С начала весны наступает период усиленной подготовки к выпускным экзаменам. Казалось бы, к системе ОГЭ и ЕГЭ за многие годы можно адаптироваться всем участникам образовательного процесса. Однако по-прежнему психологических проблем хоть отбавляй. Родители испытывают внутреннюю дрожь, их дети впадают в ступор, а учителям рукой подать до профессиональной деформации
Как сохранить добрые отношения в семье и школе и выйти к экзамену в добром здравии? Об этом рассказали психологи кабинета медико-психологического консультирования Владивостокской поликлиники № 3.
Выровнять чаши весов
«Стресс бывает со знаком плюс и минус, - удивляет заведующая кабинетом медико-психологического консультирования 3-ей поликлиники, клинический психолог Лариса Дробот. – Аустресс человеку приносит пользу, позволяет собраться, а дистресс может и разрушить. Часто получается, что ребёнок задолго до наступления ЕГЭ попадает в зону пролонгированного, хронического стресса. И это плохо влияет на его здоровье».
«Если родители беспокоятся, волнуются, находятся в постоянном внутреннем „подрагивании“, то и ребёнок это быстро считывает, буквально заражаясь эмоциями. В таких случаях важно уравновесить механизм функционирования человека — когнитивную и эмоциональную системы», — акцентирует психолог
«Действительно, бывают такие состояния, когда ребёнок даже не может встать, на него наваливается апатия, и эти случаи описаны в психиатрии. Но у родителей есть своё представление о лени — нужно как следует поддать ленивцу! И это большая ошибка», — добавляет Лариса Дробот
По мнению психологов, именно родительская инфантильность мешает решить психологические проблемы, возникающие при подготовке к экзаменам.
Что за мужик в тоге?
В целом, все участники образовательного процесса в преддверье главного госэкзамена чувствуют себя неважно. Ребёнок находится под двойным гнетом. Во-первых, это родительская система, которая требует беспрекословного подчинения — ты должен, ты обязан! Второе — учительский надзор.
"Человек, отработавший на одном месте работы более 5 лет находится в стадии профессионального выгорания, и дело доходит до профессиональной деформации и деструкции. Такое нередко бывает среди школьных педагогов«, — озадачивает Лариса Дробот.
И всё-таки, как остаться сохранным и детям и взрослым, штурмуя ЕГЭ? Психолог Татьяна Белова полагает, что познание через ассоциации и эмоции облегчает задачу, при этом выходит на первый план долговременная память. Творческий метод дает потрясающие результаты.
«И мы не просто зубрим теорему Пифагора, а смотрим на этого мужика в древнегреческой тоге, погружаемся в его необычную историю, подключаемся эмоционально. Тогда узнавать и запоминать становится интересно», — поясняет психолог.
Специалист рекомендуют родителям обратить внимание на программу «Школа оптимиста», разработанную психологами поликлиники. Она позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка и сформировать его мотивации в отношении учёбы. Программа рекомендована и для работы школьных психологов.