Экология и геополитика. Что нас ждёт в ближайшие 25 лет?

Все мы видим, как на Земле меняется климат, растут экологические риски практически для любого бизнеса, а жители планеты обеспокоены растущим числом наводнений, пожаров, других стихийных бедствий. Многие государства предпринимают усилия для снижения этих рисков, занимаются экопросвещением, вкладываются в охрану природы, внедряют природоохранные технологии в работу многих отраслей. Потребители стали экологически чувствительными, и экология по всем опросам в той или иной форме стала входить в ТОП-10 проблем, которые волнуют граждан практически всех стран.

   
   

Одновременно с этим в последнее десятилетие выросли и геополитические риски. Большинство государств не довольны существующей экономической моделью, требуют справедливости и уважения к своим ценностям и традициям, объединяются с целью создать новые экономические платформы. Растут угрозы безопасности, мы видим, как региональные военные конфликты сотрясают разные уголки планеты, причем напряжение только растёт. Возникает парадокс – экологические и климатические проблемы невозможно решить в одиночку, но геополитическая турбулентность разделяет и государства, и их народы.

Что делать? Что будет в ближайшие 25 лет? Каковы перспективы бизнеса и социума в этих непростых для мира условиях? Об этом размышляет генеральный директор Фонда «Природа и люди» Сергей Рыбаков в своей статье «Назад в будущее» в журнале Horizons. Ниже - его ключевые мысли.

 

Текущий статус

Огромное количество людей, экспертов, руководителей государств, крупных компаний и научных институтов продолжают собираться на форумы, посвященные природоохранной политике. В ближайшее время стартуют: 16-ая сессия Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (Кали, Колумбия), 29-ая сессия Конференции Сторон Конвенции ООН об изменении климата (Баку, Азербайджан), 16-ая сессия Конференции Сторон Конвенции Организации Объединённых Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (Эр-Рияд, Саудовская Аравия). Экологические проблемы, которые будут обсуждаться, это проблемы следующих нескольких поколений и именно поэтому к их решению нужно подходить вдумчиво, системно, не торопиться ради текущей политической выгоды, а спокойно оценив все угрозы и возможности принять взвешенную долгосрочную стратегию устойчивого развития. Которая при правильном планировании может стать гораздо успешнее и гораздо быстрее приведет к необходимому для человечества результату, чем многие текущие заявления, обоснованные исключительной политической целесообразностью момента.

Мы видим, что сейчас входящее в экономическую деятельность поколение взращено на базисах бережного отношения к окружающей среде, принципах устойчивого развития. И без преувеличения можно сказать: оно впитало эти установки с молоком матери, они стали неотъемлемой частью человечества. Многое из парадигмы устойчивого развития уже осуществляется через реализуемую государствами политику и экономику. Текущее восприятие: зеленое – это хорошо, в это необходимо инвестировать. Ориентиры, на первый взгляд, определены и понятны, но на практике благие намерения могут существенно отличаться от реальности.

Элита – это носители смыслов, те, кто определяет повестку и вектор развития. Но, если введенные социальные установки, сформировавшие людей, коренным образом отличаются от текущей ситуации, то возникает кризис доверия элитам, необходимость пересмотра ситуации, взгляда как бы со стороны. Поэтому представляется целесообразным найти базовые решения, определить точки соприкосновения экономики, политики, социальной сферы и природы.

Энергетика

Мировая экономическая система меняется. Одним из первых секторов, который прочувствовал это на себе стала энергетика – основной драйвер развития мировой экономики. Мы живем в материальном мире, и энергия – это база развития. Высокие технологии, да и в целом любое производство, а также комфорт нашей повседневной жизни трудно представить без наличия доступной энергии. На прошлогодней климатической конференции зафиксирована целесообразность с одной стороны – утроить мощности возобновляемых источников энергии во всем мире к 2030 году, развивать технологий с нулевым и низким уровнем выбросов, включая, ядерную энергетику, низкоуглеродное производство водорода, признать роль переходных видов топлива, а с другой стороны – постепенно сократить использование угольных электростанций, не оснащенных технологиями улавливания и хранения углерода, отказаться от неэффективных субсидий на ископаемое топливо. При этом вышеуказанный отказ от субсидирования идет в связке с решением проблемы энергетической бедности или справедливого перехода. В части возобновляемых источников энергии надо отметить следующее. Для перехода на возобновляемые источники энергии мало наличия только возобновляемого ресурса – солнца, ветра, воды, геотермальной энергии. Для самих установок генерации потребуется алюминий, медь, цинк, неодим, литий, кобальт и пр. Безусловно, энергопереходу быть, но, как мне кажется, он произойдет не форсированно, а размыто во времени, когда наберётся критическая масса, и только тогда мы увидим качественный скачок. Важно пройти этот этап бесшовно. Для этого без новых технологий добычи, обработки, рециклинга и создания новых материалов/веществ обойтись будет просто невозможною Новые технологические инновации – это ключевой элемент успешного долгосрочного развития.

   
   

Технологии

Энергетика выступает ключевым ресурсом для создания и развития новых информационных технологий. Технологические инновации меняют наш мир. Эра искусственного интеллекта потребует дополнительного образования не только в определенной профессиональной области, но также в сфере вычислительной техники и знании возможностей и опыта применения новых IT-технологий. Это может стать одним из основных вызовов для нового, молодого, талантливого поколения, которое потенциально может быть самой образованной, самой квалифицированной и самой производительной рабочей силой в мире. Необходимо определить и оптимизировать сферы, с которыми лучше справляется человек и компьютер, постоянно улучшая данное взаимодействие. Рассматривать взаимодействие людей и компьютеров как постоянно развивающуюся систему, которая учится на собственном опыте становясь с течением времени все лучше и лучше. Новая технологическая эпоха приносит новые возможности, при этом, если задача выполняется совместно, то машины могут повысить производительность труда человека. Побудить человека тратить время, силы и ресурсы на максимальную пользу для своей организации и заинтересованных сторон, решая глобальные угрозы.Необходимо объединить искусственный интеллект с человеческим интеллектом для создания долгосрочной, ценностной и целенаправленной стратегии. Искусственный интеллект — это не магия, это математика – наша новая реальность. Вместе с тем такое технологическое развитие, потребует ещё больше энергетических ресурсов, что с учетом роста численности населения может ещё больше усилить негативное воздействие на природу, привести к повышению эксплуатации природных ресурсов. Это обратная сторона медали технологического прогресса и данные вызовы коснутся всех нас. Решить эти потенциальные проблемы на национальном уровне с учетом текущего разрыва социально-экономического развития развитых и развивающихся стран без должного международного сотрудничества, взаимодействия с глобальными бизнес-структурами будет крайне сложно, если не невозможно. Корректное управление финансовыми потоками может существенно сгладить, превентивно устранить потенциальные шероховатости, дисбалансы развития.

Финансы

Глобальная финансовая система меняется, и пока нет единого, общего консенсуса какой она будет в ближайшем будущем. Международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции 1944 года, претерпевает серьезные изменения. Будет ли эта новая финансовая система базироваться на цифровых валютах, реальных активах – земле, биологических и водных ресурсах, или будут использованы дополнительные, новые инструменты, такие как углеродные единицы – вот те вопросы, ответы на которые человечеству придется найти в самое ближайшее время. Можно смоделировать различные варианты. Сперва деньги выражались в натуральной форме – камни, ракушки, затем деньгами стали драгоценные металлы, позднее появились бумажные деньги, сейчас мы видим переход к цифровому формату. Но за все время существования денежных ресурсах в любых формах, ключевым оставался контроль за данной сферой со стороны государства. На мой взгляд, нерегулируемых и/или неконтролируемых в той или иной степени со стороны государства децентрализованных финансов не будет, а степень такой регуляции пока не до конца определена. В чем же привлекательность новых цифровых денег – высокая скорость транзакций, снижение комиссионных издержек, анонимность расчетов. Однако возникают вопросы к определению стоимости, привязки к курсу и возможности выхода в фиатные деньги. Тем не менее, новые формы денег – это мир потенциальных возможностей, в том числе для стимулирования достижения целей устойчивого развития. Деньги – эта мера стоимости, и если ранее в той или иной степени деньги соотносились с золотом, затем с нефтью, то в условиях роста населения и сокращения ресурсов, возможно произойдет привязка к иным стратегическим природным ресурсам. Одним из ярких проявлений необходимости четкого понимания будущего мировой финансовой сферы является финансирование в целях снижения антропогенного воздействия – климатические финансы. Ведь с учетом потерь от негативных проявлений изменения климата финансирование превентивных мер во многом помогает снизить соответствующие издержки, не потратив – заработать.

Климатические финансы и отчетность

Финансовые вопросы станут «топовой» повесткой предстоящей климатической конференции ООН в Баку. Ключевой вопрос – определение новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию. В прошлом году на форуме в Дубае, помимо подсвечивания важности реформирования многосторонней финансовой архитектуры, в том числе многосторонних банков развития, было чуть больше конкретики: во-первых, это указание на целесообразность улучшения  оценки и управления финансовых рисков, связанных с климатом, а во-вторых, ускорение продолжающегося создания новых инновационных источников финансирования, включая налогообложение, для осуществления действий по борьбе с изменением климата и обеспечения возможности сокращения вредных стимулов. Здесь, на мой взгляд, как уже указывалось, стоит внимательно и взвешенно отслеживать формирование финансовых инноваций. Одновременно необходимо четко разобраться в терминологии – что является климатическими финансами, вполне возможно, потребуется глобальная унификация подходов к климатическому финансированию. Основную роль в данном вопросе станет играть возникновение обязательной финансовой отчетности организаций. Климатическая отчетность и отчетность в сфере биоразнообразия могут в ближайшее время стать частью стандартной бухгалтерской отчетности, из эмпирической величины превратиться в конкретную строчку бюджета государства или организации.

Биоразнообразие

Биологическое разнообразие – это фундаментальная основа жизнеспособности нашей планеты, предоставляющая бесценные экологические, экономические и социальные ресурсы. Принятая в 2022 году Куньминско-Монреальская глобальная рамочная программа по биоразнообразию определила основные действия для обеспечения благополучия и основы выживания человечества в гармонии с природой на период до 2050 года, те акцентировала будущее развитие нашего мира на следующие годы вперед. Защита и восстановление не менее 30% территорий суши и морей в рамках эффективно управляемых охраняемых районов становится одной из задач, способствующих сохранению биологического разнообразия, а также сохранению традиций коренных народов и местных общин. Интегрированные подходы к устойчивому управлению земельными и морскими ресурсами, применение устойчивых практик в управлении лесами, землепользовании и рыболовстве, предотвращение деградации почв, а также программы по восстановлению разрушенных экосистем и популяций уязвимых видов являются критически важными для сохранения экосистем и многообразия жизни на Земле. Еще одна ключевая задача – вовлечение бизнеса в сокращение негативного воздействия на биоразнообразие и продвижение устойчивых моделей производства и потребления. Частный сектор играет важную роль, и его действия должны быть направлены на смягчение экологических последствий коммерческой деятельности. Очень важными станут примеры повышение прозрачности данных, доступность научных знаний и технологий в области биоразнообразия, а также справедливого распределения выгод от использования генетических ресурсов, развитие экологического образования и просвещения.

Кадры

Кадры и их развитие являются одним из основных вопросов следующего десятилетия. С одной стороны запрос молодёжи на экологичность, с другой – взрывной рост технологических инноваций, с третьей – ограниченное количество тех, кто может подготовить необходимые для экономики кадры, дав все необходимые и достаточные знания. Необходимо сейчас на политическом уровне концептуально определиться с взаимовлиянием геополитики и геоэкономики. Ситуация с потерянным поколением, воспитанным в определенных социокультурных взглядах и не имеющим доступа к принятию решений в экономической и политической деятельности, создает риск недоверия элитам, власти, дестабилизации общества. При этом именно от этих молодых поколений будет завесить что будет с нашим миром, именно на них ляжет бремя возвращения к диалогу на глобальном уровне.

Тренды

В мире возникают новые объединения стран по интересам, примерами такого сотрудничества выступают Шанхайская организация сотрудничества, объединение БРИКС, сотрудничество стран Центральной Азии, Каспийского региона.

Необходимо уделять данному аспекту геополитики и экономики особое внимание, ведь именно в данных объединениях может быть созданы тренды, от которых во многом будет зависеть долгосрочное, экономически и политически устойчивое развитие нашего мира.

Необходимо уделять особое внимание репутационной составляющей людей, структур, государств, важно вернуть взаимное уважение в международные отношения. Ключевым звеном жизни общества, будущего глобального устойчивого развития должно стать восстановления доверия.

Мировая экономика и глобальная финансовая система не работают без доверия, без единых, понятных и согласованных правил игры. Именно данному аспекту международных отношений в самое ближайшее время нужно уделить особое внимание. Именно так можно вернуть в международные отношения диалог, продолжить сотрудничество, без которого невозможно достижение заявляемых на уровне ООН целей на период в следующие 25 – 50 лет.

Будущее

До 2030 года странам предстоит актуализировать цели устойчивого развития на период до 2050 года. Для этого необходимо провести как аудит достижения текущих целей устойчивого развития, так и создать системный прогноз глобального будущего, с учетом динамики развития новых инновационных технологий, в том числе образовавшегося разрыва между различными экономическими регионами мира, роста населения и всё возрастающей техногенной нагрузки на окружающую среду. Для повышения эффективности реализации устойчивого развития важно иметь работающую диалоговую экосистему «государство – бизнес – наука». Должна быть налажена идеальная работа международной финансовой системы. Привлечение финансирования в рамках устойчивого развития из частного сектора, бизнеса, должно быть понятно, доступно, выгодно и находиться вне политических ограничительных мер. Кроме того, важно использовать возможности финансовых технологий, усовершенствовать и развивать законодательство, новые финансовые инструменты.

Мир, который мы получим в 2050 году – результат нашей общей текущей работы, бремя современных лидеров – честно взглянуть в будущее, снизить риски потенциальных угроз, найти компромиссы, возвратить в международную повестку доверие и диалог, работать синхронно для решения экзистенциональных проблем, стоящих перед всем человечеством – вернуть нам всем веру в счастливое будущее нашей Земли.