Далее – везде?

Наличие отсутствия парковочных мест видно даже по рекламе застройщика. © / Фото Олега Белова. / АиФ

В пожаре во Владивостоке погибли двое детей. Виновата точечная застройка?

СПУСТЯ 15 ЛЕТ ПОСЛЕ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ПОЖАРА В ЗДАНИИ «ПРОМСТРОЙНИИПРОЕКТА» ПРОБЛЕМА ТУШЕНИЯ ВОЗГОРАНИЙ НА ВЕРХНИХ ЭТАЖАХ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ВСЁ ЕЩЁ НЕ РЕШЕНА И ДАЖЕ МОЖЕТ УСУГУБИТЬСЯ. ПОГИБШИЕ НА ПОЖАРЕ НА НЕЙБУТА, 6 – ПОВОД ДЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ПРОВЕРОК И ОБСУЖДЕНИЙ СОЦСЕТЯХ. НО ДАЖЕ БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД НА ТРАГЕДИЮ ДАЁТ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ПОДОБНОЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ.

   
   

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

Горевшие в 2006 году 6-й и 7-й этажи в здании «ПромстройНИИпроекта» на проспекте Красного Знамени, 59 во Владивостоке посмотрела по ТВ не только Россия, но и весь мир. Ситуация, когда людям пришлось, спасаясь от огня, прыгать с высоты десятков метров на бетон и асфальт, вызвала бурление общественности, власти и надзорных служб.

Причинами трагедии на Нейбута в 2021 году стали те же факторы, дополнившиеся некоторыми аспектами развития Приморья за прошедшие 15 лет.

 

– У специальных служб пожаротушения нет автолестниц, способных доставать до верхних этажей, – рассказал сотрудник владивостокского поисково-спасательного отряда Дмитрий Дмитриев. –30- и 50-метровые достают максимум до 10–14 этажей, а квартира на Нейбута горела на 21-м. Бойцы пожарной охраны сработали без задержек, бросившись с рукавами по лестницам, начали открывать квартиры. Горела 280-я, а детей нашли в 281-й. Они пострадали не от огня, а надышались дымом, которым и отравились. Усилия медиков и реанимационные мероприятия на месте не помогли.

Спасатель рассказал, что на вызов наряды прибыли вовремя. Проблемы возникли уже на адресе. К объекту смогли пробиться только две спецмашины. Потом пропустили спасателей – их компактный «Форд» оснащён оборудованием газо- и дымозащиты. Остальной наряд – порядка двадцати единиц – встал в стороне из-за того, что подъезды к дому были плотно заставлены частным автотранспортом.

Пожарная сигнализация на Нейбута была. Но только часть системы, отвечающая за предупреждение, – нормально, а та, что за тушение, похоже, не сработала. Давления в пожарных гидрантах, которые есть на каждом этаже новостроя, не было.

Категорию пожара снизили уже к моменту прибытия большей части пожарных. Масштаб был невелик, локализовали и погасили быстро. Но трагедия произошла. Очевидные причины – не подойти, не достать, не подать воду..

   
   

ЭЛИТНАЯ ЗАПАДНЯ?

Выдаваемый за элитный комплекс «Фрегат» не богат просторами. Конфликты и драки из-за мест, перекрытых проездов и повреждения машин во дворах – обычное дело. Дом – 25-этажная свечка. Слева стена. Справа и ещё с двух сторон – обрывы. Рядом – несколько таких же 25-жтажных близнецов. В каждом 349 квартир. У большинства хозяев автомобили. Понятно, где стоят.

 

– Владивосток – один из самых автомобилизированных городов России. На семью приходится по 1,5–2,5 машины. Региональные нормы проектирования от января 2020 года, по которым сейчас рассчитывается минимальное количество парковочных мест для новостроек, – 0,5 машины на одну квартиру, что явно занижено и не отвечает фактической автомобилизации, – рассказала архитектор-генпланист Наталья Вишнякова. – При получении разрешения на строительство должно быть обеспечено хотя бы это количество.

Точечная застройка, по словам Натальи Вишняковой, убила все резервы территорий, которые предусматриваются при комплексном проектировании микрорайона для расширения сети транспортной инфраструктуры. Выход – многоуровневые парковки. Но площадки для многоярусных парковок занимаются точечной застройкой. А что ни дом, то сотни квартир и машин. Плечом к плечу, как в автобусе.

БОЛЕЗНИ РОСТА

Рост благосостояния и подешевевшая ипотека вызвали в городе строительный бум. Новая квартира, новая машина, а замашки у людей – прежние. В отделке главное – чтобы смотрелось дорого-богато. На деле это «элитное» порой дешевейший пластик.

Но дети погибли не от пожара, а от токсичного дыма. Уже известно, что пожар вызвал взрыв конвекционной печи в соседней квартире.

Новостройки уже испортили лицо Владивостока. И продолжат портить в дальнейшем. О проблемах с коммуникациями говорят, обсуждая каждый новый проект. На Шилкинской, на Гамарника, на Шошина и везде. Смогут ли склеротичные трубы водоснабжения и канализации справиться с давлением для 25-этажного дома? Где будут ездить и ставить машины новые жильцы? Куда деваться старожилам? Где учить и лечить всю эту ораву?

– Институт «Приморгражданпроект», занимавшийся когда-то развитием и проектированием города как головное проектное предприятие, практически развален , – рассказала когда-то работавшая там архитектор Наталья Вишнякова. – Теперь архитектурным развитием Владивостока занимаются проектировщики других городов. А они варяги и не понимают особенностей города и сложного рельефа. Здесь плотность застройки не такая, как на равнине. Не учитывается, что на сопках и косогорах можно воткнуть гораздо меньше объектов. И не учитывается автомобилизация региона. Людей нельзя заставить покупать меньше машин, значит, надо предусматривать, куда их девать.

Архитектор отмечает, что при этажности больше 25 в здании должны быть предусмотрены условия для пожаротушения верхних этажей. Или вертолётные площадки на кровле, или станции для повышения напора в пожарных гидрантах. В проектной документации всё это наверняка учтено, но фактическое наличие систем на объектах требует проверки.

– На таких домах, особенно на новых, должна быть собственная насосная станция для подачи воды в гидранты, а также вся периферия, не связанная с общей системой подачи воды в краны: насосы, краны давления и так далее, – рассказал руководитель УК «Эгершельд» Павел Смольский. – И при срабатывании сигнализации система должна автоматически включать насосы и поднимать давление в гидрантах. Тогда любой сможет открыть ящик пожарного крана, размотать шланг, открыть вентиль и начать тушение.

ПОВТОРИТСЯ?

Вопрос комплексной застройки Владивостока не решается с момента появления первого 25-этажного «небоскреба» на Фастовской в 1997 году. Для города, в котором ровных мест и дорог без уклона почти нет, для застройки остаются отдельные пятачки, уже занятые чем-нибудь. Меньше двухсот квартир – нерентабельно для застройщика. Поэтому – только вверх.

Каждая стройка уплотняет микрорайоны населением и проблемами. Чуркин, Эгершельд, центр, все сопки. Там и раньше было непросто перемещаться даже пешком. И вот за кинотеатром «Океан» появился 44-этажный «Аквамарин». В старом районе хрущёвок, где дефицит даже банальных гастрономов, он стоит авансом расхваленный и весь в розетках международных призов. Там в районе уже горели фасады новостроек. Там узкие Посьетская и Тигровая. Верхне- и Нижнепортовая улицы. Туда в час пик за сто рублей на такси не доедешь – пробки.

А случись чего, и спасатели не доедут в район и не дотянутся до этажа.

Новосёлы уже покупают фритюрницы и конвекционные печи.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ:

Марина Ивлева, официальный представитель мэрии Владивостока

Есть правила землепользования и застройки, принятые правительством Приморского края, в которых чётко прописано количество парковочных мест для каждого объекта деловой, жилой, культурной и административной застройки. Застройщики, действительно, строят парковки, встроенные в цокольные этажи, либо подземные, но сталкиваются с тем, что места на них не продаются.

Придомовая территория при оформлении в общедомовую собственность может быть распланирована самими жителями. В городе есть примеры, когда жители чётко выделяют места под парковку и контролируют, чтобы машины не ставились слишком плотно и не занимали проезд для автомобилей специальных служб.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Юрий Кучин, экс-депутат Думы Владивостока

По градостроительным нормативам застройщик обязан построить определённое количество парковочных машиномест. Нормы, конечно, заниженные, но даже по заниженным нормам застройщик был обязан построить 150 машиномест. Смотрим разрешение на строительство, подписанное Аллой Шестериковой, на тот момент руководителем Управления и градостроительства Владивостока (УГА). Этот дом - типичный "человейник", сделанный по принципу минимум затрат - максимум квартир. Все квартиры - однокомнатные, 349 квартир. Количество этажей - 26. И самое главное - парковочных мест около дома не предусмотрено вообще. Как разрешили строительство с нарушением градостроительных нормативов? Каждая трагедия имеет виновника - человека, чьи преступные действия (или бездействие) привели к этой трагедии.

Дети погибли не от пожара, а от токсичного дыма. Уже известно, что пожар вызвал взрыв конвекционной печи в соседней квартире.

КСТАТИ

Следственными органами СК РФ по ПК проводится доследственная проверка в отношении должностных лиц, осуществлявших в 2019 году приём и ввод в эксплуатацию, а также последующие плановые осмотры 25-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Нейбута во Владивостоке, в котором вечером 2 марта 2021 года произошёл пожар, в результате которого погибли двое несовершеннолетних детей.

По данным МЧС по Приморскому краю, во Владивостоке начата проверка органами Госпожнадзора жилого комплекса «Фрегат-2».

Дети были дома одни, без взрослых. По данному факту органами СК РФ по Приморском крае возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).