Мимо кассы и мимо кармана. Почему общепит в регионе стал невыгодным

Аренда для кафе и ресторанов стала неподъёмной. © / Фото Олега Белова. / АиФ

ПО ДАННЫМ ПРИМОРСКСТАТА, ОБЪЁМ ОБОРОТА ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕПИТА ПО РЕГИОНУ ЗА 2020 ГОД ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ДАННЫМ СОСТАВИЛ 13,1 МЛРД РУБЛЕЙ, ЧТО НА 35% МЕНЬШЕ ЧЕМ ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ПЕРИОД. ПО ОЦЕНКАМ ЭКСПЕРТОВ, 35% ФИНАНСОВЫХ УБЫТКОВ - ВЕСЬМА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ И ОБОБЩЕННАЯ ЦИФРА. ДЛЯ ОДНИХ ЗАВЕДЕНИЙ ИСПЫТАНИЕ КОРОНАВИРУСОМ ОБЕРНУЛОСЬ КАТАСТРОФОЙ, ДРУГИЕ ГИБКО ПРИСПОСОБИЛИ К СЛОЖИВШИМСЯ УСЛОВИЯМ.

   
   

 

ОПТИМИЗИРОВАЛИСЬ?

 

В первую очередь, пострадали рестораны и кафе, ориентированные на иностранных туристов. В феврале - начале марта 2021 года во Владивостоке перестали работать десятки заведений, среди них - известные и раскрученные бренды. Тем временем, краевая налоговая служба заявила о фактах сокрытия доходов предпринимателями, занятыми в сфере общепита. Представители бизнеса выразили несогласие с ведомством.

Три месяца жёстких ограничений - с марта по июнь 2020 года - не прошли бесследно для предприятий общественного питания. Причем, это касается как дорогих ресторанов, так и небольших кафе, закусочных, пит-стопов и т.д. Прежде всего, речь идёт о приморской столице, где туристический трафик еще в 2019 году зашкаливал. Не секрет, что многие заведения создавались для иностранных гостей, преимущественно, соседей по АТР.

По сообщениям одного из популярных сервисов Владивостока, за период карантина закрылось около 30 заведений, почти половина из них - на пороге снятия ограничений. Испытания продолжались: новые санитарные требования, урезание по времени, количеству посетителей и столов, запрет на проведения массовых праздников и мероприятий более 25 человек. Итоги пожинаем до сих пор. С февраля во Владивостоке закрылось более 40 заведений общепита, а открылось единицы.

По официальным данным прекратил свою работу один из известных и раскрученных ресторанных проектов города -  «Гусь-карась», его ведущая линия -  русская кухня, рассчитанная на обслуживание туристов.  Однако по телефону компании сообщили, что похоронили их заблаговременно, заведению пришлось переформатироваться: под этим брендом сегодня работает лавка, планируется открыть ресторан, правда, с меньшей помпезностью.

   
   

 «Мумий Тролль Music Bar» на своей странице в Instagram объявил о закрытии дверей на прежнем месте работы, на Пограничной 6. Администраторы сообщили, что у них истек срок аренды, и предстоит найти новое помещение от 300-500 кв. м в центре города. Пост закачивается оптимистично - обещанием вернуться.

 - Пострадали все без исключения, - комментирует президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев.  - Кто-то  ужался, оптимизировался, сократил персонал, кто-то поменял формат, продуктовую базу. Да, какая-то часть заведений закрылась совсем, какая-то будет продолжать закрываться. Это долгая история. Как агония, растянутая во времени. К сожалению, мы видим, как рестораны и кафе прекращают работу, не дожив до лета. Предприниматели поняли  - полноценного туристического сезона ждать не стоит. Отмечу, что в последние годы сфера общепита Владивостока  развивалась преимущественно на турпотоке.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ХОД 

 - Заведения, которые смогли своевременно структурировать свои расходы, пережили время пандемии, - рассказывает маркетинговый директор ресторанов «Порт-Кафе» и «Синдикат» Андрей Хаустов. - Ранее «Порт-Кафе» позиционировался как ресторан дальневосточной национальной кухни, основатель гастрономического движения «Pacificrussiafood». Он был создан с учётом туристических потоков Владивостока.  Но когда из-за коронавируса закрыли границы, сложилось чёткое понимание, что возвращение туристов - перспектива весьма отдаленная. Было принято решение закрыть кафе, но сохранить его гастрономическую концепцию. Поэтому мы пошли на объединение «Снндиката» и «Порт-Кафе». Пока продолжался карантин,  перешли на обслуживание заказов на вынос и доставку.

Сегодня по посещаемости ресторанов мы находимся на доковидном уровне, - заверил собеседник.   - Отсутствие туристов в какой-то мере компенсировалось местными посетителями, которые не уехали отдыхать, остались в городе. Немного «просели» на новогодних корпопоративах, но и это оказалось не фатальным.

 - Мы откроемся в конце апреля, - обнадежили владельцы заведения, именуемого «свадебный шатер».  - На время карантина шатры пришлось свернуть, сейчас разворачиваемся. Бизнесмены подчеркнули, что они смогут преодолеть финансовую пропасть только за счёт проведений массовых мероприятий - от 50 до 100 человек.

ПРОЗРАЧНО ДЛЯ ВСЕХ?

Главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС России по Приморскому краю Олег Зубарев  на публичной видеоконференции 4 марта заявил о выявлении фактов сокрытия выручки в ряде организаций торговой и обслуживающей сферы. Под раздачу попали и рестораторы.  Инспектор призвал проводить деньги через онлайн кассу, а не другим теневым способом.  Напомнил, что за не применение контрольно кассового аппарата нарушителям грозит крупный штраф,  приостановление деятельности предприятий… и даже реальный срок.

 - Представители среднего и крупного бизнеса, как правило, всегда используют чековые аппараты, потому что иначе выручка идёт не только мимо кассы, но и мимо предпринимателя,  - высказался Роман Иванищев. -  Массовые  игнорирование ККТ -  это миф, а возможно, и случаи, когда была выявлена нечестность персонала.

 - Необходим единообразный подход, - поделилась руководитель комитета по развитию женского предпринимательства приморского отделения «Опоры России» Лариса Бутенко. - Речь идёт об  увеличение поступлений в бюджет и о прозрачности доходов. Тогда пусть все, кто занимается предпринимательской деятельностью, соблюдают установленные правила игры. Существует масса «надомников», которые не платят государству ничего. Эффективных методов борьбы с таким контингентом на законодательном уровне просто нет, штрафы  - мизерные. Посмотрите, сколько в интернете предложений готовой еды, тортов, десертов от официально незарегистрированных предпринимателей! Есть ли у налоговой службы механизмы по обелению этого бизнеса? Я за всеобщую прозрачность.

Предприниматель отметила - общепиту в приморской глубинке в пандемию пришлось несладко. Если городские рестораны решали проблему с помощью доставки на дом, то для районных центров и сельских территорий это не актуально. Попытки организовать альтернативные виды обслуживания не удались.

- Я часто езжу по трассе Анучино-Уссурийск, - добавила Лариса Бутенко. – Ещё прошлой весной в Ивановке возле придорожного кафе на улице выставили два высоких столика. Но посетителей это не привлекло.  Многие маленькие сельские кафе выживали только за счет праздников, свадеб, юбилеев. И этого вдруг не стало! Доходы упали до 10% от ранее получаемой прибыли. И это несмотря на то, что сельские заведения практически не ориентированы на туристов. Но у простого народа не сильно развита ресторанная культура.  Проще  в гости сходить.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Александр Латкин, доктор экономических наук,  директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

Проблема общепита в пандемию  - особенная. Далеко не во всех российских городах эта сфера серьёзно пострадала. Речь идёт о городах туристского значения, каким является Владивосток, где целая система ресторанов подстроена под корейских, китайских, японских гостей. Но я не стал бы драматизировать ситуацию - общепит быстро приспособился. Это и обслуживание заказов на дому, в офисах. Жизнь продолжается. К примеру, в заведениях на Шаморе на 8 марта – яблоку было негде упасть. Надеюсь, мы пойдём по сценарию многих стран, где развита ресторанная культура. Даже если 50% населения города живёт бедно, то другая половина, а это в районе 300 тысяч человек, могут себе позволить посещать заведения.

 

МНЕНИЕ ВЛАСТИ:

Константин Шестаков, заместитель председателя правительства Приморского края.

 Рестораны, гостиницы воспользовались возможностью устроить персонал на общественные работы, - говорит о мерах господдержки– Отрасль вошла в перечень наиболее пострадавших, она получили все меры поддержки, которые распространялись с федерального и субъективного уровня.  Это и льготные кредиты, отсрочки и мораторий по работе по задолженности с региональным, муниципальным, федеральным имуществом. Многим позволили выжить кредиты по льготным ставкам - это 0%, потом 2%.

Кстати

В 2019 году, когда поток иностранных туристов в Приморье достиг очередного пика, напротив,  наблюдался рост оборота общепита на 5,2% .

Предприниматели поняли  - полноценного туристического сезона ждать не стоит.  В последние годы общепит Владивостока  жил за счёт турпотока.