КАМАЗ для тигра: машина против конфликтов человека и обитателей тайги

Комплекс к выезду в тайгу готов. © / Екатерина Цой / АиФ

В Приморье активно выстраивается система минимизации конфликтов между человеком и крупными хищниками. В этом году частью системы стал передвижной ветеринарный модуль, который встал на колёса благодаря поддержке WWF России, АНО «Центр Амурский тигр» и других организаций. «АиФ-Приморье» отправился в Центр реабилитации амурского тигра в селе Алексеевка, чтобы узнать больше об уникальной разработке приморских защитников животного мира.

   
   

Наблюдать, отлавливать, лечить

Очень сложно говорить, какую важную роль ветеринарный модуль играет в разрешении конфликтных ситуаций с дикими животными, не имея ни малейшего представления о том, что из себя представляет сама система. Руководитель отдела Амурского филиала WWF России по сохранению редких видов Павел Фоменко пояснил, что за один год происходит около 500 негативных столкновений людей и обитателей тайги, и именно от качества работы системы минимизации конфликтов зависит с каким исходом закончатся эта встречи.

- Около 60 конфликтных ситуаций связаны с краснокнижными крупными кошками — амурским тигром и дальневосточным леопардом, - говорит заслуженный эколог России Павел ФОМЕНКО. - От того, насколько профессионально и быстро такие ситуации будут разрешены, зависит жизнь и людей, и редких животных. Именно поэтому важнейшим компонентом системы стал Центр реабилитации в селе Алексеевка – организация, которая занимается непосредственно отслеживанием, сопровождением и минимизацией конфликтов. Именно здесь вынужденно отловленный хищник будет обследован, вылечен и, при необходимости, пройдёт реабилитацию с последующим выпуском в дикую природу.

По словам Павла Васильевича, сама по себе работа по разрешению конфликтов между людьми и хищниками строится на трёх больших и одинаково значимых блоках. Первый заключается в прогнозировании возможных стычек, отслеживании негативных ситуаций и, разумеется, оповещении о возникшей опасности жителей близлежащих населённых пунктов, сотрудников полиции и т.д. Это и есть «минимизация», результатом которой будет либо отпугивание, либо отлов зверя.

Второй блок запускается в случае вынужденного изъятия животного из дикой природы. Хищника доставляют в Центр реабилитации и уже здесь начинается большая работа ветеринаров. Третий блог - мониторинг за уже выпущенными животными, с помощью специальных фотоловушек, радиоошейников и других датчиков, которые дают сигнал о расположении животного.

Живительное тепло

В Приморье выезд к проблемному хищнику осуществляется силами специальной «конфликтной» группы при краевом департаменте охонадзора. В команду входит три вооруженных до зубов специалистов, единственных в крае, кто может по сломанным веточкам определить в какой стороне нужно ловить четвероногого дебошира. Можно сказать, что ветеринарный модуль разрабатывался в первую очередь для этих мужчин, ведь именно они будут разъезжать на переоборудованном КАМАЗе по таёжным дебрям, отслеживать, вылавливать и транспортировать животных в Алексеевку – в общем, жить в мобильном модуле до тех пор, пока конфликт не будет исчерпан.

   
   

- Самая большая проблема в нашей работе – это жуткий холод. Большая часть столкновений с крупными хищниками происходит в холодное время суток и нам ничего не остается, кроме как жить в палатках. Например, ситуация в Хабаровском крае, когда тигр убил человека, разрешалась месяц. Ноябрь, морозы под -30, людям физически тяжело было выполнять свою работу. В этом смысле модульный госпиталь облегчит нам жизнь, - отмечает руководитель группы по разрешению конфликтных ситуаций между крупными хищниками и человеком Андрей Орел.

Со стороны может показаться, что речь идёт о лишь комфорте охотоведов, но на самом деле отсутствие постоянного доступа к обогреву иногда приводила к большим проблемам с оказанием помощи раненому зверю. В палатке тигренка можно отогреть только собственным телом или бутылками с водой, а благодаря теплому модулю сотрудники охотнадзора забудут о том, что такое потерять животное из-за сильнейших морозов.

Фото: МРОО "Центр "Тигр""/ Чудом спасённых Сайхана и Лазовку весной выпустят в дикую природу.

Мир в тайге и деревне

Андрей Анатольевич не боится говорить правду о том, что конфликтные крупные хищники всегда были и будут то и дело появляться на пути жителей Дальнего Востока. Эксперт отметил, что активно развивающаяся система поможет сделать так, чтобы такие встречи прошли максимально безвредно для жизни и здоровья человека, вот только никакая система не сможет обезопасить людей от глупых поступков, приманивающих хищников.

- Сейчас мы работаем с проблемным тигром, который показался на территории Уссурийского городского округа и ведем слежение за тигром Артёмом, у которого перестал ошейник, - продолжил Андрей Орел. - Поэтому на близком расстоянии можно работать с антенной и определять местоположение. Он свернул с пути во Владивосток и на данный момент гуляет где-то в районе Синего хребта в Спасском муниципалитете. Но рассказать мне хочется про ситуацию с тигрицей у села Алексей-Никольское. Она кушает собак в деревне. Приходит примерно раз в 10 дней к селу, вылавливает на окраине собаку, съедает и уходит. Разумеется, жители в панике, но дело в том, что мы уже говорили главе администрации, что проблема кроется в огромном количестве бродячих собак, «пасущихся» на свалке буквально в двух километрах от деревни, и по самому населенному пункту бродят десятки уже домашних собак, которых хозяева упорно отпускают на ночь побегать. Кроме того, скотина самостоятельно бродит в каких-то 3-4 км от населенного пункта все светлое время суток. Это все провоцирует тигра на создание конфликтных ситуаций, ведь село находится практически на территории Полтавского заказника. Мы не можем объяснить хищнику, что гуляющий по лесу телёнок – не его завтрак, а чей-то домашний скот. То же самое происходит и с собаками, только тигр ещё и хищников на участке обитания старается уничтожить. Вот и получается, что селяне сами создают себе проблемы.

Говоря результатах работы системы, Андрей Анатольевич очень эмоционально вспоминает операцию по спасению тигрёнка Сайхана и тигрицы Лазовки. Полосатую девочку, обнаруженную жителями посёлка Лазо на одной из свалок, специалисты поймали на приманку из мяса за полтора суток – животное было ужасно истощено и ранено за заднюю лапку. А с Сайханом пришлось совершить настоящий подвиг.

- В Пожарском районе снегу намело по пояс и мороз упал ниже 30 градусов. Нам удалось высветить тигренка с дороги – увидели только голову и глаз, а все остальное было покрыто коркой льда и крови. Мы приняли решение сделать выстрел с минимальной дозой лекарства для тигра весом в 25 килограмм, в конечном итоге оказалось, что Сайхан весил все 44, - вспоминает Андрей Орел. - Пока нашли удобное место для выстрела, чтоб хоть немного было заднюю лапу видно, у меня в руке полностью замерз шприц. Пришлось возвращаться, отогревать ружье и лекарство, и только после этого все удачно получилось. Когда мы достали Сайхана, он мало напоминал тигра – скорее комок кровавого льда. Докладывая руководству, я сразу сказал, что с такой кровопотерей и морозом бедняга точно не выживет, но в охотхозяйстве помогли с машиной, прислали ГАЗ-66 с будкой и печкой, только благодаря этому нам удалось его спасти и оказать первую помощь. Сейчас оба зверя успешно проходят реабилитацию, весной скорее всего будем выпускать на волю.

В модуле найдётся место и для человека, и для тигра, и для птицы. Фото: АиФ/ Екатерина Цой

По мнению зоолога Приморской региональной общественной организации «Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных» Екатерины Блидченко, модульный госпиталь для животных спасёт не одну жизнь потому, внутри него есть всё необходимое оборудование, чтобы определить причину выхода животного к людям, осмотреть наличие ран, травм, повреждений и оказать необходимую помощь.

- Изначально это был пустой стандартный КАМАЗ без дверей и окон. Мы переоборудовали его сами - своими руками сделали все полочки, кровати для сотрудников, разместили оборудование. Было достаточно сложно разместить всё внутри так, чтобы можно было удобно работать в движения, но мы это сделали и теперь я могу с уверенностью сказать, что наш ветеринарный модуль – это эксклюзивная больница на колёсах, - отметила Екатерина.

Кстати

Мобильная ветеринарная клиника для диких животных на деле мало чем отличается от классического кабинета ветеринара – машина оборудована для длительных манипуляций с дикими животными. В арсенале приморского Айболита большое количество масок, подходящих как колонку, так медведю, рентген с оцифровщиком, весы, выдерживающие даже самых крупных животных, газовая анестезия, инъекционный наркоз, мини-операционная, терапевтическое оборудование, которое позволяет осмотреть животных и обрабатывать раны, климат-контроль и даже центрифуга для обработки биологических образцов и крови. 

Перед лечением животного ветеринары должны узнать его точной вес. Фото: АиФ/ Екатерина Цой
 
Мощный поъёмный механизм с легкостью выдерживает вес пятерых мужчин. Фото: АиФ/ Екатерина Цой