Идём на Восток. Какие научные разработки из РФ востребованы в странах Азии

Научный потенциал Приморья востребован в АТР. © / пресс-служба ДВФУ

Ввиду геополитических и экономических изменений в мире, Россия начала все больше ориентироваться на сотрудничество со странами Азии. На сегодняшний день наша страна активно работает с Азиатско-Тихоокеанским регионом по различным направлениям, в том числе – в науке и образовании.

   
   

Какие научные международные академические связи сегодня выстраиваются с Азией, как в них интегрируется бизнес и какие компетенции нужны для успешной работы в странах АТР, рассказал  vl.aif.ru заместитель проректора по международным отношениям ДВФУ Никита Смирнов.

Разворот на Восток

vl.aif.ru: Никита Сергеевич, как, на ваш взгляд, обстановка на международной арене последних лет повлияла на научные и образовательные связи России?

Никита Смирнов: В первую очередь, мы видим снижение числа научных публикаций практически по всем направлениям. Однако произошла смена фокуса научного сотрудничества с европейского направления на азиатское, которое гораздо моложе с точки зрения кадрового потенциала научной сферы. Кроме того, в Азии доминируют нестандартные подходы к решению научных задач, в отличие от Европы, где стереотипизация науки и образования – это большая проблема, которую придется решать.У нас такой стереотипизации тоже нет из-за постоянных изменений, под которые нам нужно перестраиваться. И в этой связи выход — изменение направления сотрудничества на Восток. Это для нас определенный плюс.

– В чем заключается это изменение?

– Это целый комплекс мероприятий в масштабе страны. Говоря об университете, мы понимаем под этим определением академические обмены, поиск новых партнеров, понимание интересов наших партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предложение вариантов их реализации у нас.

Мы начинаем уделять приоритетное внимание поиску точек соприкосновения между восточной и западной культурой. Поскольку традиционно Россия находится между Востоком и Западом, она в течение своей истории так или иначе интегрировала эти культуры.

   
   

– Речь ведь идет именно о «развороте», а не «уходе на Восток»?

– Конечно, мы не уходим на Восток, не отдаемся полностью экономике и политике стран АТР, а объединяем российскую традиционную культуру с культурой Востока. Например, ДВФУ сегодня — основной генератор новых знаний и человеческого капитала для технологических компаний Дальнего Востока. А благодаря многолетнему опыту страновой экспертизы университет помогает научно-технологическим и коммерческим предприятиям макрорегиона выйти на новые рынки в АТР. За счет уникальных востоковедческих компетенций наш вуз помогает соединять одно с другим и применять это на практике для достижения результатов в науке, образовании и предпринимательстве.

Сегодня есть актуальный запрос на компетенции в сфере восточной культуры, не только в общих вопросах, но и в деловых: в ведении бизнеса, развитии производства и так далее. Также есть запрос на поиск точек соприкосновения между Российской Федерацией и странами АТР, в том числе Китайской Народной Республикой.

– С какими странами сейчас ведется научное сотрудничество?

– Мы сотрудничаем со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Работаем со многими вузами и приобретаем новые деловые связи в рамках «разворота на Восток». Так, например в декабре мы подписали соглашение с одним из ключевых университетов на Филиппинах, хотя раньше у нас отношения с филиппинскими партнерами носили эпизодический, а не системный характер. Позитивный результат этой работы отражается и инициативном желании вуза-партнера делать научные и образовательные проекты именно с нами. Мы также работаем с университетом Касетсарт – одним из крупнейших университетов Таиланда, который занимается вопросами агротехнологии, сельского хозяйства, и отмечаем глубокий потенциал для развития проектов в первую очередь с предприятиями Дальнего Востока.

У нас сохраняются взаимоотношения с партнерами в рамках Ассоциации вузов стран АТР (APRU). На площадке Ассоциации проходят встречи с партнерами из Южной Кореи, Японии, Вьетнама — практически со всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы также начинаем работать со Средней Азией и Ближним Востоком: устанавливаем отношения с партнерами из Киргизии, Таджикистана и других стран. В общем, нельзя говорить о том, что у нас происходит какая-то негативная тенденция в международном сотрудничестве. Мы, наоборот, открываем для себя что-то новое и укрепляем уже существующие связи.

– В каких сферах сейчас происходит развитие международных научных отношений?

– Первое, что можно выделить – IT-технологии, на которые у наших партнеров есть большой запрос, и в области которых российские ученые достигают успехов. С коллегами мы, например, совместно изучаем искусственный интеллект или готовим иностранных студентов в рамках соревнований по программированию – в таких проектах ДВФУ участвует, в том числе.

Второе по приоритету — все, что касается биотехнологий, биоинженерии и агротехнологий. В частности, нашим партнерам нужны технологии и стартапы, разработанные в России: например, органические сорбенты для сбора нефтяных загрязнений или витаминные коктейли для выращивания растений по технологии гидропоники. Эти разработки хорошо заходят на азиатские рынки, привлекают инвестиции, становятся растущими.

Отдельно стоит отметить перспективы сотрудничества, связанные со строительством на острове Русский Российского источника фотонов (РИФ) – установки класса мегасайенс для ускорения частиц и применения синхротронного излучения в различных исследованиях. Не все научные центры обладают мощностями, необходимыми для изучения того или иного предмета из области археологии или материаловедения, а синхротрон решает эту задачу – мы сможем привлечь партнеров к проведению исследований на нашей установке и совместной научной работе.

Синтез бизнеса и науки

– Сотрудничают ли наука и бизнес на международном уровне? Если да, то как?

– Университет предпринимательского типа — это и есть элемент, объединяющий науку и бизнес. Фронтирные научные исследования нужны, но они нужны для обеспечения каких-то практических потребностей, в том числе бизнеса. Здесь мы рассматриваем как интересы бизнеса и возможности науки, так и научные достижения, которые можно реализовать на платформе бизнеса. Российские научные центры сотрудничают с зарубежными исследовательскими коллективами – это реализовано в виде совместных научных публикаций, обменов, проведения мероприятий, но в приоритете сегодня  – объединение на одной площадке науки и бизнеса по модели университета предпринимательского типа.

Этот процесс тоже реализуется, неспешно, но запрос от партнеров есть –  в частности, от партнеров в Китайской Народной Республике. Мы также изучаем интересы бизнеса в Таиланде, чтобы понимать, что мы, как достаточно серьезная научная база, можем дать в рамках обеспечения этих интересов.

– Был ли где-то реализован концепт предпринимательского университета? Есть ли успешные кейсы?

– Элементы модели университета предпринимательского типа так или иначе реализуются большинством крупных вузов, в том числе федеральных университетов России. С точки зрения самой теоретической модели есть определенные сложности, например, в возможности реализации ее положений на практике. На сегодняшний день задача большинства федеральных вузов, которые планируют реализовать модель университета предпринимательского типа хотя бы частично, заключается в том, чтобы создать ее заново, для российских условий. Это является самым сложным на сегодняшний день, и эта работа ведется в рамках программы «Приоритет 2030» – большого проекта по повышению конкурентоспособности вузов России.

Эффект присутствия

– Один из способов академического международного сотрудничества – создание филиалов университета. Что это дает и почему это эффективнее, чем, например, обменные программы?

Во-первых, филиал обеспечивает постоянное присутствие университета и его бренда в той или иной стране – так идет приобщение иностранных студентов к культуре учебного заведения. Во-вторых, в филиале работает постоянный профессорско-преподавательский состав, который вырабатывает частную методику преподавания конкретной дисциплины с учетом местной специфики. Это небыстрый процесс, требующий большого методического мастерства, однако без такой частной методики обеспечить эффективное преподавание сложно.

Программы обмена, конечно, хороши, но они не дают возможности выработать частную методику преподавания, поэтому филиал эффективнее. Более того, филиал — это возможность расширять перечень программ и непрерывно отслеживать запрос партнеров на новые компетенции. Кроме того, через филиал и представительства ДВФУ, например, мы продвигаем язык и культуру России, а также экспортируем российское образование, повышаем его конкурентоспособность.

– По каким принципам сегодня университеты открывают свои филиалы в других странах?

- История развития партнерской сети и филиалов для всех вузов России связана с советским наследием: когда советский вуз заходил на территорию какого-либо государства, он вкладывал большие средства в развитие материальной базы филиала.

Сейчас схема изменилась – мы просто не видим смысла вкладывать материальные средства в развитие материальной базы на территории партнеров. Гораздо выгоднее партнерам самим развивать ее, ведь они потом на ней будут готовить свои кадры. Поэтому вложение денег в какие-то объекты недвижимости — нецелесообразно.

Таким образом, мы готовим партнерам кадры, но материальное обеспечение происходит за их счет, за счет их бизнеса, который и заинтересован в подготовке специалистов.

Перепрошивка компетенций

Представим, что российский университет хочет начать работать с Азией. Какие риски могут возникнуть у него при попытке выйти в АТР?

– Его могут ожидать, в первую очередь, потери материально-технической базы в случае изменения геополитической обстановки. Также потеря определенных интеллектуальных ресурсов, если преподавателей «переманит» противоположная сторона. Его также может ожидать провал в привлечении иностранных студентов, поскольку перед выходом на рынок нужно провести его анализ, а для этого нужны необходимые компетенции.

– А как эти компетенции получить?

– В условиях, когда вся страна ориентируется на тесное сотрудничество с Востоком, нужно понимать, что востоковедческие знания приобретают очень большую ценность и важность. Они должны быть интегрированы во все сферы, в которых имеется перспектива выхода на рынки Азии. Чтобы этого добиться, нужно готовить специалистов с широким набором компетенций, в том числе востоковедческих, а для этого необходимо «прошить» образовательные программы так, чтобы они затрагивали Восток в том числе.

Например, в ДВФУ сейчас происходит трансформация востоковедческого образования, и в рамках обучения студенты получают не только профессиональные навыки, но и приобретают опыт работы в международных командах, а также знакомятся с особенностями экономики стран АТР. Мы также создаем объединения студентов, которые входят в экспертные группы, где, например, один человек владеет компетенциями в сфере бизнеса, науки, производства, чего-то практического, а второй – обеспечивает поддержку языковую, общекультурную и так далее. Именно в этом формате мы рассматриваем сейчас возможность работы большинства исследователей. Нельзя выходить на рынки стран Востока, не зная их язык, культуру и традиции. Востоковедческие компетенции в этой ситуации становятся «проводником» для науки, образования и бизнеса. ДВФУ в этом отношении – мощная база: благодаря географической близости университет становится площадкой для межкультурного обмена и региональный хабом для взаимодействия с Азией, а это – залог успешного научного и предпринимательского сотрудничества.