По прозвищу «четырехглазый»: кто творил историю Приморья

Елена Сергеева / Из личного архива

В 2022 году исполнится 180 лет со дня рождения Михаила Янковского 

Родившийся в Польше, лишившийся родины и дворянства, ссыльный, управляющий золоторудным прииском. Путешественник, учёный, исследователь, селекционер, этнолог, археолог… предприниматель – и это всё Михаил Янковский. Он приехал на Дальний Восток 150 лет назад, а созданное им до сих пор называют гордостью Приморья.

   
   
 

Во что превратил Янковский полуостров, разорённый хунхузами, какие качества его уважали современники и почему так чтут потомки, почему его история достойна изучения? На эти и другие вопросы ответила историк, краевед, исследователь, член «Общества изучения Амурского края» Елена Сергеева.

Райский уголок

– Елена Николаевна, в первую очередь вы были известны как исследователь истории семьи Бринеров. А в 2017 году неожиданно выпустили книгу «Шорохи прошлого» о женщинах семьи приморского предпринимателя Михаила Янковского…

– В 2014 году я отправилась в Калифорнию, чтобы встретиться с живущими там потомками Бринеров. Мне нужен был для общения русскоговорящий помощник. Тогда заведующий библиотекой имени Горького Александр Брюханов свёл меня с удивительным человеком – Орром Чистяковым-Янковским, правнуком Михаила Янковского. Он меня встретил, принял и показал хранящиеся у него дневники бабушки Маргариты Янковской. Сначала я занялась дневниками по причине исследовательского интереса к Бринеру, но вскоре эти редкие документы «затянули» меня и в эту тему семьи Янковских – архив оказался очень большим. Самое удивительное, что мне его доверили.

Во второй раз я вернулась в США в сентябре 2016 года. Орр решил передать архив в дар Приморскому краю, и я перевезла бесценные материалы во Владивосток. Сегодня они хранятся в архиве Общества изучения Амурского края. На основе этих документов и была написана книга «Шорохи прошлого».

– Один из интригующих фактов о Михаиле Янковском – то, что он приехал в Приморье из сибирской ссылки. Это так?

– Михаил Янковский родился в Польше, он потомок древнейшего дворянского рода. В 1863 году, будучи студентом, принял участие в восстании, направленном против засилья Российской империи на территории своей страны, за что был сослан на 8 лет в Сибирь. Позже приговор заменили формулировкой «вольное поселение», и тогда молодой человек развил бурную экспедиционную деятельность – по Забайкальскому краю, Амурской области. Постепенно добрался до Приморья, поступив на должность управляющего золоторудным прииском на острове Аскольд, где не только работал, но и занимался исследованием флоры и фауны этого острова.

   
   

– И всё-таки основная деятельность Янковского была связана с легендарным местечком Сидеми?

– Началось с того, что Янковский познакомился с мореплавателем, китобойцем и вольным шкипером Фридольфом Геком, тот пригласил его приехать погостить на Сидеми. Михаилу Ивановичу место невероятно понравилось, и он принял решение перевезти на полуостров семью. Прежде чем создать хозяйство, пришлось основательно побороться с хунхузами (организованными китайскими бандами – редакция). В то время он увидел страшную картину – дом Гека был полностью разорён хунхузами, прислуга перебита, а сын шкипера, 10-летнний мальчик, взят в плен…

– Орр Чистяков сказал про своего прадеда: «Ему было свойственно улучшать всё, к чему бы ни прикасался».

– Можно привести пример. Когда Янковский приехал на Сидеми, пятнистые олени были практически истреблены и в Маньчжурии, и в Корее. На полуостров каждую зиму забредало небольшое стадо. Начинающий предприниматель увидел две возможности – защитить животных от истребления и начать новый бизнес. Он перегородил полуостров, олени остались и начали размножаться, а к 1920 году их насчитывалось около трёх тысяч особей.

Виктория удивилась: почему в местной администрации только два телефона? В начале ХХ века их было 25, на каждой вышке!

Будучи человеком упорным и ответственным, с большим рвением он начал заниматься животноводством и сельским хозяйством. Вывел совершенно новую уникальную породу лошадей. А его плантации выращенного женьшеня нахваливали гости из Китая – так они были близки к дикому виду. За несколько лет Михаил Янковский развил в Сидеми многоотраслевое хозяйство. Он успевал вести наблюдения за погодой, препарировал бабочек и жуков, собирал уникальные коллекции флоры и фауны для музеев страны. А ещё и занимался археологическими раскопками!

Чувство родины

– Почему же он покинул Приморье?

– На этот счёт нет точных версий, одно из предположений касается личной жизни исследователя. В 1908 году он передаёт хозяйство своему наследнику, сыну Юрию, уезжает сначала в Москву, потом в Сочи, где и умирает от сердечного приступа.

А 22 октября 1922 года все его потомки покинули Приморский край, эмигрировав в Корею. Трагическая судьба коснулась его сына Юрия, который был арестован в 1945 году в своём имении в Северной Корее, отбывал срок в системе ГУЛАГа, а в 1956 году всего за 2 месяца до освобождения скончался.

– Валерий Янковский написал о деде несколько книг. Что интересного можно в них почерпнуть?

– В этом ряду можно особенно отметить повесть «Нэнуни четырёхглазый». Так прозвали Михаила его азиатские друзья. Янковский был великолепным охотником, мог, не оборачиваясь, выстрелить из-за спины и попасть в точку. Валерий Янковский написал большой труд о жизненном пути деда, обращался ко всем родственникам, разбросанным по свету, собирая фотографии, документы. Сохранились и практические работы учёного – по коневодству, выращиванию бобовых растений.

– А какое отношение у него было к родине, которую пришлось покинуть?

– Михаил Янковский никогда о ней не забывал, и под конец жизни ему удалось побывать в Польше, найти родственников – брата Казимира и сестру Викторию. Всегда на доме Янковских развевался их фамильный флаг с фамильным гербом.

– А вот правнук Орр уникум – человек мира с потрясающей русской душой!

– У него сильно развито чувство долга перед семьёй. Орр принял важное решение – отправить в Приморье архив, выпустить книги. Он родился в Китае, вырос в Чили, всю остальную жизнь прожил в США… Тем не менее он любит Россию! Его мать Виктория Янковская прожила 35 лет в Америке, но категорически не приняла американского гражданства, считая себя русской.

– Виктория Янковская успела побывать во Владивостоке в новом времени, после долгих лет эмиграции?

– Да, она приехала сюда в 1991 году и привезла с собой сына Орра и обеих внучек – Киру и Алору. Ей было очень важно показать им эти места, память о которых она хранила все эти годы. С того момента, как её семья покинула Россию, прошло 59 лет. И тут она увидела разрушенную родовую усадьбу. Она удивилась: почему в местной администрации только два телефона? В начале XX века их было 25, на каждой вышке! Была расстроена, увидев упадок вокруг. А Орр тогда заметил с грустной иронией: обидно за местное население, чем им заниматься, разве что браконьерством?

– Печально, что усадьба разрушена. О реставрации не было речи, никаких планов?

– Это практически невозможно. От усадьбы Янковского остался только фундамент, на котором уже стоят дома, и там живут люди. Можно разве что поставить памятную стелу. В 1991 году в Безверхово (так с 1972 года стало именоваться Сидеми) был открыт памятник Михаилу Янковскому, обратившему когда-то это место в райский уголок.

– Понятно, что в исследовании судьбы Янковского остаётся очень много белых пятен…

– Его жизненная история – отличная идея для театральной или кинопостановки. У историков, краеведов, творческих людей большой потенциал – рассказать о предпринимателе, который совместил в себе множество ипостасей.

Отмечу, что очень много для восстановления имени Янковского сделал приморский краевед Борис Дьяченко, к сожалению, он ушёл из жизни в 2001 году. Его усилиями поставлены памятники Алексею Старцеву на острове Путятина и Михаилу Янковскому в Безверхово. Когда я делала книгу «Шорохи прошлого», фактически воплощала в жизни мечты Бориса Алексеевича об издании дневников семьи Янковских во Владивостоке.

Кстати

В апреле 2022 года на базе Приморского отделения Общества изучения Амурского края планируется презентация уникального двухтомника стихов и прозы Виктории Янковской. 

Досье

Елена Николаевна Сергеева

Родилась в городе Уссурийске.

Окончила исторический факультет Уссурийского государственного педагогического института. Краевед, исследователь, член ОИАК, ведёт изучение истории известных семей Бринер, Янковских, Шевелёвых, Корнаковых.

Автор ряда очерков о представителях семьи Бринер, авторсоставитель книг «Шорохи прошлого», «Янковские от Сидеми до Калифорнии», «Авгу-Багши. Жизнеописание Августы Дмитриевны Корнаковой», «Всё в прошлом, а прошлое во мне».

В 2019 г. награждена медалью им. В. К. Арсеньева.

В 2020 г. награждена золотой медалью выставки «Печатный двор» за альбом «От Сидеми до Калифорнии».