Полгода Россия живёт в условиях новых экономических реалий. Влияние экономических санкций пока ограничивается ростом цен. Но что ждать Приморью в обозримом будущем?
Самая большая страшилка для всех, кто помнит развал Советского Союза, – это пустые полки магазинов. В 1990-м с прилавков пропали даже рыбные консервы, и это в рыбном-то крае. Сейчас тотального дефицита ожидать не стоит.
Чем будем мыть и красить?
Но, во-первых, запасы произведённой продукции велики как на складах производителя, так и у поставщиков, и их хватит надолго. А во-вторых, сами производственные линии с уходом Proctor&Gamble никто никуда не вывез.
– Думаю, сами заводы или продадут отечественной компании, или передадут какому-то своему дочернему предприятию, чтобы можно было сказать – мы из России ушли, но при этом не терять прибыли, – замечает Михалков.
Та же история с производителями красок, шпатлёвок и прочей строительной химии. Большинство западных брендов в 2010-2020 годы локализовали производство товаров для России на заводах в нашей стране.
– Самый крупный игрок российского рынка – лакокрасочные изделия Tikkurila. Краски производят на заводе в СанктПетербурге. Компания тоже объявила об уходе из России, но продажи идут. Не в тех объёмах, что до начала специальной военной операции, но поставки по контрактам выполняются. Но в компании не понимают, что будет дальше – полный уход с российского рынка или продажа бизнеса отечественному инвестору. Если компания всё же решит уходить, национализировать заводы и продолжать работать на их производственных линиях не получится – оборудование удалённо контролируется владельцем и не работает без лицензий. Но то, что переговоры о дальнейшей судьбе Tikkurila затянулись, внушает надежды, те, кто хотел уйти, уже ушли, – говорит аналитик рынка Анна Джавадова.
На чём будем ездить
Нет дефицита и на автомобильном рынке. С началом специальной военной операции объявили о прекращении работы российских заводов и официальных представительств большинство иностранных автопроизводителей.
– Объехал на пришлой неделе несколько автосалонов. Думал, там пусто, но был удивлён – у Ниссана ассортимент даже не изменился, машины все в наличии, та же история с Мерседесом, – делится бизнесмен Владимир Дорохов.
Дилеры говорят – дефицита нет, пока распродаются старые товарные запасы. Но специалисты параллельно работают над созданием новых логистических схем. Уже сейчас, к примеру, налаживаются поставки через Киргизию. Это BMW, Мерседесы и Лексусы, ввезённые в страну официальными дилерами, и уже из Киргизии мелкими партиями поставляемые в Россию, – рассказывает менеджер Евгений Базаров. – При этом все понимают, что в Бишкеке столько премиальных машин просто некому покупать, поэтому они пойдут на перепродажу в Россию. Но все закрывают глаза – деньги решают, плюс иллюзия, что все соблюдают санкции. Везти машины из Киргизии в Приморье, конечно, получается дороже, чем из Германии, но в целом – сопоставимо.
Автодилеры отмечают – на рынок выходит и Республика Корея. Она санкций не вводила и претендует на значительную часть российского рынка.
– Спрос на корейские автомобили вырос даже не в 2, а в 3 – 4 раза, – отметил автодилер Данил Паровозов. – Немало предложений от китайских производителей. Будет спрос, будем работать с китайцами.
Рынок грузовиков китайцы уже активно захватывают. В этом году только через погранпереход в Краскино поставки китайских грузовых автомобилей увеличились в полтора раза – свято место пусто не бывает.
Что будем есть?
В конце 80-х в России был популярным анекдот:
– Может ли корова добежать от города-героя Москвы до города-героя Волгограда?
– Нет, её съедят ещё в городегерое Туле.
С мясом в советские времена была напряжёнка. Но сейчас дефицита не ожидают. Наращивают объёмы производства приморские компании, и увеличивается импорт. По данным Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, которое призвано контролировать качество поставок, в регион активно везут мясо и птицу из Бразилии, Парагвая, Чили, Китая и даже Индии. Даже если не хватит отечественного мяса, импорт с лихвой компенсирует.
Впрочем, уже понятно, что импортное мясо вырастет в цене. Виной снова логистика.
– Логистические схемы порушил ещё ковид, в результате в начале 2020 года отправка 40-футового контейнера из Шанхая во Владивосток стоила порядка 1200 долларов, а к концу года стоимость превысила уже 10000 $. С началом специальной военной операции и уходом с российских линий крупнейшего контейнерного перевозчика MAERSK и так разогретые пандемией цены снова устремились вверх, достигнув своего десятилетнего максимума, – рассказывает специалист логистической компании Антон Войтовский.
Морем везут и мясо, и кофе, и специи, и многие другие продукты, значит, вырастут и цены для потребителя.
– Цены на кофе у производителя в Бразилии незначительно выросли, там плохой урожай. Но большая часть розничной цены сейчас – это затраты на перевозку, – поясняет менеджер приморской компании, которая занимается оптовыми поставками бакалейных товаров, Наталья Моисеева. – Всё, что везётся по морю, будет только дорожать.
На этом фоне радуют позитивные отчёты приморского минсельхоза о хорошем урожае зерновых и овощных культур, выращенном местными производителями. Сорта картофеля – «Казачок», «Смак», «Янтарь» и зарубежные – «Адретта», «Гала», «Санте», «Лилли» просто радуют агрономов. Так что будем и с картошкой, и с капустой, и с морковкой.
Да и без ставшей уже привычной «Кока-Колы» не останемся. На прилавках уже появились напитки с привычными этикетками. Только вместо латиницы на них красуются иероглифы. В рамках параллельного импорта замену продукции прекратившего работу владивостокского завода «Кока-Кола» нашли в Китае. Небольшими партиями «Фанту», «Колу» и «Спрайт» из Поднебесной везёт владивостокская торговая компания. Надо признать, продукция – на любителя. Китайская «Кола» намного слаще, чем продающиеся в любой стране напитки этой марки.
По данным Примкрайстата, основной скачок цен в регионе произошёл в марте, в среднем товары и услуги подорожали на 10 процентов. С весны рынок демонстрирует стабильность, особых поводов беспокоиться за цены нет.
Что с работой?
И государственные службы занятости, и частные рекрутинговые компании говорят, что не прогнозируют напряжённости на рынке труда. Напротив, по данным краевого министерства профессионального образования и занятости населения, безработными числятся 13360 приморцев, в то время как предприятия и организации заявляли о 66 тысячах вакансий.
Наиболее востребованы рабочие руки в строительстве и рыбной промышленности. В базе данных 2252 вакансии бетонщиков, 2139 – подсобных рабочих, 1976 – арматурщиков. Требуются 1865 плотников и 1521 каменщик, 1513 водителей и 1492 вакансии поваров, открыты вакансии 1037 рыбообработчиков.
К сожалению, большая часть этих вакансий приходится на крупные города, тогда как около 80 процентов безработных проживают на селе. В этой связи нынешней осенью и зимой аналитики кадровых служб прогнозируют увеличение трудовой миграции из сельской местности в города и увеличение числа тех, кто работает вахтовым методом.
А вот о том, что будет с зарплатами, сказать сложно. По данным hh.ru, средний размер зарплаты, которую предлагают соискателям работодатели, составляет сейчас в Приморье 59877 рублей, и этот размер увеличивается.
Кстати
На осень приходятся выплаты государства и компаний по внешним долгам, в преддверии новогодних праздников повышается спрос на импортные товары, поэтому рубль традиционно слабеет. Финансовые аналитики предрекают небольшой рост курса доллара – в пределах 10 процентов. Осенью доллар может подняться до 63-65 рублей, а евро – до 64-65.