Города, поэты, самолёты.Как Владивосток едва в Сан-Франциско не превратился

Татьяна Меель / АиФ

После окончания Второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации.

   
   

Здесь осваивались всё новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Рыбная промышленность пополнилась траулерами, сейнерами, рефрижераторами. Существенную роль в экономике края продолжал играть железнодорожный и морской транспорт. Большой поток транспортных перевозок осуществляла Дальневосточная железная дорога, порт Владивосток. Был выстроен новый крупный порт Находка, один из крупнейших в Российской Федерации.

Нас стало больше

Между переписями 1939 и 1959 гг. численность населения РСФСР увеличилась на 8,4%, а Дальнего Востока - на 60%. Среднегодовой прирост составил соответственно 0,4% и 3%. Почти в шесть раз увеличилось число жителей на Сахалине, более чем в два раза - в Камчатской области и Чукотском автономном округе, в Приморье и Хабаровском крае.

15 января 1959 года сообщалось, что численность населения Приморского края, по данным Всесоюзной переписи, населения составила 1 миллион 379 тысяч человек и по сравнению с довоенным периодом увеличилась более чем на 55%. В крае имеется 9 городов, 45 рабочих посёлков.

Мечты и литература

Два визита городу нанёс Никита Хрущёв - первый секретарь ЦК КПСС с 1953 г., председатель Совета министров СССР с 1958 г.: в 1954 г. Случилось это сначала после поездки в Китай на празднование 10-летия КНР, и в 1959 г., после посещения Америки и Китая. В 1959 г. Хрущёв выдвинул лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. Итогом визита стало последовавшее затем бурное жилищное строительство 60-х гг., известное в народе как «Большой Владивосток».

Никита Сергеевич дважды руководил краем с выездом на место. Фото: АиФ

Никита Хрущев во Владивостоке. Фото: АиФ

В августе 1949 г. учреждено Приморское краевое отделение Союза советских писателей. Началом объединения творческих сил Владивостока можно считать литературно-художественное общество «Балаганчик», образованное в 1918 г. В него вошли тогда ещё молодые писатели и поэты Н. Асеев, С. Третьяков, С. Алымов, Д. Бурлюк. Ответственным секретарём отделения избрали поэта Г. Халилецкого. Ныне это Приморское отделение Союза писателей России.

   
   

От винта!

21 мая1959 г. открылось прямое воздушное пассажирское сообщение между Ленинградом и Владивостоком. Расстояние между городами преодолевалось за 14 часов с посадками в Свердловске, Новосибирске и Иркутске.

Ту-104 связал Приморье с Ленинградом. Фото: АиФ

Эхо времени

В феврале 1949 г. образован Ботанический сад-институт ДВО РАН. Располагается в окрестностях Владивостока. С 1970 г. Ботанический сад стал самостоятельным научным учреждением. С 1990 года имеет статус научно-исследовательского института, а с 1998 года носит своё нынешнее название. Ботанический сад-институт - одно из любимейших мест отдыха жителей города Владивостока и его многочисленных гостей.

С марта 1954 г. начала работать Уссурийская станция Службы Солнца, ныне - Уссурийская астрофизическая обсерватория РАН.

13 января 1955 г. в Дальневосточном филиале Сибирского отделения АН СССР начала работу 1-я Дальневосточная конференция по проблемам истории, археологии и этнографии советского Дальнего Востока. Открылась третья традиционная выставка технического творчества учащихся ремесленных и железнодорожных училищ.

Прогулка в Ботаническом саду. Фото: АиФ

18 января 1958 г. в Уссурийске открыли вечерний университет научно-атеистической пропаганды.

18 января 1959 г. спектаклем «Три сестры» закончились гастроли МХАТ им. М. Горького. Москвичи привозили в Приморье спектакли «На дне», «Вишнёвый сад», «Беспокойная старость».

В сентябре 1959 г. создан Дальневосточный геологический институт (ДВГИ) ДВО РАН, первый академический институт на Дальнем Востоке СССР. Первым директором института стала доктор геолого-минералогических наук Е. А. Радкевич. Главное направление разработок института стали проблемы геологии, геоморфологии, глубинного строения  и металлогении Тихоокеанского рудного пояса и прилегающих частей континента и океана. Институт является координатором всех исследований, которые ведутся по этим проблемам учреждениями РАН, министерствами и другими ведомствам. Работы сотрудников ДВГИ широко используются в повседневной деятельности многими производственно-геологическими учреждениями.

В 1959 г. состоялся выпуск первой продукции Приморским производственным горно-химическим объединением - ОАО «Бор», Дальнегорск. Единственное тогда в стране предприятие, которое выпускало боропродукты:  борную кислоту, барит кальция и др., всего 26 наименований. Продукция предприятия высоко зарекомендовала себя на международном рынке. В списке зарубежных потребителей дальнегорской продукции значилось более 20 стран Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.