Авиакатастрофа, изменившая на страну

СРАЗУ ПОСЛЕ ВЗЛЁТА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ ЗАДРАЛ НОС, ЗАВАЛИЛСЯ НА ПРАВОЕ КРЫЛО И РУХНУЛ НА ЗЕМЛЮ. ВСЕ, КТО НАХОДИЛСЯ НА БОРТУ, – 50 ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ 6 ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА, ПОГИБЛИ. НА БОРТУ БЫЛИ 15 АДМИРАЛОВ И ГЕНЕРАЛОВ, 12 КАПИТАНОВ ПЕРВОГО РАНГА И ПОЛКОВНИКОВ И САМ КОМАНДУЮЩИЙ ТИХООКЕАНСКИМ ФЛОТОМ ЭМИЛЬ СПИРИДОНОВ.

   
   

Оценку последствий аварии дал профессор кафедры экономической информатики, кандидат наук по специальности «техническая кибернетика и теория информации», сын начальника оперативного управления ТОФ Феликса Александровича Митрофанова, погибшего в этой катастрофе, автор книги про моряков-подводников под названием «Человек эпохи глобального подводного противостояния» Сергей Феликсович МИТРОФАНОВ.

ПОТЕРЯ

– Сергей Феликсович, авиакатастрофа, унёсшая жизни десятков старших офицеров, могла отразиться на обороноспособности СССР?

– В аварии одновременно погибли 16 адмиралов и генералов. Это, разумеется, решающим образом отразилось на боеспособности флота. К примеру, на создание методической школы на университетской кафедре уйдёт четверть века упорного труда талантливых людей. Для создания научной школы также потребуется не меньше времени. Куда ни кинь взгляд, везде эффективные коллективы и структуры создаются десятилетиями.

КТОФ стал флотом, достигшим пика своего могущества во времена Советского Союза. Как раз к 1981 году мы достигли небывалых количественных и качественных показателей развития КТОФ. Ни до, ни после такого не было. Я имею в виду не только количество кораблей, подводных лодок, самолётов военно-морской авиации, но и кадровый состав флота вместе с береговой инфраструктурой.

КТОФ чаще других на командно-штабных учениях, проводимых в военно-морской Академии в Ленинграде, а ныне в Петербурге, занимал первое место с большим отрывом от других флотов.

   
   

– Известны ли оценки ТОФ из-за границы?

– Когда в 1974 году во Владивосток приезжал с официальным визитом американский президент Джеральд Форд, на лётном поле его встречал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, руководство партии и правительства, а также высшие чины флота во главе с командующим КТОФ – адмиралом Владимиром Петровичем Масловым. Президент США Форд, поздоровавшись с Леонидом Ильичом Брежневым и другими членами нашей делегации, добрался до командующего Тихоокеанским флотом, минут пять тряс ему руку и что-то говорил. Хотел бы я увидеть расшифровку этого разговора. Вот вам значение КТОФ.

Джеральд Форд сам был моряком на авианосце «Монтерей» и принимал участие в битве у Марианских островов. Он призывался после атаки на Перл-Харбор, а демобилизовался в 1946 году в чине капитан-лейтенанта. Наверное, им, участникам Второй мировой войны, было о чём поговорить, и, конечно, Джеральд Форд не понаслышке знал про боевые возможности Тихоокеанского флота.

Незадолго до описываемых событий 36-й президент США Линдон Джонсон разрешил авиационным ударным группам (АУГ) топить советские подлодки, если они находятся в радиусе 100 миль от АУГ. Как на это отреагировало наше «осиное гнездо» – такое прозвище придумало ЦРУ для нашей базы подводных лодок на Камчатке? Немедленно, воспользовавшись штормом, командир подлодки К-10 капитан второго ранга Николай Иванов зашёл под днище американского авианосца вместе с его АУГ и следил за ним 13 часов подряд, время от времени отставая и выполняя учебные ракетные стрельбы. Тогда лодки 675-го проекта, построенные в Комсомольске, выполняли ракетные стрельбы крылатыми ракетами только в надводном положении.

Тогда уровень напряжения был очень высокий, и любые угрозы со стороны «супостата» чуть ли не обратный эффект имели, поэтому и участились прямые столкновения под водой и на воде.

Предполагаемые противники СССР могли воспользоваться катастрофой Ту-104?

– Я думаю, что символическое значение такая катастрофа имела. Ну, кроме плохо скрываемой радости и злорадства. И, думаю, это послужило и сплочению так называемого коллективного запада, куда я отношу и страны НАТО, и их союзников на Тихом океане, включая Южную Корею и Японию.

Я не могу сказать, что после аварии были проведены какие-то действия флотами стран НАТО или американцами. Они действовали согласно графикам. У них были свёрстан бюджет и все календари на 81-й год. Но, я думаю, были стратегические совещания на тему о том, как лучше использовать утрату высшего командования КТОФ, хотя и не могу подтвердить это документами.

Скорее всего, мгновенных действий не было, во всяком случае, мне ничего такого не известно. Это сейчас американцы стали откровенными. А тогда корпорация Rand публиковала отчёты о перспективах развития искусственного интеллекта, это теперь Rand Corporation публикует материалы о вероятных геополитических противниках США в будущей войне. Теперь у нас больше источников, откуда берутся концептуальные документы Пентагона. Тогда их было меньше.

Я принципиальный противник конспирологии и не верю в теракт, проведённый иностранными диверсантами. Мой жизненный опыт – два технических высших образования и одно финансовое, а также моё увлечение военной историей подсказывают: ключевые документы бесконечно долго открываются. К примеру, британцы ещё не открыли даже документы о работе своих дипломатических служб времён гибели Александра Сергеевича Грибоедова в Персии. Сюда же относится и перечень гражданских судов, которые в Первую мировую войну потопили британские подводники. Проходят иногда десятилетия, после чего мы понимаем, что самое простое объяснение и было правдой. Бывают исключения, бывают диверсии, но гибель Ту-104 в 1981-м не тот случай.

ПОГИБЛИ ТИТАНЫ

– Гибель элиты флота повлияла на страну в целом?

– Это были не просто военные. Это были люди, которые осваивали первое поколение атомных подводных лодок, первые реакторы. Это поколение представителей военной науки, которое подарило нам, гражданским, атомный ледокольный флот, кстати, единственный в мире и по сию пору. Это поколение подарило нам атомные электростанции, несмотря на тяжелейшие аварии в Род-Айленде в США, потом в Чернобыле, теперь в Фукусиме.

Тем не менее сегодня Россия занимает теперь первое место по атомной медицине, лидируя в области экспорта продуктов ядерной медицины. Всё это благодаря тому поколению, между прочим. Мы стоим на плечах титанов. И среди погибших хватало с избытком целеустремлённых и талантливейших людей.

Перестройка была подготовлена и этим событием в том числе. Погибшие представляли собой то поколение, которое в своём большинстве было предано коммунистической идее и согласилось бы скорее с постепенными реформами, нежели с перестройкой образца конца восьмидесятых. С одной стороны, они были непримиримыми борцами за свои идеалы, хотя и понимали, что происходит что-то не то, но с другой стороны – всерьёз намеревались социалистический эксперимент продолжать.

Тогда не было ответа на вопрос, что и как должно быть в будущем. И мы только сейчас потихонечку к нему идём. Сейчас мы понимаем, что Россия – это совесть Европы, несмотря на все чёрные страницы нашей истории. Россия продолжает продвигать между странами отношения, не только следуя чисто эгоистическим национальным интересам, почти как между людьми.

Потеря такого количества представителей интеллектуальной элиты могла отразиться на экономической и политической жизни СССР?

– Ещё до прихода к власти Горбачёва сформировались условия и назрела необходимость перемен. Безусловно, эта катастрофа могла послужить в чём-то их причиной. Но некоторые направления науки и строительства нужно было прекратить. К примеру, у нас не было конкуренции, как между «Боингом» и «Локхидом», но было три КБ, которые строили ракеты. Три КБ, которые строили танки, – Харьков, Урал, Ленинград. В итоге совершенно разные машины Т-80, Т-72 и Т-90 были приняты на вооружение, и каждая из них была признана основным советским танком! Конкуренция внутри страны обходилась очень дорого. Но ведь в девяностые мы выплеснули вместе с водой и ребёнка. Никто просто не хочет помнить о вкладе вооружённых сил, флота и военной науки в общее развитие страны.

Со времён Лисянского, Беллинсгаузена военные и военная мысль двигали государство к прогрессу. Кто открыл Антарктиду? Кто создал первый атлас Тихого океана, если не Крузенштерн? Сколько стоит создать карты океанских глубин, островов и проливов? Разве карты не используются в народном хозяйстве всех стран мира? Кто создавал гидродинамику? Всё это делал флот. И всё это реализуется в гражданской жизни. Как бы выглядел наш мир и ваши смартфоны без спутников? У американцев даже быстрее это делается. За счёт чего окупилась лунная программа «Аполлон»? Был изобретён материал тефлон, чтобы не сгорали ракеты при входе в атмосферу. А тефлоновые сковородки программу за 10 лет полностью окупили. Только за счёт одной химической формулы. Я уже не говорю о том, что мы продаём отечественное вооружение на сумму едва ли полтриллиона рублей в год, а это ведь 5% доходной части бюджета РФ.

ВОПРОСЫ И ЗАГАДКИ

И эти погибшие офицеры тоже занимались вопросами, пригодными к мирной жизни?

– Это были офицеры, которые никогда не мыслили себя без флота. Многие прекрасно владели иностранными языками. Люди, которым было интересно всё вокруг – и спорт, и наука, и живопись, и музыка. Люди, у которых теория и практика были на острие одного копья.

Я могу отдельную лекцию про это прочитать. Половина гражданки базируется на флоте и армии. Сегодня Россия – единственная страна, которая может делать сварку титана, поэтому у нас и «Боинг», и «Эйрбас» покупают титановые детали. А технология разрабатывалась в первую очередь в военных целях. Сегодня снова звучит идея освоения Северного морского пути экранопланами с грузоподъёмностью 400 тонн. А тогда военные моряки испытали экраноплан «Каспийский монстр». Теперь американцы пытаются эту идею у себя внедрять.

Возьмите хотя бы американскую систему слежения за подводными лодками СОСУС (SOSUS – SOund SUrveillance System). Ведь это наши молодые офицеры, которых воспитывали вот эти люди из штаба КТОФ, обнаружили закономерность: как только наша подводная лодка пересекает какую-то границу, так сразу появляются эсминцы и самолёты с той стороны, разбрасывают акустические буи и ведут поиск. Они и определили эту границу. А потом у нас на Дальнем Востоке разрабатывались подводные роботы, которые погрузились на дно и определили эту систему, эти станции. Сейчас такие роботы на мирное хозяйство начинают работать.

Сергей Феликсович, после катастрофы проведено тщательное следствие, и секретов, по официальным данным, не осталось. Может ли появиться то-то новое спустя 40 лет?

– После аварии в течение 40 лет появлялись всё новые публикации, а гриф «секретно» был почти повсеместно снят. Чёрные ящики самолёта найдены и расшифрованы. Тот, кто возьмёт себе за труд изучить эти материалы, поймёт, что происходило в первые секунды полёта, которые оказались к тому же и последними.

Говорили о нарушении балансировки. Якобы по салону покатились многотонные рулоны газетной бумаги, которую везли для «Боевой вахты». Да её всю жизнь возили и всю жизнь одинаково крепили. Я летал в этом самолёте, и не раз. Грузовой отсек самолёта весь разделён сетчатыми перегородками. Грузы фиксируются на местах. 7-тонный рулон бумаги не мог свободно кататься по грузовому отсеку. Максимум – плавно сдвинуться под натяг крепёжной сетки. В расшифровках чёрных ящиков я ни разу не видел даже намёков на внезапную разбалансировку.

И в «Боевой вахте» мне рассказали, что не было проблем со снабжением бумагой. Не было необходимости её экстренно везти из Москвы. В конце концов, можно было занять у другой газеты до подвоза собственной. К версии с рулонами я весьма скептически отношусь.

Это значит, человеческий фактор или техническая неисправность стали причиной аварии?

– Есть ещё и версия о нарушении работы двигателя. Очевидцы мне рассказывали, что слышали, как один из двигателей «чихал» при старте, но после катастрофы мы всегда слышим от очевидцев о сотнях предзнаменований, тайных и явных знаков.

Чёрные ящики и документы показывают, что никаких внезапных скачков на траектории взлёта не было. Пилот был опытным, но именно пилоты со стажем позволяют себе то, на что обычно не решаются новички. Скорость отрыва от взлётно-посадочной полосы у Ту-104 порядка 270–325 километров в час, в зависимости от веса, а он это сделал на скорости примерно на 25 км/час меньше расчётной. Это не о том, что не хватило полосы. Кроме того, тогда начали говорить об экологии, и вошёл в моду так называемый экологический взлёт. Он характеризуется большим углом атаки, когда машина резко задирает нос и старается быстро набрать высоту, чтобы шум двигателей уходил вверх. Это был такой «пижонский» взлёт. Отрыв раньше времени от полосы и высокий угол атаки – это зафиксированные факты. Каждый из двух упомянутых факторов – скорость и угол атаки - это уже недопустимый риск, а если качество топлива не вполне соответствует государственному стандарту, то риск становится смертельным. Страшные истории про запредельное нарушение центровки самолёта при загрузке я не комментирую. Грузовые отсеки были заполнены задолго до взлёта, без спешки и без присутствия начальственного ока, да и человеческие отношения командующего со своим пилотом не предполагали «фельдфебельского» стиля общения, командир воздушного судна был главным на борту.

Специалисты указывают и на то, что, если бы за штурвалом находился лётчик-испытатель, он бы вывел самолёт из заваливания на крыло и спас себя и других от гибели. Надо было делать, как говорится, нестандартные эволюции, однако история не знает сослагательного наклонения.

Скорее всего, инструкции не были выполнены, несмотря на опыт лётчика.

Среди причин аварии называют посторонних на борту и перевозку личного груза, это правда?

– Практика перевозки дополнительных пассажиров и грузов в то время ведомственными бортами была и в армии, и в МЧС. И на флоте тоже.

Но они – погибшие офицеры – летели с учений. Я тогда был аспирантом и, как всегда, не успел защитить диссертацию, её перенесли. И поэтому я не попал на этот рейс. А офицеры, я помню, вошли, пахнущие морозом, скрипящие ботинками, блестящие пуговицами. Вошли и похвастались, что главком Горшков дал им высочайшую оценку. И с отличным настроением моряки отправлялись домой.

Я десятки раз видел этих людей, которые заходили на борт, сходили с борта. Это не были мешочники с «мечтой оккупанта» в каждой руке и в зубах. Люди другого сорта, наверное, были. Они никогда не тащили с Запада крупные грузы. Обычно – коньяки, сервелат и другие деликатесы. Десятки килограммов – максимум, кроме личных вещей в портфеле. Это всё может один человек нести. Но не тонны. Я ни разу не слышал, чтобы мебель возили и что-либо такое.

Вопрос о выгодах, которые получили не попавшие на борт Ту-104 офицеры от гибели комсостава, справедлив?

– Вопрос выгодности гибели старших офицеров для кого-то, безусловно, имеет право на существование. В частности, были даже невообразимые следственные действия в отношении адмирала Громова, который в последний момент решил слетать на Северный флот и отказался лететь на Восток вместе со всеми. Вспомним и офицеров камчадалов, которые отказались лететь вместе со всеми. Они посчитали, что добираться во Владивосток, а потом пересаживаться на рейс на Камчатку неудобно, и предпочли гражданский рейс в Москву.

А несколько карьерных ступеней открылось, и не только перед адмиралом Громовым. Однако надо понимать, что это было время позднего Брежнева. Время стабильности и относительно равноправного благополучия, сейчас этот период вспоминают ностальгически. С другой стороны, это было время застоя и утраты веры в идеалы самого справедливого общества на земле. В то время даже в разговорах старших офицеров, когда обсуждались карьерные вопросы, звучало: «Мы же знаем, у кого сыновья и внучатые племянники поступили в Нахимовское училище», и для кого уже застелили ковровую дорожку на ступенях карьерной лестницы. Да, для многих катастрофа открыла карьерные перспективы. А что, должны были ликвидировать эти должности?

Какие решения были приняты на высшем уровне руководства АААР после аварии?

– В феврале 1981 года сразу стало ясно, что структуру управления флотом придётся восстанавливать много лет.

В этом же году были приняты технические решения. Был продублирован приказ относительно максимального количества представителей высшего комсостава, которые могут находиться в одном самолёте. А они и не имели права одним бортом лететь. Было два самолёта для этого. Но в одном же веселее, если по-русски. И после 1981-го целых два года действовал старый приказ о том, чтобы не концентрировать большой отряд комсостава на одном борту. Это я ссылаюсь на адмирала Громова, который должен был лететь с ними, но отправился на восток другим рейсом.

А на третий год опять всё покатилось по-старому. Ведь как правильно выразить душу русского народа? Авось…