Хватает ли во Владивостоке бомбоубежищ?
К вою сирен гражданской обороны населению Приморского края не привыкать: тренировки и проверки системы оповещения населения проводятся раз в несколько недель. Однако оснований задуматься о том, что очередной сигнал будет не тренировочным, в конце февраля стало предостаточно. Что делать, если это всерьёз, и есть ли в городе место, чтобы укрыться?
Они есть, но…
В прошлый раз тема бомбоубежищ и укрытий звучала в 2017 году после испытаний какого-то оружия Северной Кореей. Сегодня о ней напоминает вся складывающаяся в мире обстановка.
О наличии бомбоубежища и укрытия на случай ЧС в ближайших окрестностях когда-то знали все, включая детей. Последние в своих играх нередко даже забирались в вентиляционные шахты и коллекторы. Сегодня места этих забав остаются в памяти уже выросших жителей Владивостока. Их местоположение не изменилось и сегодня. Изменилось их состояние. И это состояние при поверхностном осмотре вызывает сомнения в пригодности этих сооружений к применению по прямому назначению.
Большинство известных убежищ либо заброшены и замусорены, либо отданы коммерсантам под склады, магазины или в других коммерческих целях.
Часть из этих сооружений уже в недавнее время отдавались желающим городской администрацией Владивостока. В марте 2021-го объекты федерального назначения по адресам: Московская, 7 и проспект Океанский, 119а выставлялись на торги территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с начальной стоимостью лотов 538,2 тыс. рублей.
В мае 2021 года жители дома № 23 по ул. Каплунова пытались даже судиться, добиваясь наведения порядка в бомбоубежище в своём доме. Там поселились крысы и антисоциальный элемент, пугавший соседей, устраивавший пожары и антисанитарию. Тогда на официальный запрос Управление Росимущества по Приморью ответило, что ведомство бессильно помочь: на содержание объекта, уборку и вывоз мусора, изготовление и монтаж антивандальных коробок и установку замков нет финансирования.
А размещение в сооружениях коммерческих объектов вопрос содержания защитных объектов частично снимает.
Не секретный секрет
– Информация о наличии, количестве и состоянии пригодности сооружений, предназначенных для защиты населения в случае ЧС, а ещё войны, бомбёжки и радиационного заражения, «грифованная», то есть закрытая, поэтому не разглашается, – рассказал начальник отдела гражданской защиты Ленинского района Владивостока Управления ГО и ЧС по ПК Сергей Решетников. – А планы действий и вовсе – государственная тайна.
Из открытых источников – из аккаунтов любителей полазить по заброшке, диггеров и просто любопытных – можно примерно прикинуть количество таких сооружений в краевом центре. Цифру в общем подтверждают и организованные исследователи городских подземелий.
– Во Владивостоке объектов гражданской обороны – убежищ, укрытий и противорадиационных защитных сооружений – было построено около 200, – рассказал член Русского географического общества, председатель диггер-клуба Артур Романенко. – Часть из них утрачена в 90-х и начале двухтысячных. Часть просто брошена, часть функционирует.
В 70-е годы, по словам председателя диггер-клуба, с развитием города путём типовой панельной застройки убежища строили в микрорайонах в плановом порядке рядом с домами либо встраивали в инфраструктуру.
– В советское время они предназначались для укрытия особо ценных людей – работников оборонных и судоремонтных предприятий, работников органов власти, штабов гражданской обороны, противопожарной службы и т. д., – добавил Артур Романенко. – В первую очередь предполагалось укрывать людей, которые могут принести какуюто пользу для укрепления обороноспособности. Потом – всех остальных.
Ёмкость защитных сооружений в среднем – порядка 300 человек. Есть маленькие – на полсотни спасаемых, есть большие – до 2,5 тысячи и даже больше. Но точно сказать, как много из них готовы принять людей прямо сейчас, невозможно. По самым оптимистическим подсчётам, будь все они полностью готовы принимать и спасать, поместиться там смогла бы в лучшем случае десятая часть населения Владивостока. Создать надёжные убежища для всего населения города – то же самое, что построить второй Владивосток, но уже под землёй. Таких затрат не могла выдержать экономика ни СССР, ни современной Российской Федерации.
Это не значит, что дело труба. При возникновении угрозы общество должно будет спасаться не столько прячась, сколько организационными мерами – оперативным обеспечением всем необходимым, от организации эвакуации и размещения до обеспечения связью, медициной и транспортом, продовольствием и санитарией. Для этого на федеральном уровне существует система РСЧС и в Приморье – её подсистема, объединяющая все службы до муниципального уровня. Это её сирены регулярно проверяются, а личный состав отрабатывает разные сценарии.