Мечты археолога. Полевые работы 2023 года из-за дождей только начались

Древнейшие памятники истории насчитывают десятки тысяч лет, но некоторые – сотни. © / Александр Попов / Из личного архивa

Люди в Приморье жили с самой древности. Этому способствовали удобное географическое положение и климат. Раскопки на территории края ставят перед археологами немало вопросов.

   
   

Кто жил на территории Приморья давным-давно, на кого похожи аборигены этих мест и что они оставили после себя? Много ли у учёных работы по исследованию старых памятников, что уже известно, каковы планы и о чём мечтают специалисты, рассказал директор учебно-научного музея ДВФУ, кандидат исторических наук Александр Попов.

Объекты изучения

Александр Колегов, vl.aif.ru: Александр Николаевич, сколько объектов сегодня находится в стадии изучения и как проходят работы?

Александр Попов: Из крупных раскопочных проектов сегодня работы идут на чжурчжэньском Стеклянухинском городище в Шкотовском районе. Мы занимаемся там исследованиями и параллельно спасением объекта и популяризацией истории в Приморском крае.

– Он нуждается в спасении?

– Просто лежащие в земле артефакты не открывают нам никаких тайн. Археологи должны взять их в руки, представить их на суд публики и на научный суд. Спасение в данном случае – сам факт нашей работы на городище.

Сейчас сохранение — это мероприятия в том числе по превращению памятника в музейный объект.

   
   

Кроме того, на городище проходят практику студентыисторики из ДВФУ.

– Это единственный исследуемый объект?

– Мы ведём также спасательные раскопки на одном из карьеров, снабжающих камнем строительство дорог. Там нам необходимо извлечь и изучить поселение раннесредневековой культуры Мохэ возрастом 1200- 1500 лет. И там же были обнаружены следы более раннего посёлка – древнего жилища эпохи неолита возрастом порядка 6-7 тысяч лет. Находки из него – фрагменты керамической посуды, каменные орудия – принадлежат руднинской культуре. Это очень ценная для науки находка, и мы надеемся на продолжение открытий в процессе наших исследований.

Кстати, впервые я работал здесь ещё в 1985 году, будучи студентом-второкурсником университета.

Следы предков

– На Стеклянухинском городище была найдена тушечница – инвентарь чиновника-писца, что дало основания считать городище административным центром. Теория находит подтверждение?

– Тушечницу могли и потерять, и выбросить. Делать выводы пока преждевременно. Мы не знаем, при каких условиях предмет оказался на этом месте. Пока не раскопан весь контекст, мы имеем только предположения.

Необходимы планомерные исследования городища, а оно занимает площадь 10 гектаров. Раскопано пока порядка 550 квадратных метров. Это очень немного. Но мы имеем дело с городищем восточного типа. А оно, как правило, имеет чёткую планировку.

Сегодня известно, что городище было райцентром, который входил в систему более крупных административных центров, как Николаевское или Шайгинское городища.

По периодам можно говорить, что Николаевское относится к периоду объединения земель чжурчжэнями со столицей в Пекине. А Шайгинское, или Краснояровское, городище относится к тому времени, когда Чжурчжэньское государство уже не имело столицы в Пекине и разваливалось под ударами монголов. Но приморское жители того времени сохраняли свою государственность и устои. А население было не китайцы и даже не маньчжуры, а местные народности, проживавшие на этих землях тысячи лет.

– Как давно существует городище в Стеклянухе?

– На месте Стеклянухинского городища люди жили практически непрерывно, начиная с раннего железного века (2,8 тыс. лет назад) до Средневековья.

– А кто это был, вы знаете?

– Мы с нашими партнёрамигенетиками выяснили, что на территории Приморья много поколений жила популяция людей, продолжавших одну генетическую линию от 8,5 тысяч лет назад до раннего Средневековья. До того самого Мохэ. Это чистая генетическая линия почти без примесей. Они были довольно многочисленны и отличались от соседей – монголов, корейцев, китайцев, японцев. Они заселяли практически весь Приморский край и Амурский регион. Исследования антропологов заставили предположить, что они ближе всего к нынешним чукчам и ительменам, а данные генетиков говорят об их близости к одной из малочисленных народностей Амура - ульчам.

– Учёные их как-нибудь идентифицируют?

– Мы идентифицируем археологические культуры по определённому набору признаков, порой, на первый взгляд, очень незначительных. Как и из чего сделана керамика, какие-то инструменты. И по этим признакам им присваивается название. Или по населённому пункту, рядом с которым был обнаружен памятник, имевший предметы определённого характера. Важное значение имеют костные остатки людей древности. Нам посчастливилось исследовать такие находки на памятнике в бухте Бойсмана (Хасанский район), и именно поэтому археологическая культура была названа бойсманской, люди, которые оставили артефакты, – бойсманцы, а их генетическая линия – бойсманская.

Дело учителя

– Как профессионалы отмечают свой праздник – День археолога?

– В этом году День археолога – юбилейный для дальневосточной археологии. В 1953 году в Приморье начала работать большая археологическая экспедиция академика Алексея Окладникова. Это был старт академического изучения Приморского края. Тогда были найдены десятки памятников, сделаны раскопки. Многие местные археологи, и я тоже, считают себя продолжателями дела Дальневосточной экспедиции Алексея Окладникова.

Ещё до того, как современное человечество вышло из Африки, Евразия уже была заселена.

И мы сегодня развиваем достижения Окладникова. И многое дополнили, и многое опровергли. Это нормальный путь науки: гипотезы выдвигаются, потом либо подтверждаются, либо опровергаются. И выдвигаются новые гипотезы. И наши ученики нас, вероятно, в чём-то поправят и разовьют наши достижения.

– Территория была заселена так давно?

– Человек современного типа появился порядка 200-130 тысяч лет назад. Массово расселился по земному шару и стал единственным представителем вида – около 40-35 тысяч лет назад. Человек современного типа в поисках лучших условий дошёл до самых дальних уголков земли.

– Каков возраст самых древних памятников в Приморье?

– Самые древние памятники – в пещере Географического общества (Партизанский район). Их возраст порядка 35 тысяч лет, эпоха позднего палеолита. В то время человек современного типа уже освоил всю территорию Старого Света, включая Австралию. Но большинство палеолитических объектов в нашем крае возрастом не более 15 тысяч лет.

Но есть на Дальнем Востоке памятники возрастом 250 – 300 тысяч лет. Их оставили даже не люди современного типа.

– Кто же?

– Мы не первые люди, кто осваивает эти территории. Ранее это были представители людей, которые вышли из Африки 1,2 – 0,9 миллиона лет назад. В Европе их потомками были неандертальцы, а на территории центральной Азии – Алтая жили их двоюродные братья – денисовцы. В Восточной Азии – в Индонезии и районе Папуа Новой Гвинеи жили ещё одни родственники людей, тоже отличавшихся генетически. Все произошли от эректуса – человека прямоходящего.

Когда неандертальцы, денисовцы и жители Восточной Азии около 200 тысяч лет назад уже обжили всю Евразию, предки современного человека только начали свой исход из Африки. Питекантропы, синантропы оставляли свои следы на востоке континента. К примеру, на территории Якутии были найдены памятники такого возраста. На Сахалине есть памятник возрастом 150 тысяч лет. Но эти люди не были нашими прямыми предками.

И моя мечта найти такой памятник в Приморье.

– Значит, мы не первые заселили планету?

– Сотни миллионов лет назад происходили катастрофы космического масштаба. Мы имеем свидетельства не менее четырёх вымираний на Земле, когда гибли практически все живые организмы. Но выжившие развивались. Человек произошёл от мышеподобного крохотного существа, жившего на земле примерно 60 миллионов лет назад, и развился в то, что мы имеем сегодня.

Человечество произошло, действительно, от Адама и Евы. Генетики предполагают, что это была очень небольшая группа людей, выжившая при выходе из Африки. Считается, что их было 120 – 200 человек. Они скрестились с неандертальцами и другими представителями вида человека, и их потомки успешно выжили.

– А с кем ещё могли повстречаться те потомки Адама и Евы?

– Мы даже не знаем всех видов людей, которые на Земле обитали, не знаем всех предков, живших во времена, когда шло зарождение человека современного типа.

Но при этом всё человечество на планете более близко друг к другу по генетическому типу, чем племя бушменов в Африке. У них сегодня внутриплеменное генетическое разнообразие гораздо больше, чем у большинства современных этносов. А в глубокой древности видовое и генетическое разнообразие людей на планете было, вероятно, представлено ещё шире.

ДОСЬЕ

Александр Попов

■ Директор учебно-научного музея ДВФУ, кандидат исторических наук.

■ Доцент Департамента истории и археологии. Преподаватель истории первобытного общества и археологии.

■ Автор ряда книг и научных работ, более чем 100 статей, в том числе в крупнейших научных журналах мира.

■ Выпускник Дальневосточного государственного университета.