Уход из региона известных иностранных компаний мировых пищевых брендов не является трагедией. Уже сегодня на рынке приморья выпускается продукция высокого качества, способная конкурировать с зарубежными аналогами.
Так, в торговых сетях края появились шоколадные яйца с сюпризом внутри, конфеты преимум класса. Новостью года стал выпуск дальневосточной кока-колы от групп компании «Славда». Отвечает требованиям покупателей легендарный завод «Уссурийский бальзам», применяющий в своих рецептурах приморские дикоросы. Крупнейшие компании нацелены на импортозамещение.
Наш ответ киндеру!
«Tasty Kingdom» в переводе с английского означает «Волшебная страна». Несмотря на иностранное название, это приморский бренд, молодая шоколадная фабрика во Владивостоке, которая открылась в сентябре 2019 года. Ведущим направлением современного предприятия стал выпуск шоколадных яиц из двух отдельных половинок с игрушкой внутри. По вкусу и качеству сладкий продукт ничуть не уступает американским «киндерам», при этом стоит значительно дешевле.
«Любимый процесс – линия по укладыванию игрушек. Все наши сотрудники горят желанием там поработать», – рассказывает директор по производству Евгения Шишкина, проводя экскурсию по фабрике специально для СМИ.
Действительно, этапы изготовления шоколадных яиц приковывают внимание. В одной половинке – двухцветная паста, которая тщательно вымешивается несколько часов, во второй половинке – банановый, клубничный либо сливочный наполнитель, а иногда и взрывная карамель. Ответственный и увлекательный момент – укладывание разнообразных мини-игрушек от персонажей советского «Простоквашино» до современной анимации – «Котики, вперёд», «Монстры на каникулах». У предприятия российские и иностранные поставщики. Так, какао-порошок из какао-бобов привозят из Африки, игрушки – из Китая. Пока логистика не нарушена, но уже сейчас на фабрике ищут варианты для импортозамещения.
«Есть большое желание работать с российскими заводами по изготовлению игрушек. Мы провели большой мониторинг, к сожалению, такую специфическую игрушку пока в нашей стране не делают», – отмечает коммерческий директор предприятия Евгений Степаненко.
Евгений Степаненко рассказывает: в феврале этого года в связи с внезапным ростом курса доллара на предприятии возникли финансовые затруднения. После доллар выровнялся до прежних пределов, и шоколадное яйцо в магазинах по-прежнему ниже по цене, чем его иностранные аналоги. Потом КНР охватила очередная волна ковида, что снова замедлило отправку сырья. Выход нашли: на фабрике теперь создают большие товарные запасы.
«Игроков в этом направлении на рынке не так много, европейские бренды повысили цены, есть российские компании, но они привозят яйца готовыми. Мы единственное в своём роде производство в России, выпускающее подобный продукт. Торгово-промышленная палата вручила сертификат происхождения на наше яйцо. По качеству оно не хуже «киндера», по цене – на 50–70 % дешевле. В день на фабрике выпускают до 30 тысяч яиц»,– продолжает коммерческий директор фабрики.
Особенные сладости
Шоколадная фабрика начинала с выпуска трёх видов продукции, сегодня с конвейера сходит до 60 – это не только шоколадные яйца, но и шоколадная и ореховая паста, а также многообразие конфет.
«Мы работаем на качественном сырье – чистом молочном шоколаде без примесей, отборных орехах (макадамия, пекан, грецкий орех, миндаль), сухофруктах. Продукция экологически безопасная и вкусная, рассчитанная на все поколения, хотя, конечно, главные потребители – дети», – говорит главный технолог предприятия Ольга Уханова.
Кондитеры владивостокской фабрики могут похвастаться уникальной рецептурой, ноухау. К примеру, кремовыми конфетами – шоколадная глазурь плюс натуральные сливки, где 80% шоколада. Раньше продукт делали ручным способом, а специалисты предприятия перевели его в автоматизированный процесс.
«В ассортименте фабрики есть классические варианты конфет, а есть те, что нацелены на новаторов, на тех, кто готов экспериментировать, подчёркивать уникальность. И каждый сорт особенный», – заключает Евгения Шишкина.
Кондитеры добавили: продукция фабрик не только поступает в приморские торговые сети, но и идёт в Беларусь, Татарстан, Донецк, КНР.
Дальневосточная кола
Замещение импортных продуктов в России – настоящий тренд с 2014 года.
«Сегодня мы работаем в сложных экономических условиях. Наша продукция зависит в том числе и от зарубежных компонентов. Для изготовления пластиковых бутылок мы используем южнокорейское и китайское сырьё. Часть натуральных компонентов и соков получаем от одного из мировых лидеров пищевой промышленности. Сейчас мы наблюдаем снижение курса валюты, при этом цены на материалы, оборудование и прочие составляющие продолжают расти. Разорваны привычные логистические цепочки, что приводит к росту транспортных расходов на доставку зарубежного сырья. Принимаются меры, которые позволят сдерживать цены. Не исключаю, что полностью уйти от роста отпускных не удастся никому. Но мы будем проводить эту работу дифференцированно, минимизируя поднятие по самым социально значимым позициям. Сейчас трудно делать долгосрочные прогнозы, но мы также понимаем, что на нас лежит большая социальная ответственность перед покупателями, поэтому большую часть расходов и потерь, которые наша компания понесла за последнее время, мы смогли компенсировать внутренними ресурсами»,– комментирует председатель совета директоров SlavdaGroup Павел Серебряков.
Ещё в начале марта в компании приняли решение реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию и запросы торговых сетей, невзирая на новые экономические условия. На всю страну прогремела новость о том, что группа компаний «Славда» запустила производство нового продукта – напитка СOLA GRINK. Его сразу окрестили «дальневосточной колой». Продукт уже представлен в крупных торговых сетях.
«Новый пример импортозамещения на вкус может показаться мягче классического – не таким газированным. Но и цена у него более демократичная, чем у американской газировки. Задача была не из лёгких: меньше чем за месяц выпустить напиток, провести дегустацию, подобрать вкусы, заказать этикетку и сырьё. И в компании достойно справились с поставленными целями»,– отмечают технологи компании.
Основной компонент «дальневосточной колы» – природная минеральная вода (не очищенная водопроводная, как в большинстве российских компаний), сахар и сахарозаменитель в пропорции 50/50 и ароматическая основа «кола».
Нужно отметить, что помимо Cola Grink у приморского производителя присутствует целая линейка аналогов импортных напитков. «Grink Мандаринк», к примеру, – это наша «Фанта», «Grink Лайм и мята» – отечественный аналог «Спрайта»), «Sprinkle tonic» – «Швепса», «Grink Дерзкая вишня» должен заменить «Доктор Пеппер». На днях в продажу поступила ещё одна новинка – вариант приморской молочной газировки – Grink Milky Soda.
«Сегодня и производителям, и торговым сетям приходится работать в новых реалиях. Именно поэтому сейчас очень важны меры поддержки малого и среднего бизнеса, внедряемые как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенно значима помощь производствам, расположенным в небольших населённых пунктах, для которых эти предприятия являются градообразующими. Пусть там трудится 50–100 человек, но в масштабах небольшого города или села это очень существенно»,– продолжает Павел Серебряков.
Дикоросы из тайги
Одним из предприятий холдинга «Белуга Групп» в Приморском крае является известный бренд, ликеро-водочный завод ОАО «Уссурийский бальзам». Мало кто знает, что завод основан в далёком 1894 году. Сегодня это крупнейший производитель алкогольной продукции на Дальнем Востоке. 80% выпускаемых в регионе водки, бальзамов, настоек приходится на долю его коллектива, всего более 40 наименований.
По словам маркетологов компании, ситуация с импортным сырьём не является критической, в связи и с тем, что напитки изготавливаются из отечественного сырья и с применением дикоросов уссурийской тайги. Так, в состав настоек входят элеутерококк, лимонник, аралия, женьшень, кедровый орех, приморский мед и многое другое.
«Доля поставок импортного сырья и комплектующих невелика «Уссурийского бальзама» и составляет порядка 5%. В настоящее время ведется работа по замещению импортных поставщиков местными производителями или производителями из дружественных стран. Запрошены образцы, изучаются условия»,– замечают специалисты.
Кроме прочего, ПАО «Белуга групп» славится уникальной линейкой молочной и мясной продукции.
«Это и любимые всеми приморцами мороженое и молочные продукты под брендом «Родимая Сторонка», порядка четырехсот наименований ассортимента колбас и полуфабрикатов под брендом «Доброе Дело». И всем известные на Дальнем Востоке сырокопченые колбасы. Наша продукция из сурими (высококачественного рыбного белка) торговых марок «КВЭН» и «Токимо» (крабовые палочки, колбасы и полуфабрикаты) лидирует на рынке и в объемах, и в качестве», - сообщил представитель компании.
«Сегодня, как и все производители, мы перестраиваем свои бизнес-процессы с учетом высоких темпов изменений и наличия зон неизвестности. Но и по стратегическим задачам развития в области производственных площадок и ассортиментного портфеля двигаемся в плановом режиме. В будущее смотрим с оптимизмом, опираясь на накопленные компетенции, антикризисное планирование, профессиональный коллектив»,– акцентировал директор по коммуникациям Алексей Кабанченко.