Из Владивостока в сказку арабского Востока

Мариинский театр / Мариинский театр

Премьера балета «Тысяча и одна ночь» на Приморской сцене Мариинского театра прорвала многомесячную блокаду COVID-19. Сохраняя все меры безопасности: рассадку зрителей в шахматном порядке, непременное наличие масок и перчаток, измерение температуры при входе в театр и санитайзеры повсюду, театр с этой высокой творческой ноты начал  V-й международный  дальневосточный музыкальный фестиваль «Мариинский». Этот праздник  искусства традиционен, проходит во Владивостоке ежегодно с 2016 года.

   
   

Балет «Тысяча и одна ночь» родился в 1979 году в столице Азербайджана - Баку. Его создателями стали выдающийся азербайджанский композитор Фикрет Амиров, видные литераторы Максуд и Рустам  Ибрагимбековы, а также Нела Назирова, которая затем выступила еще и в качестве балетмейстера-постановщика.

Восточная экзотика всегда притягательна. Однако, красочный спектакль с его яркой и мелодичной музыкой, наполненный фантастическим сюжетом и чудесами, к тому же нес высокую философскую идею торжества разума, добра, благородства. Не удивительно, что в этой и иных постановках, балет триумфально прошествовал по сценам многих городов Советского Союза и  даже вышел за его пределы.

Вполне естественен интерес к спектаклю его нынешнего автора – главного балетмейстера владивостокского театра Эльдара Алиева. Секрет прост. Эльдар родился в Баку, здесь получил профессиональное образование и начал сценическую карьеру. Он буквально напоен южным солнцем, овеян морским бризом и обласкан каспийской волной. Его этнические корни помогли еще глубже впитать национальную пластику, еще более чутко откликнуться на мелодическую красоту и богатство азербайджанской музыки. Дальнейшая карьера артиста стремительно взлетела и продолжилась на Исторической сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга. Один из лучших мировых балетных театров не зря называют «Домом Петипа», так что здесь, может быть, как нигде, лучше всего познаются все секреты классического балета.

Фото: Мариинский театр/ Мариинский театр

Синтез национального и общеевропейского свойственен и музыке Амирова, Симфонические принципы композиторского письма он сочетает с ярко выраженной национальной колористикой.  Наглядное свидетельство тому – включение в партитуру звучания традиционного азербайджанского щипкового инструмента - тара. К слову, тар, зазвучавший в руках специально приглашенного из Баку тариста Рамина Азимова, останется в оркестре театра и по прошествии премьерных показов балета.

Эльдар Алиев уже не раз возвращался к сценическому воплощению «Тысячи и одной ночи». Когда он многие годы руководил в американском Индианаполисе компанией Ballet Internationale, осуществил постановку здесь, а еще в компании Atlanta Ballet. К премьере, несколько задержанной коронавирсусом, спектакль подготовлен им и в Софии.

Итак, Алиев предложил зрителю свою версию балета, поставленного с поистине голливудским размахом. Музыка, хореография и оформление сплелись воедино в стилистике древних арабских миниатюр.

   
   

Спектакль начинается с развернутой увертюры, во время которой на супер-занавесе наплывают страницы старинной книги. Видеохудожник Вадим Дуленко смог синхронизировать музыкальные образы  с изобразительными. Когда  льется лирическая мелодия, мы видим идиллические картинки альковных сцен. Но стоит музыке повести рассказ о событиях драматических, как на экране возникают кровопролитные баталии, сверкают острые клинки воинов.

Приглашенный из Баку дирижер Эйюб Кулиев хорошо знаком с партитурой и умело выявляет все ее достоинства. Главное, ему удалось добиться оркестрового звучания азербайджанской музыки российскими оркестрантами совершенно без акцента.

Фото: Мариинский театр/ Мариинский театр

Сценограф спектакля и автор костюмов Петр Окунев молод, но являясь главным художником театра, в целом неплохо справился с задачей. В декорациях созданы обобщающие образы пестрого Востока, отмечены романтические нюансы. Если в декорациях и многочисленных сценических эффектах типа сгорания хищной птицы Рухх в снопе огненных искр или падающего с  высоты алого шелкового холста, изображающего  всепоглощающее пламя, использованы современные приемы, то в костюмах художник увлекся точными национальными деталями. Здесь бытовизм несколько переборщил, скрыв балетные фигуры даже главных героев широкими шальварами, кушаками и тяжеловатыми бархатными жилетами.

Хореографический стиль спектакля может быть определен как неоклассика, ориентально окрашенная .

Спектакль смотрится очень динамично. Его сюжет пересказывается в двух словах. Вернувшись с охоты, Шахрияр застает свою жену в объятиях Раба. Возмездие настигает неверную Нуриду, но гнев Шаха грозит гибелью всем женщинам царства. Лишь юной Шехерезаде удается смягчить опаленное женской изменой сердце повелителя. Каждую ночь она рассказывает Шахрияру новую сказку, где женщины несут добро и нежность, а мужчины - защитники, где побеждают из взаимное притяжение, самоотверженность, любовь и верность.

Фото: Мариинский театр/ Мариинский театр

Чтобы раскрыть тему, балетмейстер придумывает  напряженный мужской монолог Шахрияра, сложные, но красивые акробатические дуэты, где балерины могут подолгу не опускаться на землю. Они перетекают из одной позы в другую на руках партнера, низвергаются с высоты вытянутых рук в головокружительные «рыбки» почти касаясь носом самой сцены. И через секунду снова оказаться на плече кавалера.

Алиев уверенно владеет различными формами танца, сценическим пространством. Об этом говорят изобретательные узоры кордебалета, будь то энергичного мужского (лучники, разбойники) или экспрессивного женского (скорбящий народ).

Артисты сумели воплотить художественный замысел хореографа. Спектакль густо населен персонажами. Сказок три. Первая повествуют о Птице Рухх (Шизуру Като) и спасенной от нее Синдбадом (Аслан Алиев)  Девушке (Катерина Флория). Вторая сказка - о Принцессе Будур (Анастасия Балуда), Аладдине  (Гилерме Джунио) и злом Колдуне (Денис Голов). Завершают триптих Али-Баба (Алехандро Кабезас) со своей служанкой Марджаной (Наталья Демьянова), которая одна сумела справиться с Атаманом (Сергей Аманбаев) и сорока разбойниками. Воистину интернациональный состав исполнителей. В главных партиях предстали рослый и сильный красавец Сергей Уманец (Шахрияр), эмоциональная Лилия Бережнова (Нурида), техничная Анна Самострелова (Шехерезада). Несмотря на большой объем работы подготовлено три состава исполнителей. В одном из спектаклей премьерного блока  в главных ролях снова блеснули артисты из Мариинского театра Петербурга: Роман Беляков (Шахрияр), Екатерина Чебыкина (Нурида), Рената Шакирова (Шехерезада).

В финале главные герои восхитительно пролетели над сценой на волшебном ковре-самолете, на прощание, помахав руками публике, которая горячо приняла спектакль. Едва отзвучал последний аккорд, зал взорвался овацией, криками «супер», «браво», «спасибо». Зрители долго не отпускали артистов, приветствуя всех создателей спектакля и завалив их цветами.

Александр Максов