Не бойтесь сиреноголового!

Современные дети любят узнавать о происхождении слов

   
   

КТО ОНИ, РОДСТВЕННИКИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО КРЫЛАТОГО КОНЯ ПЕГАСА? ЧТО РАЗДЕЛЯЕТ ЖАР-ПТИЦУ И ФЕНИКСА? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ АЗБУКА ОТ БУКВАРЯ? СТОИТ ЛИ ПУГАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ УЖАСТИКОВ? ЗАБАВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, БУДТО ИЗ ДЕТСКОЙ КНИГИ. ОДНАКО ВРЯД ЛИ КАЖДЫЙ ВЗРОСЛЫЙ ДАСТ НА НИХ ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ.

В премудростях словообразования разбираются ребята из Центра развития семейного образования (ЦРСО) «КолеСО» Владивостока. Оригинальный курс, объясняющий смысл многих изречений, придумала преподаватель Алёна Кобышева. Это отнюдь не скучные лекции, а живые студийные занятия, в которые дети погружаются эмоционально, увлечённо и осознанно. Неслучайно Алёна Кобышева со своей идеей и её воплощением одержала победу в крупнейшем в сфере дошкольного образования современности международном конкурсе имени выдающегося психолога Льва Семёновича Выготского. Только 150 участников из 20 тысяч отмечены в номинации «Педагог».

ЛЕШИЙ В ЛЕСНОЙ ПОЛОСЕ

 – Алёна, а у вас невероятно продвинутые дети! Первый и второй класс, а знание древнегреческой мифологии на уровне средней школы. Расскажите, откуда тяга к познанию смысла слов?

 – Хотя по образованию я дизайнер широкого профиля, жизнь повела меня другими путями. Словообразование – это хобби, которое постепенно оформилось в авторский курс. Эта тема меня интересовала с четырёх лет, с тех пор как я научилась читать. Тогда я задумалась: почему у старшего брата – букварь, а у меня – азбука? Папа постарался объяснить что-то сбивчиво про «буквы в букваре», и сам оказался в тупике. Потом я узнала о существовании кириллицы, посмотрела фильм «Иван Васильевич меняет профессию», где герои говорили на старославянском языке, и постепенно нашла ответ на загадку. Так началось «пожизненное» увлечение словами. Никогда не предполагала, что мой «этимологический винегрет» будет полезен широкому кругу детей. Но предложение директора ЦРСО «КолеСО» Светланы Котовой заставило задуматься об обратном.

«КолеСО» – необычное образовательное пространство, где ценятся авторские программы. Мне предоставили полную свободу выбора. И уже в прошлом году я открыла курс занятий для первоклашек. Главная идея была в том, чтобы привить внимание и любовь к языкам. Но, главное, сам процесс познания – откуда берутся смыслы слов, терминов, имён – невероятно затягивает!

– Как удаётся создать атмосферу живого занятия в формате студии?

   
   

– Что интересно детям в возрасте от 5 до 9 лет? Конечно, сказки! И на примере волшебных персонажей, фантастических и мифологических существ я им объясняю, как образовалось то или иное слово.

Мы работаем с географической картой, бумагой, карандашами, ножницами и клеем. Я рассказываю и показываю иллюстрации, задаю вопросы, а дети рисуют или мастерят что-то на тему занятия, по вдохновению. К примеру, мы узнаем родословную Пегаса, изучая его семейное дерево – маму Горгону и папу Посейдона. Разбираем миф о Пегасе и Химере. Выбор, кого и как изображать, очень разнообразен – с помощью рисунка или поделки, образа или символа. Ребята «раскапывают» не только происхождение конкретного имени, но и целый пласт знаний, связанный с древнегреческой мифологией.

Я стараюсь, чтобы дети были вовлечены в свободную беседу, не боялись спросить и не боялись дать «неправильный» ответ. Иногда за время занятия кто-то придумывает сказочного персонажа или даже сюжет. И я даю возможность рассказать об этом группе.

– А географическая карта зачем?

– Нам важно знать месторасположение героя. К примеру, леший – житель лесной полосы славян, значит, «обитает» в границах современной России. Феникс и жар-птица, по сути, идентичные герои, но из разных стран: феникс – из Египта и Греции, а жар-птица – восточнославянская. Дракон и Змей Горыныч – также весьма близкие родственники, но живущие порознь. Кетцалькоатль – с берегов Америки, а Аната Шеша – из Индии. Разыскивая, где живут разные волшебные существа, дети запоминают постепенно названия континентов, стран и их положение на карте.

И БУДЕТ КНИГА

– Что можно считать результатом вашей работы?

– Годовым итогом курса «словообразование» должно стать издание «Бестиария». Это иллюстрированный сборник небольших статей обо всех изученных нами фантастических существах. Сейчас на занятиях в студиях «ИЗОтворчество» и «Издательское дело» ребята как раз готовят иллюстрации и пишут заметки. Я также принимаю участие в этих уроках, ищу гравюры и картины с изображениями персонажей, отвечаю на вопросы по теме, помогаю сориентироваться в поиске информации дома. И я вижу, как горят у ребят глаза! Это проявление не столько любопытства, сколько любознательности. Дети очень трудолюбивы в своём стремлении к познанию. И меня радует причастность к развитию данного качества.

ДРАКОНЫ И «ТИТАНИК»

– Находится ли среди детей этакий бунтарь, кому неинтересны сказки?

– Сколько угодно! Одну из сложных ситуаций я отразила в конкурсном задании – описать педагогическую историю, которой я горжусь.

В моей группе есть мальчик, он технарь, мало интересуется сказками и мифами. Даже популярная среди остальных ребят тема про драконов его не зацепила. Как оказалось, в тот момент он был поглощён катастрофой «Титаника», знал много тонкостей этой легендарной истории и хотел говорить только об этом. Я предложила мальчику подготовить к концу занятия рассказ о легендарном лайнере. Он тихо мастерил макеты кораблей, айсберга и рисовал схемы, а мы с остальными детьми узнали много нового про драконов. Финал занятия получился ярким, так интересно преподнёс свои знания ребёнок. Заодно мы повторили на карте океаны, нашли Британские острова и Нью-Йорк. Придумали даже маршрут, которым мог двигаться айсберг. Я дополнила его рассказ легендой, связанной с названием корабля, а в конце предложила ребятам порассуждать, почему именно эта катастрофа так запомнилась людям. Пришли к выводу о том, как важно соблюдать технику безопасности. А я на какое-то время заслужила звание крутого педагога, который «в теме».

– Сколько предметов затронула катастрофа «Титаника»!

– В метапредметности огромная польза. В том же занятии о крылатых конях был запрос от преподавателя окружающего мира, где дети в то же время изучали семейное древо. А педагога по математике заинтересовало, почему в русском счёте после десятков «двадцать» и «тридцать» идёт «сорок», а не «четыредцать». Пришлось покопаться в истории и найти удивительные факты. Сорок – мера объёма, веса, времени на Руси. Сороковинами мерили и шкурки, из которых шили шубы. Из простого любопытства рождаются новые идеи и занятия моей программы. И в каждом переплетаются знания из разных областей.

ПРОГОВАРИВАЕМ СТРАХИ

– А можно ли на перемене поиграть со словами?

– Допустим, мы озвучиваем детям сложное слово, например «апогей», крепим его на доске рядом с расписанием и предлагаем за день написать, что, по их мнению, оно означает. Вариантов набирается очень много! На следующий день открываем тайну.

– Психиатры говорят, что на подрастающее поколение пагубно влияют агрессивные компьютерные герои. В них начинают по-настоящему верить. Что может отвлечь ребёнка от навязчивых мыслей?

– Я заметила, как на занятиях дети часто проигрывают, прорисовывают и проговаривают свои страхи. Это помогает снять напряжение и тревожность. Например, кто-то из старших рассказал страшилку про популярного сейчас персонажа Сиреноголового. Многих детей пугает этот «монстр» настолько, что не даёт думать о чём-то другом. Мы посвятили время этому герою. Ребята проговорили всё, что знают про него. Потом выслушали мой рассказ о создании монстра. Разобрали все пугающие моменты и выяснили, что на самом деле Сиреноголовый – это просто рисунки дизайнера. Для многих зацикленность на персонаже на этом закончилась.

– Какие сюрпризы вы готовите для ребят на занятиях по словообразованию?

– Те дети, кто сейчас заканчивает первый класс, постоянно забегают на уроки второго класса, чтобы узнать, а что будет дальше? Прежде всего, планирую рассказать про тех фантастических существ, которые им интересны. Почти каждую неделю спрашивают: а мы будем изучать кентавров?! Или бигфутов?! Так что будет в некотором роде «работа по заявкам». А второклашки, они у меня первопроходцы, разбираются в теме – словообразование в космосе. Этимология названий планет, созвездий и даже космических кораблей – вы только представьте, какой пласт культуры, истории и мифологии за всем этим скрывается!

ДОСЬЕ

Алёна Петровна Кобышева

Родилась во Владивостоке, окончила ВГУЭС, специальность – «дизайнер широкого профиля».

С детьми начинала работать в качестве тренера по игре го – от младших школьников до подростков. А в ЦРСО «КолеСО» с 2020 года.

Победитель Международного конкурса имени Льва Семёновича Выготского в номинации «Педагог».

Воспитывает двоих детей.

Дети изучают происхождение имён сказочных героев и где они живут на карте. Феникс и жар-птица, по сути, идентичные персонажи, но только из разных стран.