Не оставить на голодном пайке

Эта фура с капустой отправится в один из пострадавших районов края. © / Алексей Максимов / Из личного архивa

Гуманитарные овощные наборы спасут пострадавших от наводнения

75 тонн овощей отправили в начале октября приморцам, пострадавшим после прохождения тайфуна «Хиннамнор» на юго-востоке и востоке края.

   
   

Помощь пришла вовремя

Лук, свёкла, морковь были закуплены по рыночным ценам у производителей Приморского края и отправлены попавшим в беду людям. Социальные обязательства взял на себя крупный приморский оператор по поставкам плодоовощной продукции. Благодаря его работе приморцы получили запасы овощей на зиму.

Эта работа проводится по поручению Правительства Приморского края и при непосредственном участии и контроле со стороны регионального МЧС.

Несколько большегрузов с овощами выехали в районы Приморья, где в сентябре ливни уничтожили десятки гектаров полей и более 400 приусадебных хозяйств и огородов. Всего 75 тонн продукции так называемого критического и приоритетного импорта, говоря простым языком, «борщевой набор» - картофель, свёкла, морковь, томаты, лук. Партии упаковали на оптово-розничной базе Уссурийска. В каждой из сеток - по 32 килограмма лука.

– Только в первой партии гуманитарной помощи собрано пять тонн лука, 8,5 тонны картофеля и около 8 тонн капусты, – говорит учредитель оптово-розничной базы, оптового оператора плодоовощной продукции ООО «Дружба» Николай Ким. – Эти овощи – самые востребованные у населения, именно их высаживают чаще всего на полях и личных подсобных хозяйствах. Но в этом году череда наводнений лишила урожая жителей Приморья. Случай беспрецедентный. Мы решили дать больше гуманитарной помощи для тех людей, кто пострадал от наводнения.

По сведению министерства по делам гражданской обороны, больше всего пострадали от «большой воды» сёла Лазовского, Красноармейского, Ольгинского, Партизанского, Шкотовского районов, куда в первую очередь отправят адресную помощь.

– Если этих объёмов будет недостаточно, то на базе готовы ещё безвозмездно направить необходимые продукты, – отметил учредитель оптово-розничной базы Игорь Чеботарёв. – По этому вопросу мы работаем в тесном контакте с руководителями правительства Приморья и МЧС.

   
   

Между тем, доставить качественные овощи в приморскую глубинку – задача сложная. Овощи для пострадавших не зря приобретали у сельчан Приморья. Во-первых, это поддержка местного производителя, что сегодня очень важно. Во-вторых, с поставками из Китая есть сложности, хотя они и решаются.

В условиях постковидного периода, на фоне внешних антироссийских санкций и негативных последствий тайфуна «Хиннамнор» Россельхознадзор в последнее время отмечает рост поставок продовольственных товаров изза рубежа.

– Только из Китая за одну неделю ввезено более 2,2 тысячи тонн свежих овощей, фруктов и ягод, – сообщают в ведомстве. – На увеличение объёма поставок плодоовощной продукции в 2022 году, прежде всего, повлияло снятие двухлетних ограничений на ввоз китайских яблок, груш, плодов косточковых и цитрусовых культур.

Больше поставок

К счастью, в данный момент дефицит продовольствия региону не грозит. Импортёры настраивают работу с новыми надёжными поставщиками. При этом практически вся группа скоропортящейся продовольственной продукции, ввозимая автотранспортом, попадает в Приморье через многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Пограничный». На остальных автомобильных пунктах пропуска номенклатура вытеснена перевозчиками высокомаржинальных товаров.

Пострадавших не оставили в беде.

– Группа наших компаний традиционно занимается доставкой из Китая в ДФО, – поясняет Николай Ким. – Мы взяли на себя социальное обязательство – ввозить груз по низким ценам, сохраняя его качественные характеристики. Анализируя графики поставок, с апреля текущего года наблюдаем устойчивый рост потребности населения в данной категории товаров и готовы его удовлетворить.

Он отметил, что МАПП «Пограничный» имеет стратегическое преимущество перед иными приморскими автомобильными пунктами пропуска. С российской стороны к нему прилегает площадка временного хранения, на которой расположены склад, пункт карантинного фитосанитарного контроля, лаборатория Всероссийского центра карантина растений и Гродековский таможенный пост, в приграничном Суйфэньхэ обустроены оптовые склады.

– Местных импортёров и китайских экспортеров связывают долгосрочные деловые отношения, – акцентирует Николай Ким. – К сожалению, ряд лиц, нацеленных на сиюминутную выгоду, всячески пытается препятствовать процессам доставки скоропортящихся товаров на дальневосточный рынок.

На фоне сложившейся ситуации многие из владельцев грузового автотранспортного парка, чтобы не потерять доход, переключились на работу с дорогостоящими товарами – одеждой, гаджетами и другими. Доходит до того, что в «термосах» (изотермических фурах – прим. редакции) и рефрижераторах из Китая вывозили хозтовары.

По словам Николая Кима, не стесняясь в выборе средств, «калифы на час» ищут возможность влиять на очередность въезда на пункте пропуска МАПП «Пограничный», провоцируют конфликтные ситуации на приграничных территориях, перекрывают подъездные пути, забрасывают органы власти необоснованными жалобами. Изза этого надзирающие органы вынуждены не только расходовать собственные силы и средства для проведения проверок, но и отвлекать добросовестных перевозчиков от ведения внешнеэкономической деятельности.

– Перевозки скоропортящихся продуктов всегда были наименее рентабельными по сравнению с другими видами товаров и сопряжены с определённым риском. Но наши партнёры, компании ООО «ДВ-Фрут» и «Гринлайн», а также перевозчики, которые с ними работают на протяжении 20 лет, нацелены на социально значимую для Дальнего Востока задачу – насытить рынок плодоовощной продукцией, не допустить провала поставок. Однажды это уже случалось в самом начале разгула пандемии, когда Китай внезапно закрыл границы. Прилавки тут же опустели, а цены на овощи взлетели до небес. Мы не хотим повторения подобного, – добавляет руководитель ООО «Дружба».

В приоритете

Действительно, корни этой истории растут с начала пандемии, когда морские контейнерные перевозки, ставшие основным способом доставки всех категорий товаров из КНР, в том числе и в нашу страну, выросли в цене более чем в семь раз. А после инцидента в южной части Суэцкого канала весной 2021 года нарушилась ритмичность судоходства. Задержки грузов при мультимодальных перевозках через порты достигали полугода. Одновременно с этим подскочили железнодорожные и авиатарифы.

Сухопутные автоперевозки для Дальнего Востока стали реальной альтернативой, чтобы компенсировать снижение грузопотоков по другим каналам. Но из-за антиковидных ограничений часть пограничных постов закрылась, а на оставшихся серьёзно снизилось количество пропускаемого транспорта. На российско-китайской границе начали выстраиваться огромные очереди из грузовых автомобилей.

К концу лета 2021 года усилиями правительств обеих стран ситуация стала выправляться. Но 3 декабря из-за вспышки заболеваемости во Внутренней Монголии на полтора месяца полностью закрылся крупнейший сухопутный погранпереход Забайкальск – Манчжурия. Кроме того, серьёзные проблемы возникли в транзитном направлении Китай – Казахстан – Россия.

– Потоки фур с западных регионов хлынули в Приморье, – вспоминают приморские оптовики. – Повышенный спрос на услуги перевозчиков спровоцировал резкий скачок цен на рынке логистики. Стоимость перемещения международных грузов поднялась в разы.

– При отсутствии поставок из Китая нам пришлось бы вынужденно переключиться на плодоовощную продукцию из западных регионов, – заметил заместитель директора плодоовощного рынка «Дружба» Александр Питецкий. – Учитывая логистическое плечо, по которому её завозят, для жителей края она стала бы гораздо более дорогой, чем сегодня. К счастью, по соглашению между правительствами РФ и КНР декларации на скоропортящиеся товары таможенники рассматривают в приоритетном порядке.

– Хочу заметить, что если с запада мы можем везти в основном огурцы и помидоры, то через восточную границу практически круглогодично заходят товарные партии с кабачками, баклажанами, брокколи, перцами, другими нежными овощами и зеленью. В итоге потребитель выигрывает не только в цене, но и в ассортименте, – продолжил Александр Питецкий.

Даже в такой сложной ситуации с логистикой оптовики сумели в 2021 году завезти на региональный рынок на 34% плодоовощной продукции больше, чем в предшествующем. Благодаря этому удалось сдержать рост цен и увеличить ассортимент. Если бы мы вовремя не ввезли продукцию, то Дальний Восток в очередной раз мог бы остаться на «голодном пайке». Резкого роста цен было бы не избежать.

Кстати, среди потребителей бытует стойкое предубеждение, что китайские овощи невкусные, «пластиковые», – высказался руководитель ООО «ГринЛайн» Дмитрий Волков. – Но этому предрассудку уже давно пора уйти в прошлое. Сейчас, когда доставка продуктов с сопредельной стороны настолько проблематична, никто не будет связываться с бросовым товаром. Тем более что каждая поставляемая партия тщательно проверяется различными службами, в том числе Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Всероссийским центром карантина растений.

 

Отрадно, что бизнес-процессы не мешают компаниям брать на себя и социальные обязательства, как в случае с доставкой овощей от фермеров Приморья в пострадавшие от тайфуна районы. Они долго хранятся и позже могут быть высажены на огородах.