Чапура налетела...

«Кингкобры» на аэродроме. © / Фото автора и из архива «Аиф-Приморье». / АиФ

Как американские самолёты бомбили Приморье

70 ЛЕТ НАЗАД ИСТРЕБИТЕЛИ США НАНЕСЛИ ОГНЕВОЙ УДАР ПО ТЕРРИТОРИИ СССР. МОГЛО ОБЕРНУТЬСЯ «ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ».

   
   

Аэродром Сухая Речка, на который пикировали 8 октября 1950 года американские реактивные штурмовые истребители F-80, с трудом находят сейчас даже местные. Уводящая в никуда грунтовая дорожка от села Перевозная в Хасанском районе превращается в тропинку, а потом в её намёк. Леса нет, и аэродрома — тоже. Только со спутников видны и понятны очертания какой-то рукотворной плоскости.

ЧАПУРА ЗАБВЕНИЯ

 - Чапура налетела, — раздражённо говорит проводник. — Когда такая путанка разрастается, чёткая примета: вода придёт — или из болот наводнением, или тайфуном с моря. У нас в Перевозные эти заросли так и зовут — чапура: тут болотистые угодья для цапель, журавлей — из Красной книги: японские, даурские. У нас лётное место, летали всегда. И птицы, и люди. Когда-то и полки истребителей тут стояли. Говорят, в 1945-м летали в Корею воевать с Японией, а потом, в 50-м — туда же, с Америкой.

 - Что значит это слово?

Для цапель и журавлей заведена Красная книга, а о грунтовом фронтовом аэродроме Сухая Речка, который чуть было не стал поводом для перехода «корейской войны» в «третью мировую», причём напрямую между США и СССР, практически никаких документов, а тем более — книг. На месте находим лишь неизвестно кому установленный обелиск. Памятник условен — он без имён, символов и дат.

Ещё недавно на памятнике была надпись: «Советским лётчикам, Тихоокеанским соколам, погибшим при исполнении священного долга по защите Родины в 50-е годы ХХ века». При реконструкции надпись куда-то пропала. К 75-летию Победы памятник таким странным образом «привели в порядок».

   
   

БЫЛИ ЛИ ПОГИБШИЕ?

Хронология налёта двух американских реактивных F-80 на Сухую Речку 70 лет назад противоречива и явно искажена секретностью и политическими сиюминутными интересами, болтливостью американских «налётчиков» в 90-е и гробовым молчанием в ответ российских участников инцидента. Но вкратце фабула атаки США на территорию СССР выглядит так.

7 октября 1950 года 821-й полк истребительной авиации 190-й авиадивизии Тихоокеанского флота ВМФ СССР получил приказ перебазироваться на аэродром Сухая Речка в Хасанском районе для участия в учениях. К утру 8 октября переброска самолётов была завершена. Полк был укомплектован одномоторными поршневыми машинами «Кингкобра», поставленными США по ленд-лизу.

В тот же день в 16 часов 17 минут на бреющем полёте со стороны моря от бухты Перевозной на аэродром Сухая Речка зашли два истребителя с опознавательными знаками ВВС США и сделали два захода, открыв стрельбу из пулемётов по самолётам, стоявших на ВПП.

Очереди американцев сожгли одну «Кингкобру» американского производства и ещё шесть самолётов того же типа повредили. Погибших среди личного состава не было, по крайней мере, по документации того времени. Расследование военной прокуратуры по горячим следам виновными назвало начальника штаба дивизии и командира дежурной эскадрильи, но какого-либо сурового наказания не последовало.

Прямого конфликта между ядерными сверхдержавами не хотел никто, поэтому и в США, и в СССР стрелочниками «инцидента Сухой Речки» были объявлены лётчики — и с той, и с другой стороны. 20 октября 1950 года с трибуны ООН президент Гарри Трумэн принёс извинения «Президенту и Генералиссимусу» Иосифу Сталину и в его лице Союзу ССР, назвал всю историю навигационной ошибкой пилотов и даже объявил, что США готовы возместить материальный ущерб, а виновники преданы суду военного трибунала.

Так, в общем-то, наверное, и было. Хотя впоследствии оказалось, что у пилота, ведущего американскую истребительную спарку Олтона Квонбека и его ведомого Аллена Дифендорфа, несмотря на инцидент, сложились потом вполне приличные военные карьеры с высокими чинами, пенсиями и общественным признанием. Уже будучи отставным старшим сотрудником специального Комитета Сената США по разведке, Олтон Квонбек в 1990 году поделился с газетой «Вашингтон пост» ярким мемуаром «Для русских это было Пёрл-Харбором», не забыв, правда, упомянуть и озвученную президентом США версию: «Мы перепутали Северную Корею с советским Приморьем».

Хотя сравнивать нападение императорской Японии на США с десятком утопленных линкоров и стрельбу по трём эскадрильям устаревших советских самолётов — повод скорее для голливудского полукомедийного сценария, а не для мемуарного интервью в статусном издании. Воистину, сравни Жемчужную Гавань с Сухой Речкой - и попадёшь в историю.

ВОССТАНОВИТЬ ИМЕНА

Но наше собственное беспамятство у пирамидки-обелиска на затянутом чапурой аэродроме Сухая Речка обескураживает. Были ли когда-то на нём имена? Это вряд ли захоронение, но что объясняет этот памятный обелиск, кому он поставлен? Что означает «Тихоокеанским соколам»? 70 лет прошло, а ответов нет.

Памятник надёжно хранит свои секреты. 

По словам руководителя Приморского отделения Российского Военно-Исторического общества Эдуарда Смирнова, памятник находится на северо-западной оконечности аэродрома Сухая Речка.

— Мы не знаем сейчас, в чью честь он установлен, не сохранились таблички и имена, но можем предполагать, что это памятный знак о лётчиках, что в разное время не добрались до взлётно-посадочной полосы, — говорит он. — И до войны, и во время советско-японской, и после. До сих пор море выбрасывает во время штормов неопознанные дюралевые элементы авиационных аппаратов, явно погибших при заходе на посадку или не дотянувших до ВПП.

Почему эта история до сих пор не имеет однозначного толкования? В первую очередь потому, что о ней реально мало известно. Большая часть истории налёта известна лишь со слов американских лётчиков. А данные о погибших лётчиках в годы войны с Японией и в Корейской войне до сих пор разрознены.

Памятник на окраине аэродрома, скорее всего, к обстрелу американцами аэродрома отношения не имеет. Тем печальнее: скорее всего, это действительно герои войны, не вернувшиеся с боевых вылетов. Восстановить их имена непросто: советские архивы того периода бессистемны, но есть небольшая надежда на архив Приморского крайкома КПСС.

70 лет назад не находили тел и самолётов и ставили обелиски в надежде сохранить имена. Теперь не осталось и имён. Только чапура на месте временных ангаров да проплешины земли, утрамбованной так плотно на взлётно-посадочной полосе, что там не зацепились и корни...

Под фото: Памятник надёжно хранит свои секреты.

ВРЕЗ: Прямого конфликта между ядерными сверхдержавами не хотел никто, поэтому и в США, и в СССР стрелочниками «инцидента Сухой Речки» были объявлены лётчики - и с той, и с другой стороны.