Новогодний стол приморцам обойдётся в среднем в 10 500 рублей. Это на 13,5% больше, чем траты на праздничные блюда в декабре прошлого года. Цены на продовольствие в регионе выросли; кроме общероссийских проблем у причин подорожания есть и исключительно региональные особенности.
Официальные цифры
Недавние опросы показали, что в плане праздничных продуктов приморцы – консерваторы. Из года в год на Новый год они преимущественно готовят одни и те же блюда.
Половина жителей региона порадуются за новогодним столом традиционными салатами «Оливье» и селёдкой под шубой. Ещё столько же будут запекать курицу или утку. А вот холодец, без которого невозможно было представить праздничное застолье ещё десять лет назад, постепенно сдаёт позиции. Опросы показали, что готовить это блюдо будут менее 7% жителей региона.
Цены, увы, кусаются. Примкрайстат распространил накануне официальные данные об их динамике на потребительском рынке региона.
Даже по официальным данным за год они выросли на 9,3%. За месяц основные товары подорожали чуть больше чем на 0,5%.
Лидером подорожания Примкрайстат называет сливочное масло. По сравнению с прошлым годом цена на него выросла в 1,4 раза. Только за месяц оно стало дороже на 10%.
Овощи дорожают не так стремительно. В ноябре цена на картофель увеличилась на 4%, а в целом за год он подорожал более чем на 65%.
В официальные цифры статистики приморцы верят мало. Говорят, что всё подорожало значительно сильнее. Впрочем, анализ прошлогодних чеков из магазинов и их сравнение с ценами нынешнего года говорят о том, что в целом статистика даёт, в общем-то, верную картину.
В прошлом декабре в сети супермаркетов «РЕМИ» литр кефира жирностью 3,2% стоил 139 рублей и 85 копеек. Сейчас же за него просят 149,90.
Цена за килограмм мытой китайской морковки была 64 рубля 90 копеек. В декабре 2024-го она выросла до 84,90. Килограмм охлаждённой куриной печёнки в прошлом декабре стоил 338,78 руб., теперь за него просят 359 рублей.
Ровно год назад огурцы среднеплодные гладкие продавали по цене 229,90, сейчас же они в продаже за 249 руб.
Не полакомишься
Из новогодних деликатесов больше всего подорожала красная икра.
«Позволяла себе икру раз в год, как раз к праздничному столу. Эта традиция ещё с детства, – говорит пенсионерка Евгений Дорохова. – Икра всегда была недешёвым удовольствием. Но сейчас цены просто неподъёмные».
За 250-граммовую баночку икры кеты, кижуча или нерки просят 2500 рублей. Килограмм обойдётся уже в 7 тысяч. За год цены выросли почти вдвое.
Значительное повышение цен на икру объясняется декриминализацией отрасли. По словам президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева, долгое время рынок красной икры в России был в искажённом состоянии из-за большого количества дешёвой браконьерской и некачественной икры.
«Это икра, которую похищали у будущих поколений, бесцеремонно истребляя рыбу и оставляя после себя захоронения на берегах дальневосточных рек», – рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
Нелегальная продукция не облагалась налогами. Да и в развитие производства такие коммерсанты особо не вкладывались – икру солили и фасовали подчас в условиях жуткой антисанитарии.
Декриминализация отрасли привела к тому, что доля нелегальной продукции значительно сократилась. И это притом, что ещё недавно браконьерская икра составляла до трети на российском рынке.
Ситуацию усугубила и неудачная путина нынешнего года. Лососёвых на Дальнем Востоке выловили значительно меньше обычного. По словам специалистов, на сокращении подхода лососей в реки могло сказаться как раз варварское истребление рыбы браконьерами на нересте.
Чума на оба ваши дома
Дорожает и мясо. Это во многом объясняют сокращением его производства. Из-за африканской чумы свиней (АЧС), по данным регионального министерства сельского хозяйства, производство свинины уменьшилось на 20%.
Снижение объёмов производства мяса минсельхоз напрямую связывает с уничтожением поголовья свиней, заражённого АЧС в прошлом, 2023 году.
Кроме того, на производстве сказались и вспышки заболевания этого года. Африканская чума свиней поразила хозяйства «Русагро-Приморье» в Михайловском районе, а также несколько личных подсобных хозяйств в Пограничном районе.
От АЧС нет ни вакцин, ни лечения. Поэтому для прекращения распространения болезни животных попросту забивают, а их трупы – сжигают.
В результате свинины в живом весе произвели только 81% от плановых показателей. А производителям необходимо компенсировать свои убытки.
По словам руководителя отдела закупок одной из крупных оптовых компаний Приморья Андрея Смирнова, дефицита свинины в регионе не наблюдается. В случае перебоев мясо завозят из-за пределов края. Но цены не радуют.
«АЧС поразила сразу несколько российских регионов. Поэтому переизбытка свинины на российском рынке нет. Производители поднимают цены, чтобы хоть как-то компенсировать свои убытки. Кроме того, в случае с завозным мясом следует прибавить также стоимость его доставки до Приморья». Так что вполне естественно, что цены выросли», – говорит он.
Техногенный фактор
Подорожали курятина и яйца. Год назад яйца тоже выросли в цене перед Новым годом. За десяток 1-й категории в прошлом декабре просили 139 рублей, но уже к лету цены снизились до 99 рублей.
В наступающем же году после новогоднего подъёма снижения ждать не приходится. И причина здесь не только в росте стоимости кормов и ветеринарных препаратов, которые на 99% импортные.
Главная причина также в сокращении поголовья. Во-первых, виноват птичий грипп, который поразил хозяйство одного из производителей края. Кроме того, из-за болезни птиц закрылись ведущие птицефабрики Сахалина и Камчатки. Это означает, что туда потребуется завозить больше продукции из других регионов.
По закону спроса и предложения рынок на такое положение дел отреагировал повышением цен. И до стабилизации ситуации ещё далеко.
Ещё одним негативным фактором, который усугубил и без того лихорадящий рынок, стало глобальное отключение света в Приморье в августе. Блэкаут привёл к нарушению температурного режима ряда хозяйств края. Из-за этого погибли птицы.
«В результате аварийного отключения электроэнергии на бригадах промышленного стада перестала функционировать система вентиляции, повысилась температура воздуха. Также прекратилась подача воды в систему поения птицы. В связи с тем что температура воздуха в залах повысилась до критических значений, в результате перегрева произошёл массовый падёж птицы. Размер падежа составил 55,86 тыс. голов птицы. Кроме того, произошёл падёж поголовья у ИП ГКФХ Ким Е. В. около 126 тыс. голов», – говорится в опубликованном накануне докладе министерства сельского хозяйства края.
В результате производство яиц в Приморье снизилось на 2%.
Вместе с тем ситуацию планируют нормализовать уже в будущем году за счёт увеличения импорта яиц из других регионов и из-за границы. В качестве одного из таких поставщиков видят производителей из Узбекистана.
Природные катаклизмы
Непогода нынешнего года существенно ударила по кошелькам приморцев. Дешёвых овощей в этом году в Приморье так и не дождались.
Затяжная весна и распутица не давали сельхозпроизводителям провести в срок посевную. А потом последовали затяжные дожди, которые вызвали наводнение.
Его пик пришёлся как раз на сельскохозяйственные районы Приморья. Больше всего пострадали производители сои и кукурузы. Но даже несмотря на все трудности, аграрии региона сумели собрать неплохой урожай.
Риса, к примеру, намолотили на 20 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Урожай картофеля оказался на 44% выше прошлогодних показателей.
Пока же регион закрывает собственные нужды по картофелю лишь менее чем на 90%. Дефицит покрывают за счёт завоза картошки из других регионов. Но здесь к цене прибавляют затраты на хранение и транспортировку. В результате получается недёшево.
Чем Приморье обеспечивает себя само?
По данным Министерства сельского хозяйства Приморского края, регион полностью обеспечивает себя охлаждённой свининой.
При потребности в этом виде мяса в 13,6 тысячи тонн его произвели уже около 40 тысяч тонн. Собственного картофеля край производит 93,7% от необходимого.
Также аграрии края обеспечивают потребности приморцев в растительном масле на 38,2%, молоке и молочных продуктах – на 43,3%, мясе и мясопродуктах – на 51,7%, овощах – на 52,6%, яйце – на 57,6%.