Заместитель директора департамента труда и социального развития Приморья Наталья Лунь рассказала о том, как изменился порядок мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
- Наталья Николаевна, чем вызваны изменения в схеме выплат мер соцподдержки за ЖКУ?
- В связи с вступлением в силу отдельных статей Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Изменения касаются предоставления мер социальной поддержки (МСП) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг льготным категориям.
- Поясните, пожалуйста, как изменения коснулись получателей?
- До июля прошлого года льготным категориям предоставлялись выплаты в месяце, за который необходимо произвести оплату за жилье и коммунальные услуги (ЖКУ). Исходили из действующих тарифов на оплату ЖКУ и нормативов потребления услуг. Территориальные отделы департамента ежемесячно предоставляли выплату самостоятельно, без участия граждан.
После внесения изменений в действующее федеральное законодательство, мера соцподдержки предоставляется в виде компенсаций расходов за ЖКУ. Точнее сказать, компенсация должна предоставляться на фактический объем потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг.
При этом учитывается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по показаниям приборов учета. Сумма не должна превышать утвержденные нормативы потребления.
При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных департаментом по тарифам Приморского края.
- Как это работает в Приморье?
- У нас предусмотрен авансовый порядок выплаты мер социальной поддержки. В настоящее время применяются два варианта расчета денежной выплаты.
Первый вариант. В случае отсутствия информации о фактических расходах (от поставщика услуг или гражданина) выплата начисляется исходя из нормативов потребления и выплачивается авансом.
Важно, что при получении данных о расходах граждан на ЖКУ делается перерасчет. Если размер выплаты с учетом нормативов превысил размер выплаты, рассчитанный от объема потребленных услуг, излишне выплаченные суммы удерживаются в последующих периодах, но не более 50% от того, что начислено на текущем месяце.
Второй вариант. При наличии информации о фактических расходах размер выплаты на следующий месяц рассчитывается исходя из факта предыдущего месяца с последующей доплатой или удержанием, в зависимости от сложившегося факта.
Для федеральных льготников перерасчет предоставленных МСП производится с 1 июля 2015 года с учетом данных о фактическом объеме потребленных коммунальных услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно. Излишне выплаченные средства удерживаются из текущих выплат, недоплаченные – доплачиваются.
- С 1 января такой же порядок мер соцподдержки за ЖКУ применяется и в отношении краевых категорий льготников.
- С целью единообразия предоставления мер социальной поддержки внесены изменения в краевой закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». Перерасчет предоставленных мер социальной поддержки производится с 1 января 2016 года исходя из объема понесенных гражданами расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
- Наталья Николаевна, как рассчитать компенсацию, перерасчет, если коммунальные организации не предоставляет данные о потребленных услугах?
- Перерасчет производится на основании заявления и квитанций, предоставленных льготниками самостоятельно в отделы приема граждан по социальным вопросам или в многофункциональные центры. Пользователи интернета могут подать информацию через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или «Социальный портал департамента труда и социального развития Приморского края».
- Но первый вариант не совсем удобен, особенно для пожилых или маломобильных граждан…
- И вот здесь важно взаимодействие с предприятиями, поставляющими коммунальные услуги. Мы можем создать единую информационную базу данных об объемах потребленных гражданами услуг и наличии у них задолженности по оплате ЖКУ, сведений о смене собственников и изменении состава семьи льготников. Это существенно упрощает получение компенсаций для самих граждан: льготникам не нужно каждый месяц самостоятельно предоставлять в органы соцзащиты квитанции об оплате услуг.
Нам удалось заключить Соглашение об обмене данными с 1 193 организациями. 61 пока на контакт не идет. В основном – это товарищества собственников жилья. Причем отказ от сотрудничества мотивируют отсутствием оргтехники, квалифицированных специалистов, отсутствие функциональных обязанностей.
Я хочу напомнить поставщикам о социальной ответственности. Это просто по-человечески – помочь пожилым людям, инвалидам, минимизировать все неудобства, которые они могут испытывать в связи с новшествами.
- Как граждане могут узнать, подает ли предприятие в терротдел необходимые сведения или нет?
- Информация о предприятиях ЖКХ, не предоставивших сведения о фактическом объеме потребленных гражданами коммунальных услуг, ежемесячно размещается на официальном сайте департамента труда и социального развития Приморского края.
В ней отражается информация за конкретный период с перечнем предприятий ЖКХ в разрезе муниципальных образований края и отметкой о дате предоставления сведений, из которой видно, предоставило конкретное предприятие сведения или нет.
- А если данные о фактических расходах за ЖКУ не предоставлены ни предприятием-поставщиком, ни самим льготником?
В таком случае предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммуналки будет приостановлено, но после личного обращения граждан возобновляется с момента приостановки.
- Влияет ли на предоставление мер социальной поддержки имеющиеся у льготника задолженности за жилье и коммунальные услуги?
- При наличии задолженности в два и более месяца выплаты будут приостановлены. После оплаты или заключения соглашения по погашению долга меры социальной поддержки будут возобновлены, причем с перерасчетом с момента их приостановления.
Это регламентируется статьей 160 Жилищного кодекса РФ. Норма законодательства предусмотрена Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края.
- Наталья Николаевна, в любом деле переходный период наиболее сложен. Возникает масса вопросов, взаимных претензий.
- Безусловно, и нынешняя ситуация не исключение. Ведь сейчас у нас на учете около 300 тысяч льготников. У них всегда найдутся вопросы, в которых можно разобраться только с помощью специалиста.
Но когда заканчивается переходный период, появляется механизм, начинается плановая работа, выстраиваются стабильные взаимоотношения между социальными службами и получателями услуг. Думаю, что если нас поддержат поставщики услуг, то все обустроится достаточно быстро.
Специалисты отделов приема граждан по социальным вопросам, территориальных отделов, расположенных во всех муниципальных образованиях готовы информировать население обо всех механизмах работы нового закона. Лично и через средства массовой информации.
Смотрите также:
- Подать заявление на социальную выплату в Приморье можно без очередей →
- Льготникам Приморья компенсировали проезд на общественном транспорте →
- Субсидии - на сберкнижку →