Зачем обрушили рынок ОСАГО
Главной проблемой для приморских автомобилистов стала беда с оформлением полисов автострахования. Страховщики объясняют, что регион попал в красную зону – уровень мошенничества здесь выше по стране, из-за этого оформить страховку для законопослушных граждан теперь непросто. Под самый конец года грозно рыкнул Центробанк, но изменится ли что-то, станет понятно лишь со временем.
Проблемы на дорогах
Началось всё с того, что мошенники, по сути, обрушили рынок, а страховые компании не смогли им противостоять. В результате оформить полис, если ты из Приморья, было проблематично – компьютерные системы страховых компаний, видя высокий риск, просто висли. Многие, плюнув на страховку, стали ездить на свой страх и риск.
Из-за деятельности профессиональных автоподставщиков – тех, кто подстраивает аварии на дорогах и получает за это страховые выплаты, край стал лидером по уровню страхового мошенничества. Страдают все: во-первых, участникам ДТП приходится за свой счёт ремонтировать пострадавшие в подстроенных авариях машины, а во-вторых, из-за этого растёт и стоимость полисов ОСАГО для законопослушных граждан.
Жертвой профессиональных автоподставщиков становятся и неопытные водители, и те, кто пренебрегает Правилами дорожного движения.
Многие водители, к примеру, часто поворачивают направо из левого ряда – в плотном движении не всегда удаётся перестроиться заранее. Формально – это нарушение Правил дорожного движения. Нормальные водители к такому относятся снисходительно и пропускают незадачливых автомобилистов.
Но не подставщики – те не тормозят, а сознательно идут на столкновения с нарушителями. И получают страховку. Самые популярные места подобных инцидентов во Владивостоке – кольцо Инструментального завода, перекрёсток на Третьей Рабочей и развязка на Гоголя. Впрочем, злоумышленники могут поджидать на любом перекрёстке.
Целая индустрия
Как говорят специалисты городских служб аварийных комиссаров, которые помогают оформлять ДТП, часто одну и ту же машину за месяц они встречают в авариях по три-четыре раза. Получаются неплохие барыши, особенно если учитывать, что размеры выплаты по ОСАГО в таких подстроенных авариях начинаются, как показывает практика, от 50 000–60 000 рублей.
– Пользуясь растерянностью второго участника ДТП, подставщики дают ему подписать европротокол, вписывая туда зачастую и несуществующие повреждения, – говорит заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. – Они пользуются тем, что при возмещении ущерба по ОСАГО он рассчитывается по стоимости новых запчастей, а это немалые деньги.
Именно поэтому для «охоты» подставщики используют дорогие и старые машины. Новых запчастей на них уже не выпускают, поэтому пострадавшая сторона берёт деньгами.
Одно владивостокское семейство владеет аж целым автопарком премиальных раритетов. Nissan Cima 1991 года выпуска, несколько Nissan Cedric 1980, 1987, Nissan Fuga, Nissan Gloria 1998 – это лишь небольшая часть списка машин, которые злоумышленники безжалостно били в автоавариях.
Машины давно сняты с производства, а по каталогам оценщиков стоимость новых фар, крыльев и капота на такую пострадавшую машину превышает 300 000 рублей – неплохие деньги, если чинить потом будут запчастями с разборок.
Центробанк недоумевает
Убытки несут и страховщики, и простые граждане. Приморье лидирует в списке самых токсичных регионов, опережая даже традиционно неблагополучные Северную Осетию. Ингушетию и Чечню. Частота страховых случаев в крае равна 7 %, что выше среднероссийского уровня на 2,2 %. Утверждают, что местные страховщики в Приморье официально выявляют до 100 случаев мошенничества с автоподставами в месяц.
Краевые власти соглашаются: ситуация сложная. Но почему страдают люди? На заседании оперативного штаба под председательством заместителя председательства правительства края Николая Стецко страховщиков обнадёжили: правоохранительные органы проводят проверки в отношении тех, кто вызывает подозрение у страховщиков. Органами полиции возбуждены уголовные дела по признакам мошенничества.
Но тут же спустили на землю: проверки начали и в отношении самих страховщиков. Как подчеркнули в ГУ Центробанка по Приморью, допущенное ограничение продаж полисов ОСАГО является нарушением федерального законодательства.
– Наши специалисты проводят проверки страховых компаний на предмет исполнения законодательства, уже есть нарушения, – добавили в ведомстве.
Словом, ждать, что ситуация разрешится быстро, не стоит – своей прибыли не хотят упускать ни мошенники, ни страховщики. Найдут ли выход из кризиса в новом году, покажет только время