Курс на Восток. Он открыл новые возможности для Приморья

Александр Колегов / АиФ

О главных международных событиях, в которых участвует наш край, и о его роли в экономической жизни страны, о перспективах и задачах, встающих перед регионом, рассказал Посол по особым поручениям, представитель МИД России в Приморье Андрей Броварец.    
   

Появиласть определенность

vl.aif.ru: - Андрей Петрович, скажите, мощное международное давление, оказанное на Российскую Федерацию со стороны части мирового сообщества, сильно отразилось на регионе?

Броварец: - Начало года прошло для всех жителей Приморского края в условиях неопределенности. Повлияло то, что прекратились заходы в главные порты – Владивосток, Врангель и другие крупнейших грузоперевозчиков. Ненадолго встали на паузу некоторые инвестиционные проекты. На международном уровне затормозились и побратимские программы. На организационном – потеряны контакты с иностранным персоналом совместных предприятий, который покинул пределы Владивостока. Даже международное авиасообщение в какой-то момент остановилось.

- Удалось ли оппонентам России добиться успехов?

- Сегодня многое изменилось. Мы видим, что Приморский край не просто живет, он активно развивается. Нам помогло то, что сохранились здоровые отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии. Курс на Восток, заявленный Президентом – это реальность, продиктованная
международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это
направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока.
Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики,
включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем. Идет модернизация портов, транспортных коридоров. Развитие получили проекту по реконструкции погранпереходов.

- Можно ли считать, что конфликтная ситуация с одними партнёрами привела к прогрессу в отношениях с другими?

- Спасибо западным «партнёрам». Они своими действиями сами продемонстрировали, что жизнь и перспективы, в том числе и политические, и экономические имеются и могут развиваться за пределами выстроенной коллективным Западом системы.

   
   

- Насколько единодушен Запад в противостоянии России?

- Мы видим взвешенную позицию в действиях многих государств, даже тех, которые в силу ряда геополитических и экономических причин вынуждены подчиняться внешнему давлению США и делать им реверансы. Однако в повседневных контактах демонстрируют желание сохранять отношения. Это отвечает и их и российским взаимным интересам.

- Наши противники в меньшинстве?

- Как выяснилось, страна, которая последовательно подключилась к антироссийской линии, оказалась не просто в меньшинстве – а в одиночестве во всей Северо-Восточной Азии. И мы по линии Министерства иностранных дел регулярно получаем письма одобрения и поддержки, говорящие о желании сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты. Письма поступают с уровня муниципалитетов и даже обычных людей.

Новые контакты

- В чём проявляется устойчивость экономических контактов Приморья в новых условиях?

- Одним из крупнейших успехов нужно считать развитие отношений с Китайской Народной Республикой. Через Приморский край проложены и действуют международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ –Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино). По ним через порты юга Приморского края перемещаются крупные объёмы внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР. Эти проекты они были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа еще в 2015 году. В 2016 году концепция их развития была утверждена Правительством Российской Федерации. В 2017-м году во время рабочего визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина был подписан Меморандум о сотрудничестве в данном направлении. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тысячи. китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино - 3,8 тысячи. Проекты работали в повседневном режиме до начала пандемии. Сегодня, после снятия всех карантинных ограничений они активно развиваются. Губернатор Приморья Олег Кожемяко подчеркивает, что Курс на Восток, заявленный Президентом – это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики.

Порты Приморья играют важную роль в экономике региона. Фото: АиФ/ Александр Колегов

- Это транзит китайских товаров в Китай. Каков интерес России?

- От таможенного сопровождения транзита бюджет России всё время получал доходы. Кроме того, китайская сторона оплачивала проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий. В конце концов создавались новые рабочие места для граждан Российской Федерации и конкретно - приморцев. Также в крае хорошо работает на развитие экономики госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».

- А именно для Приморского края эффект от подобных мероприятий имеется?

- Валовый региональный продукт Приморья по итогам 2022 года вырос на 15%. Только вдумайтесь в эту цифру! Рост внешнеторгового оборота составил 22%. Инвестиционные программы в рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития приблизились к сумме 115 млрд рублей. В Приморский край приезжали 3 миллиона туристов, а это приближается к показателям 2019 года, когда все границы были открыты, несмотря на то, что ещё далеко не все транспортные маршруты сегодня функционируют, в том же объёме. Тут радует, что в крае в полном мере реализуется госпрограмма «Развитие туризма Приморского края».

Рынок компенсировал дефицит.
На место одних партнёров пришли другие. В итоге взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, и Индией, странами СНГ и Юго-Восточной Азии.

- То есть международной изоляции России не случилось?

- Практика показала, что уход с российских направлений крупнейших и привычных международных транспортных компаний был лишь временным, и, кстати, не столь уж серьёзным затруднением. Порты не остались пустыми. К причалам пришли суда других компаний-перевозчиков и с избытком заместили выбывших участников рынка.

Уже осенью 2022 года из столицы Дальневосточного округа возобновилось международное авиасообщение.

- На место одних пришли другие. Рынок компенсировал дефицит?

- Именно так. Причём пришли компании и представители государств, контакты с которыми прежде были незначительны. В итоге взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, и Индией, странами СНГ и Юго-Восточной Азии. Начали налаживаться и развиваться торгово-экономические контакты с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Кстати, сестра лидера последней прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России».

Вот это и называется – «Курс на Восток»!

ДОСЬЕ
Броварец Андрей Петрович Руководитель представительства МИД России в г. Владивостоке. Родился 4 января 1958 г. Окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского и Дипломатическую академию МИД России. Владеет английским и японским языками. Имеет дипломатический ранг советника 1 класса, присвоенный в июне 2008 г. С сентября 2019 г. – руководитель территориального органа – представитель МИД России в г. Владивостоке.