Кто людям помогает? Готовы ли волонтёры работать за «спасибо»?

Олег Белов / АиФ

Согласно официальной статистике, о кризисе волонтёрства в Приморском крае говорить не приходится. Только за последний период, невзирая на пандемию, число добровольцев увеличилось с 30 до 73 тысяч человек. На уровне региона и приморской столицы работают ресурсные центры, всесторонне поддерживающие движение.

   
   

Плюшки и трудности

Но, как и у любой медали, у волонтёрского движения есть обратная сторона.

В советское время, по сути, волонтёрство можно отнести к идее пионерских тимуровских отрядов. В России лихих 90-х годов из-за социальных стереотипов волонтёрская деятельность слабо прижилась и не пользовалась одобрением большинства населения. Коренной перелом в осознании этого явления произошёл в прошлом десятилетии, времени Олимпийских игр в Сочи, а в Приморье – Саммита АТЭС, ВЭФ.

«Многие задают вопрос, сколько платят волонтёрам за их работу. Волонтёрский труд не оплачивается. Однако ребята-добровольцы не альтруисты в чистом виде. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Это возможность зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать в разных сферах, определиться с выбором жизненного пути»,– говорит Татьяна Конюхова, более 15 лет возглавлявшая при ВГУЭС волонтёрский корпус.

 

«Я сама волонтёр с 2010 года. Побывала на слётах добровольцев в Москве, на масштабных событийных мероприятиях страны. Работая в молодёжном ресурсном центре города, проводя Школы волонтёров, я делюсь с ребятами жизненным опытом, рассказываю, насколько это классно – быть в гуще движения, это общение, связи, шаги к будущей карьере. Так, окончив университет, я не искала себе работу, а сразу устроилась в компанию, где занимались организацией международных выставочных проектов», – рассказывает главный специалист по проектной деятельности и развитию добровольчества МКУ «Молодёжный ресурсный центр» Светлана Плохих.

По словам Светланы, «плюшек», то есть плюсов, для волонтёров сегодня немало. Это, прежде всего, практические навыки командной работы, развитие лидерских качеств, умение ориентироваться в ситуации многозадачности. Устные и письменные благодарности, которые заносятся в волонтёрскую книжку, и за это могут начислять дополнительные баллы при поступлении в вуз. Это и возможность посмотреть мир. Каждый год на уровне города и края проводятся конкурсы «Волонтёр года», дающие победителю отличные перспективы в карьере. Добровольцы могут претендовать в вузах на ряд стипендий – губернатора, общественника и т. д., на престижную премию от мэрии краевой столицы «Есть за что».

«Но с самого начала я даю ребятам понять: волонтёрство – это ещё и огромный труд, отнюдь не развлечение, не просто вариант занять свободное время. Непросто быть лицом мероприятия, всегда оставаться дружелюбным, избегать конфликтных ситуаций, учитывая, что волонтёр – живой человек, а не улыбающийся робот. Волонтёру нужна хорошая память, гибкость, ответственность и в первую очередь желание помочь людям», – продолжает Светлана Плохих.

   
   

Начальник отдела волонтёрских программ, заместитель директора АНО «Центр содействия развитию молодёжи Приморского края» Марина Баженова пояснила, что увеличение количества волонтёров произошло по причине того, что расширилось социальное направление. Когда в прошлом году наступил жёсткий локдаун, тысячи неравнодушных – молодого и среднего возраста – начали развозить продукты, лекарства, необходимые вещи пожилым людям. Потянулись волонтёры и в красные зоны, ковидные госпитали.

«Да, событийное волонтёрство – самое популярное направление – Олимпиада, Саммит АЭС, ВЭФ, универсиада в Казани. Но кроме этого, наши ребята помогают бездомным животным, получая особую подготовку, ищут пропавших людей, работают на ЧС – пожарах, наводнениях. Сегодня в интернете действует уникальный ресурс – сайт «Добро.ру», где можно завести личную карточку волонтёра и самостоятельно подать заявку на обучение и участие в мероприятиях», – подтверждает Марина Баженова

Примером активного добровольца региона может служить 18-летний Андрей Шидловский, парень «волонтёрит» 4 года, на его счету 180 самых разнообразных мероприятий – участие в организации забегов, рокфестивалей, в ВЭФ… Андрей – ударник волонтёрского труда, волонтёр года, и в карьере госуправленца этот опыт сыграет позитивную роль.

– Главное – усердие, – отмечает он.

Таковы реалии

Тревожная новость этого года о том, что на Восточном экономическом форуме наблюдался недобор волонтёров, позволила предположить: с ударным добровольчеством не всё так гладко. По словам экспертов, в настоящее время существенно изменился возрастной диапазон желающих нести добро в массы. Обычно в мероприятиях такого масштаба, как ВЭФ, возрастная планка волонтёров установлена с 18 лет.

Однако в непростых экономических условиях молодёжь студенческого возраста желает зарабатывать. Средний возраст волонтёров сегодня – 15–17 лет, то есть школьники, и до крутых событий с присутствием высокопоставленных гостей они не доросли, не добрали необходимых навыков. Таковы реалии – набрав плюсов для личного портфолио, получив звания и награды, молодёжь с лёгким сердцем с волонтёрством прощается.

«Есть и момент недоверия общества к волонтёрским организациям по причине того, что на этой ниве орудуют мошенники. Помните, как в автобусы города заходили ребята с коробочками – собирали деньги якобы больным детям, на благотворительность, а тратили на собственные нужды?», – заметила Светлана Плохих.

В ковидное время, несмотря на возникшую потребность в социальной помощи, многие волонтёрские проекты, требующие живого общения, зависли. Действительно, поток волонтёров поначалу хлынул в инфекционные госпитали, но он быстро иссяк – много рутинной, физически тяжёлой работы санитаров в экстремальных условиях. Студенты медицинских колледжей предпочли подрабатывать за деньги. Очень рисковали нарваться на мошенников бабушки и дедушки, ожидающие помощи в локдаун.

Мотивация внутри

 

«Когда я была студенткой ДВФУ, состояла в общественной организации «Российские студенческие отряды». В рамках социальной акции «Снежный десант» несколько человек из каждого отряда отправлялись в самые удалённые уголки Приморского края. Наш отряд поехал в Тернейский район, где мы оказывали адресную помощь нуждающимся людям, чаще одиноким старикам. Девочки обычно были на хозяйстве – уборка, приготовление пищи, мальчики кололи дрова. Проводили и мастер-классы для детей в сельских школах», – рассказывает о личном опыте волонтёрства журналист Елизавета Перешиткина

«Был азарт поехать куда-то далеко, посмотреть, как в глубинке люди живут. Что могу сказать? В сёлах всё плохо с социальной помощью, социальных работников недостаточно! Помню, как одной бабушке привезли дрова, их нужно порубить, а социальный работник на селе – хрупкая девушка. Хорошо, что мы помогли! Грустно видеть беспомощных, больных, крепко пьющих людей, возраст жизни которых резко сокращается. Необходимо больше волонтёрских программ именно в социальном направлении в отдалённых районах, и лучше, когда помощь идёт не от мотивации, а от желания человека, из глубины души. Нам было достаточно слова «спасибо»» ,– признаётся Елизавета.