«Не выплеснуть ребёнка с водкой»: «магазины у дома» ждёт закрытие?

Магазины, расположенные в жилых домах, ждут непростые времена. © / Игорь Дмитриев / АиФ

Кампания по сокращению потребления населением крепких алкогольных напитков должна вестись взвешенно. Простыми запретами проблему не решить. Тут не обойтись без тесного взаимодействия законодателей региона и с отраслевым бизнесом. Иначе, решая одну часть проблемы, можно упустить из виду другие нюансы. А пострадать могут десятки небольших магазинов, сотни работающих в них приморцев.

   
   

«Не выплеснуть ребёнка с водой»

Уже с 1 марта в Приморье начали действовать ограничения на розничную торговлю алкоголем. Вводится запрет на торговлю крепким алкоголем в магазинах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов, если вход в них расположен со стороны подъездов. Также на один утренний час сокращено время торговли алкоголем в Приморье. Плюс введён запрет на продажу крепких напитков в День защиты детей (1 июня), в День знаний (то есть 1 сентября, а если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ним рабочий день), в дни проведения «Последних звонков». Запрет действует и во время проведения массовых мероприятий, которые организуют власти, и на расстоянии менее 100 метров от таких мест.

На февральской сессии Законодательного Собрания закон несколько подкорректировали. Запрет реализации крепкого алкоголя в магазинах «у дома» остался в силе. Правда, законодатели ещё раз уточнили, что предприниматели имеют право на отсрочку и могут продолжать работать, пока действует лицензия у торговой точки на данный вид деятельности. Магазинам вне зависимости от их расположения разрешили торговать слабым алкоголем (пивом, сидром, медовухой). Однако у представителей регионального бизнес-сообщества есть свои аргументы против закона в его нынешнем виде. Даже в измененной редакции благая мера – снизить потребление алкоголя населением – неприятным образом скажется в других областях. Снизятся налоговые поступления, вполне вероятно, будут сокращения рабочих мест. Да и общий инвестклимат ухудшится.

Ещё на стадии обсуждения закона в прошлом году ряд экспертов высказывал опасения, что его принятие может привести и к закрытию многих магазинов «шаговой доступности» (с неизбежной при этом потерей налогов, акцизов и рабочих мест), и к росту подпольной торговли алкоголем в жилых микрорайонах. Последнее также не будет способствовать общественной безопасности.

Экономика пострадает?

– «Борьба» с магазинами в многоквартирных домах вряд ли даст существенный эффект в плане снижения потребления алкоголя населением. Человеку, если в его доме закрылся привычный магазин, пройти, скажем, 50 метров до отдельно стоящего – не проблема. Это явно не про ограничение оборота и потребления алкоголя, это больше похоже на препоны и невозможность реализации предпринимательской деятельности, – считает председатель краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Ветрюк. – А вот по бизнесу, налогам и рабочим местам может ударить заметно. Будет снижение товарооборота. А если это какието конкретные профильные магазины, то есть алкомаркеты, то тогда будет сокращение данных торговых точек и тем самым сокращение рабочих мест и налоговых поступлений. Я не вижу смысла в этом пункте закона.

Немаловажным в этой связи является и фактор качества инвестклимата в регионе, которому «антиалкогольная кампания» в её нынешнем виде явно не будет на пользу. Удар по значительной части малого бизнеса, вероятно, может привести и к дальнейшему оттоку экономически активных людей из Приморья. А ведь проблема миграции из региона и так стоит сейчас довольно остро.

Около 200 небольших магазинов в приморье могут закрыться. Они теряют до половины выручки.

– Необходим очень взвешенный подход с непременным учётом множества социальноэкономических факторов, – говорит руководитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае Елена Ромашко. – Сегодня, возможно, не та ситуация в экономике, чтобы вот так резко снижать выручку предпринимателей. Многие из них работают по 15-20 лет, а теперь могут уйти с рынка. Мы считаем, что торговлю «шаговой доступности» нужно, наоборот, развивать. Это важно для качества жизни населения, для людей, прежде всего, с не самыми высокими доходами. И если здесь налагаются ограничения по ассортименту, то нужно подумать о том, как поддержать предпринимателей.

   
   

Ищите, кому выгодно

К слову, по оценке эксперта выручка от реализации алкоголя может составлять для магазинов «шаговой доступности» 30-60% в общем обороте.

Возникает вопрос: а насколько масштабна проблема вероятного сокращения или закрытия магазинов у дома для Приморского края? ИА PrimaMedia недавно провело свой анализ данной ситуации. И выяснилось, что точный масштаб проблемы пока что никто не изучал. По мнению предпринимателей, под удар могут попасть до 200 магазинов по всему краю. Помимо разночтений с определением количества объектов торговли, нет в публичном поле и расчётов о потерях муниципальных и краевого бюджетов, о сокращении рабочих мест и прочих последствиях запретов.

Некоторые эксперты отмечают, что «выдавливание» из торговли алкоголем небольших магазинов объективно на руку федеральным сетям и гипермаркетам с крупными алкогольными отделами. Но «варяги», как правило, предпочитают работать с производителями, находящимися на западе страны. По мере замещения продукции, произведенной в Приморье, спиртным из других регионов налоги и акцизные платежи также «перетекут» в бюджеты других регионов.

В общем ситуация не однозначная. И рано или поздно её надо будет решать с учётом мнений всех заинтересованных сторон.