Выкапывают детей лопатами и верят шаману: как живут удэгейцы в Приморье

Шаманы по-прежнему имеют прямую связь с небом. © / Олег Белов / АиФ

Как зовут настоящего приморского Деда Мороза?

Дальний Восток России – место проживания коренных народов. Например, сегодня на территории Приморского края Российской Федерации проживают порядка 1500 представителей народов отрогов величественного Сихотэ-Алиня – удэгейцев (половина всех удэгейцев в мире), нанайцев, орочей и тазов. До сих пор они хранят свои древние традиции, в частности, и в праздновании нового года. И у них есть свой дед мороз. зовут его Чинихе-мафа.

   
   

Откуда падает снег

Местные коренные народы Приморья считали, что всем руководит живущий далеко на небе, невидимый для смертных, непохожий ни на что безликий праотец всего сущего – хозяин неба Эндури. Ему подвластна вся природа, все живые существа и другие боги.

Однажды, как считают приморские удэгейцы, когда-то, очень давно, небесный правитель Эндури поручил старику Чинихе-мафа создать тёплый климат на всей территории Приморья. И вот что из этого получилось.

На юге края Чинихе справился с задачей, а вот на севере не успел закрыть щель между небом и землёй. Через эту щель (буа кэнкини) и дует ветер, отчего северная часть Приморья осталось холодной на все времена – достаточно сравнить Тернейский и Хасанский районы. В наказание за это небесный правитель оставил старика жить на севере, вдали от супруги – Тагу-мамы. С тех пор старика и старуху разделяют высокие хребты Сихотэ-Алиня.

Тем не менее, несмотря на ссылку, Чинихе-мафа получил во владение северную часть неба и соответствующую обязанность – посылать на землю снег (который скапливается на его длинной бороде, усах и в волосах головы).

Чинихе и Тагу-мама относятся к категории добрых божеств.

Бывает, что старик заснёт (возраст, однако) и забудется, и тогда снег не идёт… В таком случае люди зовут самого лучшего шамана и просят его сходить к старику и попросить снега для хорошей охоты. Шаман начинает камлать, добирается до Чинихе и трогает бороду старика палкой. Тот просыпается, отряхивается, после чего, как правило, через три дня начинает идти снег. Старик никогда не отказывает – он всё же доброе божество. Считалось, что если после камлания у шамана в соболином хвостике, прикреплённом к верху его шаманской шапки, соберётся снег, то значит, снег на земле будет обильным.

   
   

За последние 10 лет во Владивостоке самыми снежными были январь 2002 года и февраль 2006 года, когда за месяц выпало 73 и 66 мм осадков соответственно, что превысило многолетние значения почти в 5 раз. Самый большой снег был отмечен в ноябре 1988 года в Тернейском районе – за одни сутки выпало 182 миллиметра снега. Самой суровой в Приморье была зима 1976/1977 годов. Средняя температура воздуха по краю была -17,6 градуса. Самая низкая температура воздуха – 48,8 градуса мороза – была в январе 1951 года в посёлке Мельничное Красноармейского района.

Во Владивостоке самым холодным месяцем года традиционно является январь: именно в этом месяце зарегистрирован абсолютный минимум температуры воздуха -30,3°C (10 января 1931 года). Самая ранняя дата выпадения снега в краевой столице – 4 октября 1963 года.

Откуда берутся дети

Новый год – новые дети. Многие считают, что дети появляются из капусты.

Может быть, где-то и так, но в Приморье – нет. Приморье край особенный, и дети в Приморье – тоже.

Когда дети спрашивают у родителей-нанайцев, откуда они берутся, те никогда не говорят правды, а говорят, что выкапывают их из земли лопатами. Правду держат в секрете.

Секрет следующий. И связан он с супругой приморского Дед Мороза.

Раз в восемь месяцев, когда над горами появляется молодой месяц, Чинихе разрешено посетить свою супругу, проживающую на юге. До этого он может только переговариваться с женой через горы, не видя её. В этот день супруга приморского Деда Мороза Тагу-мама поёт песнь и зовёт к себе Чинихе. Чинихе приходит и говорит: «После того как я уйду, у тебя будут дети, а ты их посылай людям».

Тагу-мама посылает людям души детей и таким образом продолжает людской род.

На севере Приморья всегда снежно.

Души детей Тагу-мама посылает на землю в виде птичек Омия. Птицы эти живут на огромных небесных деревьях – Омия муони. Эти души – Омия – не что иное, как снегири. «Ребёнок – всё равно что птица», – говорят лесные люди Приморья.

Как писал в 1897 году исследователь Приморья и чиновник по особым поручениям при приамурском губернаторе Пётр Шимкевич, птички эти спускаются на землю и проникают в утробы достойнейших женщин, развиваясь там в человека.

– Женщина, когда она забеременеет, непременно видит во сне прилетевшую к ней птичку Омия, причём если женщине удалось распознать пол этой птички, то она наперёд может сказать, будет ли её ребёнок мальчик или девочка. Чтобы узнать, сколько будет детей, сумму морщин на лбах мужа и жены делят на 2. Полученное частное и есть это количество, – отмечал он.

Женщины, которые всё же не могли долго забеременеть, просили шамана, который улетал на небо и выбирал на дереве красивую, крепкую душу, которую отсылал женщине, просившей его о ребёнке. В наше время это невозможно, но можно практиковать другое.

Чтобы забеременеть, гольды садили саженец и привязывали к нему гнездо. Тагу-мама должна было заметить это и послать посадившим свою птичку Омия.

Птица Омия также является символом зимы, символом Нового года у местных народов, в лесах которых обитает три вида певчих снегирей: обыкновенный, уссурийский и серый.

Ветка вечнозелёных поцелуев

Ещё одним символом Нового года, зимы у местных народов уссурийской тайги является вечнозелёная омела, довольно хорошо известная приморцам своими зелёными шарами на деревьях.

Омела окрашенная – Viscum coloratum – вечнозелёное кустарниковое растение, паразитирующее на деревьях. Раньше из омелы делали жидкий экстракт, обладающий тонизирующим действием, и варили так называемый птичий клей. Этим клеем ловили птиц. Сама ягода омелы также «ловила» своим клеем птиц. Поедая её ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв и затем, перелетая с дерева на дерево и очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, так называемым висцином, в котором находятся зародыши омелы. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ней зародыш, который через некоторое время начинает прорастать внутрь дерева, паразитируя на нём и становясь вечнозелёной омелой.

Именно вечнозелёность этого растения, способность приживаться на других деревьях послужили причиной для придания этому растению определённого сакрального образа у местных аборигенов. По мнению удэгейцев, ветка омелы является душой демиурга и мифического хозяина растений, приморского Деда Мороза – Чинихе. В Европе же омела до сих пор считается сакральным растением, с которым издавна связаны красивые рождественские поверья и ритуалы. Поэтому во многих странах каждый год в декабре покупают изящную веточку омелы и, принеся её домой, подвешивают где-нибудь повыше. И каждый раз, проходя под омелой, обязательно целуются, как предписывает старинная традиция. Именно на Рождество вечнозелёная омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в домах любовь, здоровье и достаток. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев». В Сербии считают, что под деревом, где она растёт, всегда находится большой клад.

И в новом году вы его обязательно отыщете!

Кстати

Местный заговор от мороза. Люди, знающие его, могут беспрепятственно ходить по снегу босыми ногами. Берётся камень из реки в то время, когда наступает мишень и кричат лягушки. Читая заговор, камнем водят по тем местам, которые надо закалить. Читают три раза в ясный день: «Во имя Отца, сына и Святого духа. Аминь. Как в крещенские морозы у воробья не вымерзнут ноги, так и у меня, раба Божия (имя)».