На свалку протухших переработанных крабов пожаловались редакции еженедельника «АиФ-Приморье» жители Надеждинского района. По словам очевидцев, на небольшом расстоянии от дач и пригородных домов всю зиму копились крабовые отходы. Весной они растаяли, в результате – зловоние и антисанитария.
Хапнуть и выбросить
История небанальная и почти детективная. Жители возмущаются: десятки мешков с крабовыми панцирями, ужасный запах и крысы размером с таксу. Отходы свалили прямо у дороги.
Как пояснил председатель СНТ «Угольщик» Александр Журавлёв, зловонная свалка находится примерно в километре от дачных домов, за стройками предприятий ТОРа. Дышать невозможно. Причём гора копилась постепенно, люди видели, как в холода некто приезжал на грузовике каждые две недели и сбрасывал очередную порцию панцирей. Наступила весна, и эта масса начала гнить.
– Это происходит не первый год, – добавил Александр. – Сваливают мусор, только со временем меняют места дислокации. В прошлом году захламили участок возле реки Шмидтовка. Ранее вообще чуть ли не под домами выбросили, пришлось соляркой заливать и жечь всем посёлком.
– Принцип создания помойки прост – везти на далёкий полигон невыгодно, – предположил председатель «Союза садоводов Владивостока» Сергей Морозов. – Возможно, рыбоперерабатывающие предприятия нанимают недобросовестную компанию по утилизации, а те – экономят деньги. Выход – бизнесу работать честно с дачниками, ведь свежее сырьё они могут использовать как удобрение. Для этого нужна законодательная база, это запрос к нашим депутатам.
– Панцири от крабов хорошо перемалывать и курам в пищу, – заметил эколог Александр Олифиренко. – Выбрасывать такие отходы – бесхозяйственность, это ценное сырьё для птицефабрик! Нужно организовать правильную утилизацию. Безобразное отношение к природе. Хапнуть лучшее, остальное выкинуть. Дикость! На утилизации делаются огромные деньги в мире не потому, что государство финансирует, а потому что это выгодно перерабатывать во вторсырьё.
На вес золота
Специалисты Рыбоконсервного завода Владивостока ответили: скорее всего, так поступают нелегалы, браконьеры. Уважающее себя предприятие остатки морепродуктов замораживает.
– Лично мы на рефрижераторных машинах перевозим отходы в Кемерово, – добавил сотрудник завода, – где их перерабатывают в муку. Оплачивает перевозку принимающая сторона, задача завода – соблюсти все санитарные нормы.
Местные жители говорят, что те, кто вывозит мусор, давно известны.
– Ещё недавно соцсети пестрели объявлениями о продаже крабового мяса. В 99 процентах случаев этим промышляют браконьеры. Крабовое мясо морозят, а панцири – в ближайшую канаву, – говорит местный житель Иван Артемьев. – Сколько раз их ловили уже, – возмущается он.
Сейчас главную электронную площадку, где торговали гребешком и крабом, прикрыли. Но машины с призывными объявлениями о продаже морских деликатесов никуда не делись. Там точно знают, кто ловит, кто чистит, а кто выбрасывает. И такая беда – по всему Приморью.
– На Лисьем острове в Находкинском городском округе мы видим завалы раковин гребешка, – делится руководитель общественной организации «Надежда» Артём Трембовлев. – Браконьеры ныряют и уже очищенным вывозят гребешок, «лишнее» выбрасывают. Вопрос в том, что люди, живущие возле моря, должны иметь квоты на вылов морепродуктов, а государство – чётко указывать место и способ добычи, правила утилизации.
Пищу для ума подкинули на горячей линии «Приморского экологического оператора». Как выяснилось, договор на вывоз отходов с рыбоперерабатывающими предприятиями ТОР «Надеждинский» заключён. Однако буквально накануне поступила жалоба, что отходы скопились и вовремя не вывозятся. Жалоба принята к исполнению. Важная деталь – оператор заберёт мусор только из контейнерных баков и не будет трогать хаотично валяющиеся мешки.
В итоге от администрации Надеждинского района пришёл ответ: свалку увидели, ей занимаются, а правоохранительные органы даже установили виновного – это житель посёлка Прохладное.
– А мусор пока не начали вывозить? – спрашиваю у руководителя СНТ «Угольщик» Александра Журавлёва.
– Так быстро не получится, – ответил он. – Несколько КАМАЗов нужно, чтобы ликвидировать крабовую гору.