказания браконьеры несут и гражданскую ответственность, возмещая ущерб природе. Речь может идти о суммах более миллиона рублей за особь. А ещё злоумышленников на долгий срок лишают оружия.