В этом году около тысячи парней и девушек из Приморья, состоящих в российских студенческих отрядах, уехали на свой летний трудовой семестр. Сейчас в крае насчитывается более 20 студенческих отрядов. Работают ребята по семи направлениям: молодые педагоги-вожатые, путинный отряд, студенческий экологический отряд, стройотряд, студенческий сервисный отряд, проводники, с недавнего времени есть и медики.
Приятное с полезным
Главное, что даёт летний семестр - возможность интересно провести время, заниматься любимым делом, расширять круг общения. Ну и, конечно, денежное вознаграждение за работу ещё никто не отменял. Например, строительное направление. Ребята из отряда «Приморец» участвовали в возведении крупных объектов. В том числе, в строительстве космодрома «Восточный». В этом году студенты-строители стажируются на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне.
Те ребята, кого привлекает дорожная романтика и стук колёс, выбирают работу проводника. Причём ребята на протяжении года проходят обучение и сдают экзамены, взамен получая корочку работника РЖД и полноценное трудоустройство на летний период. Основной маршрут для приморских проводников: «Владивосток - Москва - Владивосток». Перед тем как отправиться в полноценную недельную поездку, бойцу необходимо попробовать свои силы на линии «Владивосток - Советская Гавань - Владивосток». Несмотря на его небольшую протяжённость, этот маршрут считается одним из самых сложных.
- Когда мы отправляемся в Советскую Гавань, то рабочий график немного тяжелее, нежели когда мы едем в Москву. У нас всего три напарника на два вагона, то есть мы практически не спим, а круглосуточно следим за порядком в вагонах, а в случае чрезвычайных ситуаций выступаем и в роли медицинских работников, - рассказывает боец студенческого отряда проводников «С.Т.О.П.» Кирилл Маслов.
Обычно в обязанности бойца входят посадка и высадка пассажиров, учёт постельного белья, сохранение частоты вагонов, тамбуров, составление отчётов о выполненной работе.
Среди бойцов студенческих отрядов ходят слухи, что именно проводники получают за работу в летний период самую большую заработную плату. Здесь всё зависит от того, сколько человек сможет откатать рейсов. На какое количество маршрутов ему хватит физических и моральных сил. Ведь ежедневно находиться в вагонах поездов - дело трудное.
Деньги не главное
- В среднем за три месяца лета можно заработать около ста тысяч рублей. Это при условии, что человек откатает один рейс на Советскую Гавань и три рейса на Москву. Но всё бывает. Например, вполне можно остаться без премии. Такое случается, если во время работы допущены какие-то ошибки, которые обнаружены ревизорами, - добавил Кирилл Маслов.
Основная цель деятельности российских студенческих отрядов - привлечение кадров в различные отрасли в наиболее пиковый летний период. Особенно ярко эту картину можно наблюдать в детских лагерях края. Перед тем как отправиться в качестве вожатых в лагеря, ребята целый год проходят теоретические и практические занятия, а после сдают экзамены и получают сертификат преподавателя. Кстати, движение вожатых является самым масштабным не только в Приморском крае, но и во всей России.
Сейчас смены в детских лагерях не такие длинные, как прежде. Если раньше, ещё лет пять назад, можно было попасть на три смены по 21 дню, то теперь делают смены и по 14 дней. А вожатого можно считать разнорабочим. Во время летней смены он не только осуществляет контроль над детьми и воплощает различные способы развлечения, но также выполняет множество различной работы.
- Мы очень ждём лета, наверное, больше всех. У школьников летние каникулы, многих отправляют на отдых в лагеря. Конечно, у нас есть и небольшие смены в течение года, но они больше похоже на уик-энды, – рассказала боец студенческого педагогического отряда «ЛАВ» Елизавета Паняшкина.
Вместе с детьми вожатые окунаются в эту атмосферу детства, которой так не хватает во взрослой жизни, примеряя ежедневно разные амплуа. Например, утром вожатый - герой фантастического кино, а вечером уже в образе средневекового рыцаря или красавицы.
- Работа вожатым помогает человеку раскрыться во всех направлениях. То есть из самого зажатого и стеснительного студента в итоге получится уверенный в себе вождь. Наша работа помогает найти себя в жизни, определиться с планами на будущее, - добавила Елизавета.
Получает вожатый не так много. За полноценную смену в 21 день - 15 тысяч рублей. В некоторых лагерях ставка чуть больше, но размер зарплаты всё равно не выше 30 тысяч рублей за сезон.
- Мы работаем не из-за денег, а из-за детей. Всегда привлекает работать с ними, узнавать, как они растут и развиваются с каждым годом. После смены всегда приятно услышать детское «спасибо» и тёплые объятия, а заработная плата просто как дополнение за выполненную работу, - рассказали бойцы студенческого педагогического отряда «ЛАВ».
В детских оздоровительных лагерях рука об руку с вожатыми идут бойцы медицинского направления. Будущие врачи в основном пробуют свои силы либо в больницах, либо в детских лагерях.
- Работа у нас сложная, так как мы выполняем множество обязанностей. Если человек не имеет чувства сопереживания, то, к сожалению, он не сможет работать. Мы иногда можем сутками не спать. Это также очень сложно и в эмоциональном плане, ведь каждый человек приходит со своей проблемой, и во время разговора ты будто пропускаешь её внутри себя и начинаешь анализировать, – рассказал Алексей Унковский, командир студенческого медицинского отряда «Резус-фактор».
Работа летом для медиков - лучшая практика. И заработная плата неплохая - от 17 до 30 тысяч рублей в месяц.
- Студенческий медицинский отряд является проверкой на прочность. Он помогает понять, что получится в будущем из студента. Сейчас мы работаем санитарами, младшими медицинскими сёстрами и братьями. Наша работа учит принимать решения, взрослеть, брать на себя ответственность за здоровье другого человека, - добавил Алексей Унковский.
Без сотовых телефонов
Одна из самых популярных среди студентов профессий на лето - рыбопереработчик. При этом она и самая прибыльная. За лето боец путинного отряда может заработать от ста тысяч рублей и более, при этом гарантированная ставка 30 тысяч рублей.
- Работа не из самых приятных. Иногда ты стоишь по уши в рыбе, разделываешь её. Потом размораживаешь продукцию. После приезда с путины от тебя ещё несколько недель пахнет рыбой, - рассказал мастер штаба трудовых дел Дальрыбвтуз Иван Ковач.
Обычно ребята уезжают в самую глушь, где даже нет связи. В этом годы бойцы работают на Камчатке и Сахалине. На условия проживание и на питание не жалуются.
- Конечно, мы немного устаём. Месяцами не видим родных и близких, зато атмосфера, которая царит на производстве, замечательная. Прямо так и хочется всё сделать хорошо. Ведь после нашей обработки наши консервы и рыба попадут на стол к людям. Мы в ответе за то, чтобы продукция была качественной, - добавил Иван Ковач.
Есть в Приморском крае и небольшие отряды по таким направлениям, как сервис и экология. Последний вообще один в регионе. Бойцы сервисных отрядов обслуживают гостей в местах, которые посещают туристы. Для этого направления приморский штаб РСО хочет ввести обязательное обучение, в которое будут входить не только официанты, но и работники клининговых служб. Экологи ежедневно заботятся о благоустройстве город и края, убирают мусор, ликвидируют стихийные свалки.
Напомним, движение российских студенческих отрядов в нашем регионе является самым массовым в стране. Набор бойцов в ряды студенческих отрядов начнётся в сентябре, с началом нового учебного года, и продолжится до конца летнего сезона.
КСТАТИ
В мае этого года движению студенческих отрядов в Приморье исполнилось 55 лет. Первопроходцем стал отряд «Голубой меридиан». Он был основан на базе Дальрыбвтуза и работал на путине. Сейчас студотряды базируют на базе четырёх университетов во Владивостоке: ДВФУ, ВГУЭС, Дальрыбвуз, ТГМУ.
Смотрите также:
- «Снежный десант» волонтёров. Бойцы студенческих отрядов в строю круглый год →
- Как я работал на студенческой стройке судоверфи «Звезда» →
- С любовью к людям →