Логистическую сферу Приморья может ожидать транспортный коллапс.
Рост нагрузки на инфраструктуру превышает физические мощности по перевалке грузов, а появление «параллельного» импорта породит ещё и параллельную логистику, которая ляжет нагрузкой на имеющуюся транспортную инфраструктуру. Предпринимаемые меры цифровой «расшивки» проблемы решают вопрос частично и ещё имеют некоторые потенциал, но без работы на физических объектах не обойтись.
Вопрос перевалки грузов был темой обсуждения в ходе встречи представителей РЖД, ДВМП (FESCO), Федеральной таможенной службы, транспортно-логистических и ресурсодобывающих компаний и даже ГЛОНАСС.
- Ситуация с перевалкой грузов сегодня аналогична ситуации 2021 года, когда портовые мощности были загружены на 130%. Тогда во всём винили таможню, - рассказал заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин. – Потом в вопросе разобрались. Таможня была ни при чём. Задержки с оформлением товаров происходили потому, что не справлялась инфраструктура. Но сегодня ситуация моет повториться, причём в скором времени.
Представитель таможенной службы сообщил, что отрасль грузоперевозок может ожидать коллапс. Количество принимаемых контейнеров превысили 102 – 103 процента. В численном выражении – более 40 тысяч контейнеров обработано только в течение августа.
Участники встречи отметили, что совместная работа крупнейших операторов морской, железнодорожной логистики и таможенных органов дают успехи в плане цифровизации процессов обработки грузов. Соответствующие приложения и сервисы избавляют от бумажной волокиты и ненужных походов. Система в целом стала гораздо мобильнее и эффективнее. Единообразие в стандартах позволило сократить время с нескольких дней до нескольких часов.
Но, несмотря на результативность этих мер, грузы, по данным с площадок таможенного хранения, задерживаются уже по причинам логистическим.
Заместитель генерального директора – начальник центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Алексей Шило не просто подтвердил мнение коллег, но добавил ещё одно опасение: развитие параллельного импорта, что сегодня для страны актуально, потребует и параллельной его логистики, которая, ожидаемо, ещё сильнее нагрузит существующие линии.
По оценкам специалистов, сегодня имеющийся дефицит логистических мощностей достигает 70 миллионов тонн и в ближайшие годы может удвоиться.
Этому, кроме прочего, может поспособствовать во-первых - ожидаемый разворот российской экономики на восток, а во-вторых – выход на российский рынок товаров и на российский рынок транспортно-логистических услуг стран юго-восточной Азии. Подобный пример использования российских транспортных коммуникаций уже опробован при посадке на мель в Суэцком канале судна, заблокировавшего часть мировых транспортных каналов. Тогда товары из Китая в направлении Европы отправлялись по линиям РЖД.
А президент ассоциации вьетнамских бизнесменов Ле Чыонг Шон подтвердил большой интерес республики Вьетнам к выходу с товарами на российский рынок и использование Российских транспортных возможностей.