Хайп или паника? Акулы замечены по всему Приморью

pixabay.com / pixabay.com

 

   
   

Несколько очередных случаев в конце мая, когда жители Владивостока наблюдали что-то похожее на акулий плавник в воде и даже поймали довольно крупный экземпляр акулы, снова вызвали ажиотаж в обществе. специалисты считают, что поводов волноваться нет. Не произошло ничего особенного.

Переживать по поводу акул, попадающихся в местных водах, старожилы Приморья устали уже во времена освоения этих земель. Акулы тут есть и были всегда, залив Петра Великого богат на морскую флору и фауну, и акулы здесь просто живут. Есть виды – гастролёры, заходящие в наши воды в теплое время года в погоне за кормовыми видами.

Местные акулы - сельдевые не гиганты, редко бывают больше двух с половиной метров. В сети и на крючки попадаются регулярно и рыбакам знакомы. Причём даже не в виде повода похвастаться диковинкой в соцсетях, а как надоедливый хищник, порой норовящий разграбить сети.

Акулы мако и белые кархародоны, а также порой встречающиеся акулы-молот – гости из теплых южных морей. В наш район Японского моря и в залив Петра Великого заходят, преследуя косяки рыбы, а самые крупные белые акулы идут за тюленями.

-Белые акулы рыбу почти не едят, им это энергетически не выгодно, - рассказал доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биологии моря ДВО РАН Владимир Долганов. – Белые акулы питаются тюленями, а в заливе Петра Великого проживает до 3 тысяч этих млекопитающих.

Купаться можно спокойно. Шанс встретиться с акулой примерно 1 на 100 миллионов.

   
   

Увиденные очевидцами – именно местные акулы. Специалисты способны определить вид по фото и видео и идентифицировать рыбу с большой вероятностью.

- Это наш местный вид акул – сельдевая акула, - подтвердил заведующий лабораторией ихтиологии Национального научного центра морской биологии ДВО РАН, кандидат биологических наук Андрей Баланов. - Это видно по диагностическим признакам: зубы, строение тела. Это наш вид, который в холодное время года уходит в южную часть Японского моря. В текущий сезон, когда вода начинает только прогреваться, встретить представителя этого вида в наших водах – нормальное явление. Появление белых акул в наших водах возможно, но позже – в августе-сентябре.

Частоту появления сообщений о встречах с акулами можно сравнить с аналогичной информацией о встречах с тиграми и медведями, а также другими чрезвычайно редкими видами вымирающих особо охраняемых и сверхосторожных животных.

Про медведей, попадающихся на глаза рассказывают, показывают фото и видео десятки раз в год. Редких уникальных тигров встречают на обочинах и тропинках. Даже дальневосточного леопарда кто-то умудрялся выкладывать в соцсети, сфотографировав на телефон. Порой кажется, что ими прямо кишат окрестности.

Хотя статистика показывает, что нет. Их не стало больше. Это у людей стало больше гаджетов и возможности запечатлеть момент. А уж желанием всем на свете рассказать о впечатлениях – хватит на маленькую толпу.

С акулами – аналогично.

А ещё в социальных сетях приятно собраться в кружок единомышленников и, обнявшись, ужасаться или восторгаться. Есть такой психологический феномен – радость от сопричастности.

К тому же акулы, как считается, живут где-то далеко и поэтому воспринимаются диковинкой, отчего желание поделиться с окружающими возрастает. И не видавшие крупнее 50-сантиметрового минтая приморцы 2-метровую рыбину считают огромной, хотя это для акул – не размер.

Владимир Долганов рассказал, что у мыса Льва не так давно с коллегой научным руководителем лаборатории морских млекопитающих ННЦМБ им. А.В. Жирмунского ДВО РАН Игорем Катиным обследовали тюленя со следами нападения примерно 4-метровой акулы. И даже такая большая не смогла его сожрать. Но по ранам на туше была идентифицирована именно, как крупная акула.

Случаи нападения акул на человека в водах юга Приморья за последние годы можно пересчитать по пальцам одной руки: одному парню объели ноги, другому – отъели руки. Это было 11 лет назад. Ещё пара инцидентов обошлась без тяжёлых травм, поэтому не были замечены общественностью и СМИ. Это на сотни тысяч купальщиков, выбегающих на пляжи каждый год.

- Комиссия исследования акул ведет свою статистику, так вот, согласно ей, на весь мир нападений происходит около сотни в год. Из них летальных случаев – около десяти, - рассказал Владимир Долганов. – От коров, собак и других животных гибнет гораздо больше людей. Даже от бегемотов – порядка 2 тысяч в год. Не говоря о статистике смертности на дорогах, в войнах и других социальных ситуациях.