Не оставить в одиночестве

Учителя сели за парты. © / Фото Олега Белова. / АиФ

Курсы по первичной профилактике детского суицида прошли в краевом центре

В СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 11 ВЛАДИВОСТОКА СОБРАЛИСЬ ПЕДАГОГИ ИЗ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОРГАНИЗАТОРАМИ МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПИЛИ ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, МБОУ СОШ № 11 Г. ВЛАДИВОСТОКА. ЗА 24 ЧАСА 43 УЧАСТНИКА СЕМИНАРА ПОЗНАКОМИЛИСЬ С СОВРЕМЕННЫМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ, УЗНАВ ТОМ, КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ СОБРАЛИСЬ ДОБРОВОЛЬНО УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ.

   
   

ПУЩЕНЫ НА САМОТЁК

Службы медиации в школах – веяние нового времени, некая попытка к компромиссу в бурлящей среде – между учителями, родителями и детьми. Кабинеты медиации – комфортные пространства с мягкими сидениями, интерактивными досками, песочной терапией, чаем с печеньем. Обычно здесь собираются визави и решают спор с помощью нейтральной стороны. Другая задача проекта – изучение современных методик, проведение лекций и семинаров.

– Все – и взрослые, и дети – испытывают такие ситуации, когда человек остаётся один, и стресс настолько схватывает, что непонятно, как включается негативная программа, – говорит руководитель экспертной группы проекта «Владивосток. Медиация» Наталья Логинова. – И некому позвонить, а стресс «бомбит, бомбит». В этот момент человеку нужна психоэмоциональная поддержка, «тёплый» собеседник рядом. На таких семинарах педагогов, кроме знаний, обучают быть спокойными, поддерживающими, понимающими.

  Только в нынешнем месяце во Владивостоке случились две трагедии, потрясшие общество. Правоохранительные органы устанавливают обстоятельства падения 13-летнего мальчика с балкона высотного дома. Это произошло 8 октября на улице Крыгина. В релизах указывается, что обнаружена записка, в которой школьник обратился к близким. 17 октября программа «Автопатруль» сообщила: в районе Первой речки найдено тело подростка, висевшее на гараже. Выводы делать рано, по каждому происшествию проводится расследование.

– Острый вопрос – что такое полноценный родительский контроль? – говорит руководитель курсов, сотрудник Приморского института развития образования, к. п. н. Елена Свириденко. – Взрослому нужно задуматься, какие ловушки выставлены ребёнку в интернете: буллинг, сексизм, так называемые сайты-самоубийцы, которые так и не ушли из сетей, несмотря на громкие аресты организаторов подобных ресурсов. Родители и педагоги и не ведают, что за одним безобидным хештегом может таиться угроза, зашифрованная модель суицидального поведения.

На семинаре шла речь не только об интернет-рисках. С преподавателями детально разобрали поведенческие характеристики, которые могут выявить «потенциального самоубийцу» на начальной стадии замысла. Эксперты отмечают, что пик и высокая интенсивность суицидов наблюдается у детей от 16 до 19 лет.

– Факторов множество – буллинг, несчастная любовь, отрицательные групповые высказывания, развод родителей, – поясняет Елена Свириденко. – Порой родители, отчаявшись в сложных обстоятельствах, в сердцах говорят ребёнку, что и его так же ничего хорошего в жизни не ожидает. Так запускается механизм разрушения, но при этом у детей, возможно, ещё не сформирована способность перерабатывать негативные жизненные события.

   
   

СЛЫШАТЬ И ПОНИМАТЬ

  Потеря навыков коммуникации – один из главных тревожных признаков в жизни подрастающего человека. Дистанционное обучение прибавило проблем: каждый ребёнок оказался в новом пространстве, и для кого-то оно оказалось замкнутым.

– Если в доме назрел финансовый и духовный кризис, он ещё больше обострил конфликты ребёнка с обществом, – уточняет Елена Свириденко. – И сегодня преподаватели в школах должны свежим взглядом оценить ситуацию, заняться коммуникативными вопросами, объединением ребят общими интересами, творческими мероприятиями для того, чтобы никто не оставался один.

– За три дня курсов я многое узнал о методах работы с детьми в сложных жизненных ситуациях, проникся большим интересом к миру подростков, – поделился учитель истории и обществознания Филип Дображанский. – Они только формируются как личности, напоминают хрупкий сосуд, который наполняется родителями, школой, окружением. Иногда хаотично и жестоко. И нужно быть очень осторожными с этими «сосудами». Проблема отцов и детей существует всегда, но в силах взрослых помочь избежать трагедии.

– Однажды по телевидению показывали сюжет страшной аварии: автомобиль врезался в людей, которые стояли на пешеходной зоне, были погибшие, раненые, – делится Елена Свириденко. – Бросив взгляд на кадры, невольно отметила, как многие люди на противоположной стороне шли мимо как ни в чём не бывало. Визг тормозов, крики, ужас! Они не обратили на ЧП никакого внимания. Но если взрослый человек находится на территории воспитания, он не имеет права пройти мимо ребёнка. Когда тот подаёт явные сигналы – со мною что-то не то! Нужно протянуть руку помощи, выиграв драгоценное время.

Врез:

Взрослым нужно задуматься, какие ловушки выставлены ребёнку в интернете: буллинг, сексизм, так называемые сайты-самоубийцы.