Cохранить спокойствие: Преподавателей учат противостоять терроризму.

Приморские учителя будут изучать основы противодействия терроризму по единой методике. Помогут им в этом эксперты-профессионалы. © / Елена Жукова / АиФ

Запрос о расширенном курсе переподготовки пришёл от учителей школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 

   
   
Фото: АиФ

Сегодня сотрудники института разрабатывают новый образовательный модуль. Первые лекции, посвящённые профилактике и борьбе с крайними явлениями в обществе, молодёжной среде, прочитают уже в октябре, причём, для всех желающих педагогов. Для этого привлекают специалистов из Департамента образования Приморья, силовиков, психологов. Данная работа ведется в рамках государственной программы Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы.

О том, как формируется базовая программа по противодействию терроризму и экстремизму рассказала в интервью «АиФ-Приморье» преподаватель ПКИРО Наталья ПОПОВА.

Уроки истории 

- Наталья Александровна,  неужели в современных учебниках ОБЖ недостаточно информации о том, что такое «терроризм», «нацизм», «экстремизм»?

- В начале лета по традиции мы собираем преподавателей на семинар, где они заполняют специальные анкеты. В итоге выяснилось, что методическая основа, раскрывающая профилактику экстремизма у молодёжи в средней школе, крайне разрозненная. Педагоги работают по разным программам. Есть неплохие академические учебники, но они трудны для восприятия. Так появилась необходимость в более доступных, современных разработках. В соответствии с запросами мы работаем над новым модулем: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в России». Предполагается шестичасовой курс, предназначенный не только для учителей ОБЖ, но для всех без исключения.

- Почему решили расширить рамки – решили преподавать для всех педагогов?

   
   

- С одной стороны, нужно раскрыть уроки истории, связанные с проявлениями крайней жестокости.  Изучить отечественный и зарубежный опыт по борьбе с терроризмом. Как яркий примеры героизма - переговоры доктора РОШАЛЯ на Дубровке, врача и человека, получившего орден Мужества за спасение заложников. Кажется, что ещё вчера был Норд-Ост, взорванные башни-близнецы, Беслан.... Это как незаживающие раны. Но уже выросло целое  поколение детей, для которых эти события - незнакомое прошлое. Я считаю, что учителя истории, обществознания, литературы могут внести свою лепту в профилактику экстремизма, давая не только профильные знания, но и внутренние ориентиры для формирования личности ребенка. Курс будет полезно послушать всем, кто трудится в школе или в любом другом учебном заведении. Вспомним недавнюю трагедию в Находке. Преступник безнаказанно проник в помещение, а учителя растерялись. Мы должны подготовить преподавателей к возможным опасным ситуациям. Иногда одна только разумная фраза: «Сохраняйте спокойствие!» может спасти жизни. Памятки по антитеррору, инструктажи, выстроенная система безопасности в учебных заведениях... Мы наметили несколько направлений, по которым построим программу.

Искоренить зло

- Это будут лекции или предусмотрены еще какие-то мероприятия?

- Уже в запросе  сформулирована цель - больше практических занятий. Мы ведём активное сотрудничество со специалистами из разных областей.  Нас поддерживает Михаил АБРАМОВ - ведущий специалист-эксперт краевого департамента образования. Есть политологи, люди военных профессий. Даже начальник добровольной пожарной охраны одного из колледжей Владивостока. Планируем привлечь к процессу психологов.

- Какое значение в противодействии экстремизму  имеет знание нормативно-правовой базы?

- Немалое. Необходимо знать,   что правовая ответственность, по преступлениям экстремистской направленности наступает с 16 лет. Законодательная база широкая - от административных штрафов до уголовных дел с лишением свободы. Юридический аспект в этом образовательном модуле - крайне важен. Ведь именно подростки больше всего подвержены влиянию крайних радикальных течений.  В  возрасте от 14 до 26 лет проходит активный период социализации. И если подрастающие дети  не нашли себя в школе, компании, их может увлечь другие. Они вполне могут попасть в сети вербовщиков из сомнительных тайных организаций. Вербовщики играют на любопытстве, невежестве, потому что понятие правовой культуры, национальной идентичности у подростков слабо сформированы.

- А наглядные пособия к курсу - будут?

- В данный момент я просматриваю фильмы, рекомендованные Министерством образования и науки. К сожалению, хорошие учебные видеопособия - редкость. Одно из них - многосерийная документальная работа «Антология антитеррора», где в роли ведущего выступает актёр Владимир МАШКОВ.  Авторы проекта пытаются ответить на вопросы: кто такие террористы, кому выгодны человеческие жертвы, как люди попадают в ловушки идеологов насилия? 12 фильмов насыщены информацией: мнения, цифры и факты от политиков, психологов и религиоведов, воспоминания ветеранов антитеррористических подразделений, эксклюзивные интервью и оперативные съемки спецслужб.

- Этот фильм для учителей или для учеников?

- Отбирая фильмы и литературу на подобную тематику для детской аудитории, нужно быть особенно внимательными: нельзя допустить к чтению и просмотру жестокие сцены насилия, учитывать возраст. И всё-таки не нужно совсем ограничивать ребёнка от реальности. С одной стороны, у компьютерного поколения  - море информации, ведь мир как на ладони. Но трудно разобраться в бесконечном потоке неокрепшим душам. Я преподаю много лет в школе, и с уверенностью могу сказать  - у детей есть представление о добре, толерантности. Но всегда есть над чем работать.

- Кстати, среди преподавателей ОБЖ немало военных.

- Раньше они работали в школах, не имея образования. Сегодня требования ужесточились: и старые кадры с огромным опытом работы приходят в институт на переподготовку. И это здорово, ведь сильные и мужественные учителя могут многое дать детям.  Нам с ними работать интересно и легко, отдача большая.

- Как вы видите дальнейшее развитие образовательного курса  «Основы противодействия терроризму и экстремизму»?

- Важно предотвратить зло в самом начале, поэтому все методы этапа вербовки через соцсети стоит изучить досконально.  Думаю, что одним шестичасовым курсом мы не обойдёмся. Возможны, дополнительные лекции, тренинги, вэб-семинары. Террористы не дремлют. Появляются новые организации, возникают новые способы заманивания в сети молодёжи. Нужны не просто учебники, а постоянное обсуждение этого вопроса.

Мария КУЦЕНКО

Смотрите также: