Не в брюхе, а в духе. Что главное в Великий пост?

Время, чтобы подумать о душе. © / Виктор Лисицын / www.globallookpress.com

Пост продлится до 4 мая. Он посвящён телесному и духовному очищению и единению с Богом. Что главное для приморских православных в эти дни?

   
   

Сражаться с диким зверем

«Великий пост подожмёт тебе хвост» — народный афоризм говорит о том, что издавна длительный период подготовки к Пасхе предусматривает определённые ограничения. Сегодня в интернете можно найти постное меню на каждый день. Однако православные священники предостерегают от формальности и фарисейства, отношения к посту как к диете.

В наши дни отношение к Великому посту различное. Есть и те, кто понимает лишь практическую пользу ограничений в пищевом рационе. Весна — сезон обновления, хороший повод оздоровиться, прибегнуть к разумным диетам в сочетании с физической нагрузкой. Однако даже врачи замечают — далеко не у всех получается перейти на скоромную пищу.

«С одной стороны, отказ от белковой пищи эффективно сказывается на организме, очищая его от шлаков, — рассуждает гастроэнтеролог Анна Седова. — Уходят накопленные за зиму лишние килограммы, возвращается былая молодость и лёгкость. Однако в современном мире Великий пост — большой стресс, и любое ограничение чревато нервным срывом. Мы стремимся найти путь к Богу, но этот путь оказывается сложным и запутанным. И светские дамы, присоединившиеся к посту ради вегетарианской диеты, и голодающие экстремалы терпят фиаско».

«Есть много людей, которые, готовясь сражаться с постом, как бы с диким зверем... до крайности обременив и омрачив себя, весьма неразумно встречают тихое и кроткое лицо поста» — слова Иоанна Златоуста по сей день не теряют актуальности.

Голодающим человеком овладевают гнев, печаль, уныние. Протоиерей, ключарь Свято-Никольского кафедрального собора Владивостока, председатель совета Общества православных врачей Владивостока Александр Талько призывает: «Главное, не кушать людей».

«Как это объяснить? Естественно, для поста важно, чтобы в жизни каждого верующего была гармония. Однако человек склонен к крайностям, когда он придерживается только формы и хочет достигнуть содержания без формы. Не учитывая единства тела и души. Форма — хождение в храм, ограничение себя в чём-либо, в том числе и в пище, молитвы и поклоны, а содержание — любовь», — поясняет Александр Талько.

   
   

Священник приводит примеры: человек может не употреблять в пищу мясо или подавать милостыню, но при этом осуждать людей, обижать и обижаться. Быть завистливым, злопамятным, подверженным страстям. И тонкую грань между рассуждением и осуждением он переходит невольно. Поэтому «главное, друг друга не кушать».

Исключения из правил

Вернёмся к общим и частным ограничениям во время Великого поста. Есть дни, когда можно себя побаловать красным вином. Самая высокая степень — полный отказ от еды, далее идут сухоедение, отказ от молочных и мясных продуктов, от растительного масла, рыбы.

Интернет пестрит вкусными рецептами постных блюд. Кафе и рестораны могут привезти на дом и дешёвые постные щи за 55 рублей, и бюджетные пшеничные сосиски за 450, и дорогие морепродукты, хотя последние больше попадают под запрет. Диетологи призывают употребить как можно больше клетчатки в виде овощей и злаков. Складывается впечатление пышного кулинарного праздника под лозунгом «Обойдёмся без белков!». Однако выдержать пост могут единицы.

«Жена — прекрасная хозяйка, да и в ресторанах есть специальное постное меню. Но выдержать целых 40 дней для меня сложно. Много работаю, много отдаю сил, не могу держать себя в строгих рамках», — говорит предприниматель Евгений Власюк.

«Занятия спортом требуют особого питания, поэтому соблюдать рацион поста не получается», — признаётся боксёр Алексей Дашкевич.

«Начала поститься ради эксперимента, прошла испытание и поняла, что ушла огромная часть зла. Теперь православная вера — часть моей жизни и духа», — делится пенсионерка Ирина Ружина.

Священники говорят о значительном послаблении в рационе для больных, беременных, кормящих матерей и детей. Но на эту проблему можно посмотреть гораздо шире. Ведь все люди разные. Одни приходят в храм впервые, другие много работают физически, третьим белок жизненно необходим. Поэтому меру ограничений поста уместно обсудить с приходским священником.

Казачий священник, многодетный отец Елисей Елисеев рассказал, как удаётся соблюдать каноны Великого поста всей семьёй.

«Интереснее было приучать к постам детей, пока они были маленькими. Вот лишь один яркий пример. Дети любят фрукты и разные фруктовые сладости. Наша семья многочисленна, в финансовом плане довольно ограничена, приходится рассчитывать затраты на питание. Недели за две до Великого поста мы полностью перестаём покупать фруктовые „вкусняшки“, налегаем на мясные и молочные продукты. Дети просят фрукты, а мы им периодически говорим, что сейчас нужно есть молоко и яйца, а фрукты будем кушать в пост. К дню начала поста мы с супругой незаметно для детей покупаем много разнообразных, любимых ими фруктов. Утром наполняем ими стол. Проснувшись, дети заходят на кухню, видят это изобилие и не сдерживают радостных эмоций»! — делится Елисей Елисеев.

Лекарство для души

В православных храмах в каждую седмицу Великого поста проходят особые богослужения — читаются покаянные каноны, литургии, молебны. Молитвы в основном направлены на покаяние, часто звучат простые слова — «Господи, помилуй», более широко используются земные поклоны. Много веков миряне ходили в пост в церковь чаще, чем в обычные дни. Сегодня священники говорят о том, что крещёные забывают дорогу к храму. А ведь правило простое: «Шесть дней работай, седьмой отдай Богу».

«Плохо понимать эту фразу формально. Другая опасность поста — фарисейство, внешнее благочестие при внутренней пустоте. В храм нужно ходить как в лечебницу — за лекарством. И главное лекарство для души и тела — это причастие! Глубинный смысл поста — выдернуть человека из обыденности и суеты, напомнить о необходимости жить не только телом, но и душой», — учат священнослужители.

Верующие люди ведают — наполнение поста любовью является очень важной составляющей: посетить больных, заключённых. Сидеть на воде с сухарями — это не всё. Ведь бесы тоже постники великие, они не едят мяса, но от этого не становятся ангелами.