Памятник Советскому разведчику Рихарду Зорге облили красной краской. За это деяние задержана подозреваемая – 39-летняя женщина, идёт следствие. Случаи вандализма повторяются периодически, объектами вандалов становятся герои войны. Вот только побудительные причины похожих действий бывают разными. Подробности читайте в «АиФ-Владивосток».
Не просто шалость
Утром 10 мая группа женщин из общественной организации – лиги ходьбы «Женьшень» совершали утренний променад в районе проспекта 100-летия, где установлен памятник Зорге. Именно они первыми заметили на постаменте вандальский след – краску. Стереть краску сразу не получилось.
Мотивы у вандалов бывают разные. Вопиющий случай произошёл в Партизанске месяц назад. Подростки разбили плиту на мемориале воинам Великой Отечественной войны».
«Но тогда причиной была именно неконтролируемая агрессия, а здесь намеренно рано утром человек вышел из дому, прихватив краску, – заметила депутат. – Год назад, также в День Победы, во Владивостоке на Гамарника, 19 повредили мемориальную доску с изображением советских солдат и знамени над рейхстагом. Это уже не просто шалость, а конкретный акт вандализма».
Вандала вычислили по камерам уличного видеонаблюдения. Подозреваемую задержали полицейские.
Как рассказали в пресс-службе управления МВД России по Приморскому краю, ею оказалась 39-летняя местная жительница. Она помещена в изолятор временного содержания. В квартире задержанной обнаружили остатки краски, которой она портила мемориал, а также испачканную ей же одежду.
Вначале уголовное дело было возбуждено по статье о вандализме. Но позже, 17 мая, стало известно, что мера пресечения в виде заключения под стражу избрана фигурантке по подозрению в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 243.4 УК РФ («Повреждение мемориальных сооружений или объектов, посвященных лицам, защищавшим Отечество или его интересы в период Великой Отечественной войны»). Максимальная санкция по этой статье - лишение свободы на пять лет, а по статье о вандализме - до трех.
У подозреваемой две несовершеннолетние дочери, сначала их поместили в социальный центр, откуда детей забрал отец. Уполномоченный по правам ребёнка в Приморье Ольга Романова сообщила: их благополучию на данный момент ничего не угрожает.
Против нравственности
«Понять логику вандала сложно, – продолжает собеседник. – Помните, как постоянно страдал православный крест, поставленный на Змеиной горе во Владивостоке? Аналогичная история с памятниками Мандельштаму, Солженицыну… К сожалению, последние 30 лет в России нет чёткой идеологической линии, оценки тех или иных персон. Доходит до крайностей – так, предлагают поставить памятник генералу Краснову, который сотрудничал с Гитлером. Позволяют возвеличивать Власова и шутить над Карбышевым. В Иркутске, где злую собаку до сих пор называют «колчаком», намереваются поставить памятник белому адмиралу. А во Владивостоке все пытаются отодвинуть на задворки памятник Лазо. Такой идеологический диссонанс и приводит к вандализму».
Важный момент об ответственности. До последнего времени чаще всего для вандалов всё заканчивалось профилактическими беседами и штрафами. Самое суровое наказание суд вынес юношам, засыпавшим Вечный огонь в Уссурийске, – там их отправили на два года в колонию-поселение. Сейчас что-то должно измениться.
Кстати
Рихард Зорге был тесно связан с Владивостоком, куда слал шифровки из Японии. Эти донесения позволили сделать вывод о том, что японцы не вступят в войну с СССР, и войска Красной Армии, находящиеся на Дальнем Востоке, были отправлены на помощь фронту под Москву. Зорге в приморской столице бывал дважды – в 1926 и 1935 годах.