16 марта профессиональный праздник отметили сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) УМВД России по Приморскому краю.
О том, с какими задачами сталкиваются специалисты, каков портрет преступника в экономической сфере и что это такое – преступления в сфере экономики, рассказал заместитель начальника полиции УМВД РФ по ПК по оперативной работе полковник полиции Илья ФАЛЬКО.
Наследие ОБХСС
– Илья Леонидович, ваша служба имела много названий. Теперь ЭБиПК. Задачи остались прежними?
– Всё верно. Реформ в нашей истории было довольно много. Сама служба создана 16 марта 1937 года и имела название ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Со временем служба тоже изменялась, но задачи имела одни и те же – это защита экономических основ государства.
Сегодня это подразделение МВД занимается выявлением и расследованием преступлений экономической направленности.
– А что это такое? Украденный кошелёк тоже наносит человеку экономический ущерб.
– Кража кошелька относится к общеуголовной преступности, и ею занимаются подразделения уголовного розыска. А в функции и интересы Управления экономической безопасности входят преступления, в структуре которых присутствует юридическое лицо, либо преступление связано с каким-либо видом предпринимательской деятельности.
Другая часть нашей работы – защита государственных основ в плане борьбы с коррупцией, защиты бюджетных средств и выявление преступлений в сфере экологии. Для Приморского края это в основном сферы лесной промышленности и водно-биологических ресурсов. Работаем и в других сферах: ТЭК, ЖКХ, оборонно-промышленный комплекс, внешнеэкономическая деятельность, оборот земель по другим направлениям.
Умный противник
– Можно ли описать преступника, совершающего деяния в сфере экономики?
– Это человек, чаще всего для общества не сильно заметный. Семьянин без явных вредных привычек. Он готовится к преступлению и на протяжении длительного времени его осуществляет. Это образованные люди с развитым интеллектом. Не напрасно эти преступления называют «беловоротничковыми».
– Умный преступник должен создавать сложности в вашей работе. Удаётся?
– Преступления в сфере экономики имеют скрытый характер. В разные периоды времени отмечается рост количества выявлений преступлений, когда дела идут сериями. Но это не показатель экономической или криминальной ситуации в Приморском крае. Это объясняется спецификой экономических преступлений. Чтобы дойти до лица, совершившего преступление, приходится прилагать огромные усилия целому коллективу сотрудников нескольких отделов.
А лица, готовящие преступление в сфере экономики, изначально готовятся к вопросам, которые будут им заданы. Доказать прямой умысел на совершение преступления бывает очень непросто, и это занимает значительное время. Может быть, и год-два.
К счастью, у нас не 37-й год, и огульных обвинений быть не может. Мы действуем строго в рамках действующего законодательства. При этом у нас минимальное количество ошибок по привлечению к ответственности. За последние годы таких фактов не было вообще.
– Наблюдаются ли в сфере экономических преступлений признаки глобализации?
– Области организованной преступности, характер и сферы, в которых совершаются преступления, абсолютно разные. В лесной отрасли – одно. В сфере игорной деятельности – другое. Это не связанные организованные группы. Даже в отраслевой преступности существуют отдельные группы, не имеющие связности между собой, даже конкурирующие. А взаимодействия между ними нет.
Какого-то мафиозного клана в Приморском крае не существует.
– И криминального мегамозга?
– Благодаря нашей работе на территории края нет серьёзных преступных организаций, которых мы не могли бы победить и возбудить против них уголовные дела. И тем более не могли бы обнаружить.
Цифровой контроль
– Цифровизация сделала прозрачными маршруты денежных потоков. Вам это помогает?
– Системы контроля всё же оставляют возможности для попыток выведения средств из-под внимания контролирующих органов. Обычно в схему включены не только заказчик и подрядчик, но и множество промежуточных структур, субподрядчиков. А обороты денег в экономике огромные.
Да, мы работаем совместно с другими органами, в том числе с Росфинмониторингом, но все средства до копейки проследить не просто, ведь в течение суток можно провести сотни сделок с применением электронного документооборота и электронной системы платежей. А мы должны соблюдать Конституцию и банковскую тайну. И некоторые мероприятия можем сделать только по решению суда. Но всё же мы работаем эффективно: по итогам комплекса розыскных мероприятий, установления и документирования преступной деятельности производятся возбуждения уголовных дел, преступники получают наказание.
– А выведенные за границу средства изымать удаётся?
– У нас есть хорошая практика взаимодействия с прокуратурой и другими ведомствами, когда мы накладывали аресты на имущество, переведённое на третьих лиц, и изымали его из оборота в значительных количествах.
– Как выясняется незаконность происхождения средств и имущества?
– Путём анализа доходов и расходов лиц, которые получить такой объём денежных средств и имущества физически никак бы не смогли законным путём.
Способов сыска много. Основной – аналитическая работа. Изучением информации можно выявить коррупционно ёмкий объект либо объект преступления, на который есть преступные посягательства. Сопоставлением данных с определённых триггерных точек можно понять, совершается или не совершается преступление.
Второе – получение информации от источников оперативной информации.
В дальнейшем в ходе оперативной обработки информации происходит развитие её в систему, которую мы документируем.
Главное искусство опера – найти точку, которую преступник проглядел. Ставить себя на его места, продумывать, какую схему защиты он изберёт. Всё это на стадии оперативной работы мы должны предусмотреть.
– Ваша служба перечислила в бюджет больше средств в виде компенсации, чем было нанесено ущерба, – откуда излишки?
– Возмещение вреда от преступных посягательств – одна из основных функций подразделений ЭБиПК. За прошлый год мы вернули в бюджет государства средств на 2,3 миллиарда рублей.
По закону наказание за преступление включает в себя штрафные санкции, в ряде случаев кратно превышающие размер нанесённого ущерба. Кроме того, основная мера пресечения – наложение ареста на имущество, которое принадлежит фигурантам. Цена арестованного имущества при оценке бывает гораздо больше, чем суммы нанесённого ущерба.
Не Катани и не Жюв
– Похожи ли ваши сотрудники на образы из кино и с кем их можно сравнить?
– Майоры Пронины. Я думаю, что больше – именно они.
Каждый наш сотрудник индивидуален, как и все люди. У нас служат люди с высоким интеллектом и профессионализмом. В работе огромное количество направлений деятельности: сегодня приходится заниматься раскрытием преступлений в сфере земельных отношений, завтра – в сфере оборонно-промышленного комплекса, потом – во взаимоотношениях субъектов по вопросам поставок сельхозпродукции.
Работа идёт на стыке Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, отдельных законодательных актов. Уникальных уголовных дел не бывает, как и шаблонности, несмотря на некоторые сходства. И люди имеют разные подходы эмоционально и на уровне физических реакций. Наша работа опасна, но она интересна, и, что важно, она развивает человека. Преступления разнообразны. Подходы – тоже.
Моя задача как руководителя определить, на что человек способен и где может в лучшей степени проявить свои способности. Создание любого коллектива подразумевает горизонтальное общение друг с другом с соответствующим контролем по вертикали. Наш результат ложится в общую результативность УМВД России по Приморскому краю.
– Какие завершённые дела вы бы отметили за последнее время?
– За последние полгода в Приморском крае у мошенников изъято более 50 незаконно приобретённых земельных участков и передано в собственность государства.
Одно из нашумевших дел было связано с поставкой автомобилей из Японии и обманом покупателей-заказчиков. В деле было значительное количество заявлений от пострадавших граждан. Процесс документирования и доказывания на досудебной стадии оказался очень трудоёмким и продолжительным, но дело отправилось в суд.
В Дальнегорске итогом нашей работы стала национализация горно-обогатительного комбината. И там же мы раскрыли схему обмана на сети автозаправок. Кстати, это оказалось более интересной новостью для населения.
Досье
С 18 декабря 2023 года заместитель начальника полиции Управления МВД РФ по Приморскому краю (по оперативной работе).
С 2018 года начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД РФ по ПК.
С 2012 года руководитель отдела защиты бюджетных средств и выявления преступлений в сфере строительства.
С 2009 года начальник отдела по БЭП в сфере строительства, в том числе объектов саммита АТЭС, ОРЧ № 12 по линии БЭП УВД по ПК.
С 2003 года оперуполномоченный группы по защите интересов государственной власти отдела по борьбе с коррупцией и защите интересов государственной власти оперативно-разыскной части № 1 по линии БЭП при УВД ПК.