«Не нашли останки – шок». Могила дочери Арсеньева Натальи оказалась пустой

Эксгумация не обнаружила останков дочери путешественника. © / Слава Иванов / Из личного архивa

Перезахоронение дочери великого путешественника Владимира Арсеньева откладывается. Могила в пригороде Благовещенска, где, как считалось, нашла свой последний приют Наталья Арсеньева, оказалась пустой.

   
   

Будут ли отец и дочь вместе?

Перезахоронение останков дочери Арсеньева – идея благородная, понятная и нашедшая отклик в людских сердцах. Об этом заговорили после того, как год назад на заброшенной могиле побывал губернатор Приморья Олег Кожемяко. Главу региона тронула драматическая судьба дочери Арсеньева, которая провела годы заточения в лагерях.

Инициатором перезахоронения Натальи Арсеньевой выступил государственный объединённый Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Власть поддержала. Договорённости достигли и в Приморье, и в Амурской области.

Работы по эксгумации останков проводились на кладбище 8-го километра по Новотроицкому шоссе в пригороде Благовещенска с 23 по 25 августа 2022 года. В присутствии специалистов сделано около десяти раскопов углублением более двух метров, показавших полное отсутствие каких-либо биологических останков. Работы временно приостановили.

Стоит отметить, что место захоронения случайно обнаружила в 2015 году смотритель кладбища 8-го километра по Новотроицкому шоссе в пригороде Благовещенска Ольга Коленко. Сохранились памятник, табличка и даже фотография.

Хоронили в спешке? 

«Не нашли останки – шок. Но как могли похоронить бедную посудомойку? Скорее всего, в спешке. Это случилось 10 ноября 1970 года. И только весной в город приехала краевед, писательница Антонина Дмитриева – с миссией найти могилу. Возможно, что место на кладбище ей указали неверно, приблизительно. Памятник поставили где-то рядом, но на пустое место»,– говорит журналист из Благовещенска Александр Ярошенко.
Сохранились памятник, табличка и даже фотография. Фото: Из личного архивa/ Слава Иванов

«Мы из этой истории должны извлечь несколько уроков. Все мы бываем на кладбищах и видим два типа поведения. Первый – если за какой-то могилой не ухаживают и она начинает приходить в упадок, возникает соблазн заброшенную могилу отодвинуть в сторону. К сожалению, такое случается», – комментирует известный приморский журналист, пресс-секретарь музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Андрей Островский.    
   

Есть другой тип поведения – ухаживают не только за своими, но и за другими ближайшими могилами. Первый урок – чужих могил не бывает, ко всем нужно относиться по-человечески. Второе – всё нужно делать вовремя. Для того чтобы озаботиться поиском захоронения дочери Арсеньева, не нужно было ждать 150-летнего юбилея исследователя».

Могилу Натальи Арсеньевой опознала смотритель благовещенского кладбища по надгробному памятнику. Но его, похоже, установили не в том месте.

Третий урок, по словам Островского, - мы получили некое «послание» из 30-40-х годов прошлого века. Ведь никто не знает, где захоронили и вторую жену Арсеньева, Маргариту Николаевну.

«Где-то во рвах, на объездной дороге, где хоронили тысячи расстрелянных?! И рядом – судьба её дочери Натальи, которая находилась под жёстким гнетом репрессивного аппарата», - говорит он.

Следующим шагом станет официальное обращение в правоохранительные органы с просьбой о проведении дополнительной проверки и установлении точного места захоронения Натальи Арсеньевой или о признании утраты такового.