Где ездить и куда ставить – главные вопросы автотранспортного грузового сообщения в краевой столице. Проезд крупногабаритных фур по городу – необходимость. Их стоянка где-то в моменты, когда грузовики не заняты работой, – тоже. Проблемы вследствие сложной решаемости этих вопросов – неизбежность.
Необходимость
Стоящая на обочине 20-метровая фура для Владивостока – обычное дело, причём не только на отдельной взятой дороге, где это может быть случайностью. Поезда в 5–15 грузовиков вдоль дороги, особенно в пригороде, дело обычное.
Владивосток так устроен, что без грузовиков на дороге – никуда. Это полуостров, на севере которого расположена целая страна и даже две – китайские грузы занимают приличную долю в объёме перевозок, а на юге – морские порты. Значит возить с материка и в обратном направлении приходится неизбежно. А полуостров по южному периметру портовыми сооружениями окружён почти полностью.
Только в бухте Золотой Рог насчитывается более 50 причалов, принадлежащих таким структурам, как Владивостокский морской торговый порт, морскому рыбному порту, нефтебазе НК «Альянс». В наличии ещё Дальзавод и десятки других пользователей прибрежной инфраструктуры, включая Тихоокеанский флот. Кроме, собственно, переваливаемого товара туда регулярно ходят машины и по другим надобностям. Постоянное движение только в порты исчисляется десятками крупногабаритных фур ежедневно. Это не считая машин, работающих с другими видами грузов, нужда в которых возникает у сотен компаний.
Второй путь – с низководного моста, соединяющего Де-Фриз и Седанку, и далее – до Русского моста со съездами в торговый порт.
Оба маршрута подразумевают неизбежное пересечение узких «горловин» на въезде на полуостров Шкота – Эгершельда, на повороте в порт в районе Корабельной набережной, на Луговой, на мысы Чуркина, Абросимова и далее на бухты Диомид и Улисс.
Все пути пересекают зоны плотной застройки, распланированной 100 и более лет назад. То есть не предполагают движения фрахтлайнеров в принципе. К тому же микрорайоны щедро разбавлены высотными новостройками, у владельцев которых тысячи собственных автомобилей. Их и у жильцов старого фонда достаточно.
Поэтому вопрос передвижения фур по городу постоянно встаёт ребром. Их нужно запускать по каким-то маршрутам, где бы они не мешали. Но таких маршрутов практически нет. В непогоду или во время проведения во Владивостоке крупных мероприятий наподобие Восточного экономического форума их вообще не пускают в город, что отражается на деятельности предприятий.
А вопрос – куда девать не занятые в определённый момент длинномеры – в принципе не решается никак. Стоящие вереницами на обочинах федеральных трасс или отдельно на проездах фуры – постоянная картина.
Помехи на дороге
По данным Управления ГИБДД по Приморскому краю, в течение 2023 года было зарегистрировано 31 дорожнотранспортное происшествие с участием припаркованных длинномерных транспортных средств. Из них учётных, то есть с пострадавшими, – два, а в одном случае даже со смертельным исходом.
То есть не менее 31 раза с этими стоящими грузовиками сталкивались другие участники движения. И не мене двух раз «влетали» серьёзно и даже насмерть.
«Между Ульяновской, 12 и Гамарника, 7 у автомойки часто стоит «чемодан» с контейнером на съезде в сторону базы АКСО. Из-за него сложно выехать с Краснозаводской и с Днепропетровской, от «Джонки» направо, – загораживает поворот, – рассказал водитель Артур Варданов. – И на Постышева, ниже «Реми», у стоянки тоже часто стоят по два-три таких грузовика».
Они стоят также в районе проспекта 100 лет Владивостоку, у 60-х домов, в районе остановки «Постышева», стоят в районе «Фабрики «Заря», а дальше в пригороде замечены практически в каждом дорожном кармане и на площадках у автозаправок до Артёма и далее.
Как поясняют в УГИБДД Приморского края, парковка таких машин регламентируется главой 12 Правил дорожного движения «Остановка и стоянка транспортных средств». Нарушение штрафуется на суммы от 500 до 5 тысяч рублей. И за год таких штрафов было наложено почти на 1,5 тысячи водителей. В отношении 1364 водителей составлены протоколы об административных нарушениях. Автомобили в ряде случаев были поставлены на стоянку временного содержания.
Вопросами организации парковочных мест ГИБДД не занимается. Лишь следит, чтобы машины парковались согласно требованиям ПДД. Временами управление проводит разъяснительную работу с населением и операции типа «Грузовик», «Опасный груз» и т.п.
На уровне администрации Владивостока порядок движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта регулируется рядом нормативных актов, в том числе статьёй 12 ПДД и положениями части 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ. Последний документ требует наличия у водителя фуры разрешения, выдаваемого Федеральным казённым учреждением «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Росдормониторинг»). Его можно получить на сайте по электронной заявке. Срок действия – до девяти месяцев. Но все эти нормативные акты направлены на решение другой проблемы, конкретно – имущества в виде дорог, и регламентируют движение тяжеловесного и крупногабаритного транспорта с учётом характеристик автомобильных дорог или пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций. То есть чтобы тяжеловозы не ломали дорожное покрытие, мосты и инфраструктуру в виде надземных переходов или висящих над дорогой проводов.
Мест нет
Администрация Владивостока к вопросу пропуска фур и длинномеров на центральные улицы города подходит творчески. Еще в 2021 году было принято постановление № 1889 «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Владивостокского городского округа на период до 2036 года».
В виде схемы организации дорожного движения предлагается создание грузового каркаса Владивостокского городского округа. А именно организация пропуска грузового транспорта, к зонам его притяжения, минуя основные транспортные магистрали, а особенно центральную часть городского округа, с обеспечением минимального влияния грузового транспорта на общие внутригородские транспортные потоки.
Ограничения работают с весны 2023 года. Тяжеловозы не пускают на путепровод на Русской, но там можно проехать параллельно. С недавнего времени для фур закрыли Некрасовский путепровод, оставив съезд на Океанский проспект в сторону центра и запретив выезд на путепровод с Народного проспекта.
Все объездные пути, по которым предлагается ездить, – сложные и узкие, в том числе из-за припаркованных машин, дороги. Сообщения о проблемах с проездом к целым микрорайонам из-за аварий с длинномерами говорят, что решения требуют доработки.
Разговор об организованных местах стоянок для длинномерного автотранспорта звучали в феврале 2022 года. Создание транспортно-логистического узла для контейнеровозов обсуждали городские власти и Владивостокский морской порт «Первомайский».
Но о сроках реализации проекта не заявлялось. В 2023 году организованных стоянок в городе не открылось ни одной.