Алкомаркетов во Владивостоке становится больше, чем гастрономов. Почему?

Олег Белов / Коллаж АиФ

Очередная инициатива ограничить продажу спиртного в майские праздники упёрлась в противостояние коммерческого лобби, сумевшего убедить приморских законодателей в том, что мера причинит ущерб бизнесу. А при детальном рассмотрении Законопроекта № 536-кз выяснилась необходимость более детальной его проработки.

   
   

Очередной подход

Вопросы морали и нравственности, а также защиты общества от тлетворного влияния вредных привычек поднимают в России на разных уровнях – федеральном и региональном, а также и более мелком с периодичностью примерно раз в квартал. На этом – запрете алкоголя и табака перед выборами – зарабатывают очки законодатели и партии, считающие необходимым громко заявить о своём внимании к людям. Об этом время от времени вспоминают те, кто другими инициативами не запоминался. Об этом говорят любители лёгких решений – чего, казалось бы, проще, чем взять и запретить…

Но при ответственном подходе к вопросу выясняется, что запретить пытаются то самое, что является одной из важных частей русской культуры, о котором писано ещё в древних летописях: «веселие на Руси…».

Закономерно в обществе эти инициативы воспринимаются как наступление на права и свободы, а поэтому в штыки. А в 2022 году после очередного экономического кризиса, после введения санкций, после коронавируса, после локдаунов, после закрытия границ, после начала спецоперации, после ухода Макдональдса, после ужесточения санкций и прочих переживаний запрещать ещё и это… От таких переживаний и трезвенник не выдержит.

Инициативы сократить время торговли алкоголем на час, ограничить его продажу в дни школьных выпускных и других праздников не оценили.

Региональный закон отложен пока до сентября. Или до того времени, пока эксперты не напишут документ, удовлетворяющий все стороны. А сторон в этом вопросе много.

Законодатели, которые хотят наконец-то разобраться и окончательно регламентировать.

   
   

Деятели культуры, морщащиеся от вида недостаточно культурно отдыхающих соседей.

Бизнес, который теряет смысл держать торговые точки открытыми. До 22, пока по закону разрешено торговать спиртным, – работают. А круглосуточных давно уже не найти.

Исполнительная власть, которой нужен бизнес, отчёты о новых открытиях и, в конце концов, налоги.

Правоохранительные органы, которым торговые точки и их клиенты доставляют лишних забот.

Соседи, которым «прилетевшие на дозаправку» шумят под окном, хулиганят и пугают в ночи.

Просто граждане, которым не хватило, а надо, но негде взять.

Поиск консенсуса в этом вопросе – дело архинепростое.

Богатство выбора

На запрос «алкомаркет» любая электронная карта Владивостока выдаёт не менее пятисот адресов, по которым можно купить спиртное. Одна из самых популярных торговых сетей имеет 130 точек. Вторая по популярности – 30. Есть сети по 10–20 магазинов. Есть совсем мелкие и те, что выдают себя за торговцев элитным алкоголем, винные лавки и прочие им подобные.

Продуктовых магазинов можно насчитать до 1700. Да, не каждый имеет витрину алкогольных напитков, но…

Есть ещё порядка 350 точек, торгующих пивом на розлив.

В общем, проблем с тем, чтобы купить, чтобы налить, нет никаких.

Эта сфера бизнеса выгодна и владельцам, и самому региону. Каждый владелец есть предприниматель, существование которого учитывается в экономических показателях. В бюджет Приморского края все исправно платят налоги. За этим бдительно следят ответственные органы.

Есть ещё точки, никак не учитываемые в качестве легальных, но о которых знают в каждом спальном районе. Купить можно в любое время, и не слишком далеко придётся идти.

Кстати, возможно, именно такое изобилие доступного и легального серьёзно сократило количество сообщений об отравлениях суррогатами, «палёнкой», а про боярышник и средство для мытья котиков уже и подзабыли. Возможно, к счастью.

Или к несчастью

С тем, что наличие алкомаркета в ближайшей доступности есть несомненный плюс, предлагают мириться по нескольким соображениям. Во-первых, это удобно – избавляет от дальнего похода. Во-вторых, обеспечено наличие выбора, а не только тем, что дадут. Кстати, в обществе давно сформировалась прослойка людей, умеющих употреблять культурно и умеренно и даже выбирающих определённого рода напитки не ниже определённой ценовой категории. Кое-кто из этих людей даже способен не доставлять окружающим проблем и неприятностей.

При изобилии доступного и легального пропали сообщения об отравлениях суррогатами, а про боярышник и средство для мытья котиков почти забыли.

В-третьих, как убеждают опытные клиенты, именно в дальних походах в состоянии подшофе можно попасть в какие-то приключения, и не факт, что со счастливым концом. К тому же погоды конца весны – лета – осени прямо манят остановиться где-то на полпути на лавочке и продолжать или завершать мероприятие прямо там, не возвращаясь. А если магазин рядом и до дома недалеко, то какой смысл лишаться комфорта?

«Во Владивостоке в летний период особое внимание уделяется местам массового отдыха граждан, характерных тем, что там не только отдыхают, но и употребляют алкогольные напитки. Наибольшее внимание уделяется Фрунзенскому району, где расположены самые популярные места – набережная Спортивной гавани и другие зоны отдыха»,– рассказали в пресс-службе Управления внутренних дел Владивостока

Эти места богаты кафе и другими заведениями, в которых торговля алкоголем запрещена, но, по рассказам специалистов, запрет порой нарушается. А отдыхающие, теряя адекватность в состоянии опьянения, нарушают закон.

«Первомайский район славится торговыми точками, где можно купить алкогольную продукцию. С начала года уже составлено 149 протоколов об административных (когда изъято из продажи менее 100 литров алкогольной продукции; если более – ответственность уголовная) правонарушениях. Изъято почти 2,2 тонны незаконно продававшейся алкогольной продукции»,– добавили в УВД.

«У меня двое детей 7 и 9 лет, и я заметила, что они начали ходить именно в алкомаркет. На за алкоголем, а за другими товарами, – Заходят за конфеткой, за шоколадкой, покупают чипсы и ещё что-нибудь. Меня смущает то, что они привыкнут к этому. Проторят себе дорогу, а потом начнут покупать уже и что-то совсем другое. Начнут баловаться тониками, энергетическими напитками или чем-то покрепче»,– рассказала преподаватель средней школы Елена Шушакова

«Отправляясь за вкусняшками дети видят витрины, смотрят, что покупают люди. И это может прививать плохие привычки»,– отмечает преподаватель.

Ассортимент любимых детьми продуктов в алкомаркете аналогичен ассортименту любого другого магазина, но именно этот находится в двух шагах, на этой стороне дороги. С другой стороны дома – второй алкомаркет. А дети стремятся потратить карманную мелочь как можно быстрее. К тому же через дорогу ходить – мама не разрешает.

Запрет торговать возле учебных учреждений и многих объектов соцкультбыта общественность оценивает в целом положительно. Но он нивелируется близостью таких магазинов в других местах к местам проживания и времяпрепровождения.

Надо бы, но…

Ситуация в профессиональной среде как настораживающая не воспринимается. В одном из предыдущих подходов к вопросу – в июне 2021 года, когда обсуждались, но не были приняты поправки в региональный закон «О регулировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморского края». А именно: запретить продажу алкоголя на любых массовых мероприятиях, а также в некоторые праздники, связанные с охраной детства и со здоровым образом жизни, – например, в День знаний, День молодёжи и Всемирный день здоровья. Время начала продажи алкогольной продукции предлагали сдвинуть на час – с 9:00 на 10:00. Возраст, после достижения которого лицам разрешена продажа алкоголя, в Приморье предлагали увеличить – с 18 до 21 года.

«Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в Приморском крае на 1000 человек совершеннолетнего населения приходится две торговые точки, реализующие алкогольную продукцию, тогда как в среднем по всем регионам ДФО данный показатель равен 4,28. Принятие всех норм повлечёт за собой существенные материальные или временные издержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Также это приведёт к потере рабочих мест и снижению поступления налогов в консолидированный бюджет от НДФЛ и налога на вид деятельности. Проект в предложенной редакции принимать нельзя»,– сообщала тогда уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморье Марина Шемилина

Год назад закон не приняли. В 2022-м – тоже отложили. В этот раз, как сообщили в Министерстве экономического развития Приморского края, пока предприниматели не готовы к введению дополнительных ограничений. Чтобы предотвратить давление на бизнес в текущих реалиях, принято решение перенести сроки рассмотрения законопроекта.

Комментарий власти

Ксения Яшагина, начальник пресс-службы УВД г. Владивостока:

«Зависимость количества правонарушений от мест расположения торговых точек имеется. По Владивостоку, если не брать в расчёт такие нарушения, как отсутствие лицензий на торговлю, то можно говорить, что наличие точек провоцирует рост обращений граждан, в том числе с сообщениями о совершении преступлений. УВД Владивостока направляет в такие районы и места массового скопления граждан дополнительные наряды. Работает патрульно-постовая служба, о местах торговли узнают участковые, выявляют факты торговли и лиц, к ней причастных»

Мнение эксперта 

Аркадий Юхименко, главный врач КГБУЗ «Приморский краевой наркодиспансер», главный внештатный психиатр-нарколог Министерства здравоохранения Приморского края:

«За последние годы – 2019– 2022-й отмечается снижение потребления алкоголя на 5–8%. На это повлияла эпидситуация. Изза закрытых границ сократился поток иностранцев, покупавших помногу для вывоза. Но японцы, корейцы и китайцы из-за карантина приезжать перестали и не оказывают влияния на статистику продаж. Повлиял социальный прессинг: нормативные акты, регулирующие выдачу справок на оружие, на вождение и другие разрешения. Люди опасаются проверок на хроническую алкогольную интоксикацию. Сказывается также мода на здоровый образ жизни, которая явно повлияла на привычки населения к употреблению алкоголя»