Великий пост – самый продолжительный и значимый для христианской православной церкви. Это длительный период подготовки ко Дню Светлого Христова Воскресения, Пасхи.
Почему нельзя разделять телесное и духовное? Как пост помогает противостоять злу? К чему может привести неосознанная диета и голодание? На эти и другие вопросы ответил священник Владивостокской епархии Александр Талько.
Форма и содержание
– Отец Александр! Однажды в телевизионном интервью на вопрос, что можно употреблять в пищу в дни Великого поста, вы ответили: «Главное, не „кушать“ людей». Наверняка вы вложили в этот ответ нравственный смысл?
– Это принятое выражение в православном мире, я периодически его повторяю. Как это объяснить? Естественно, для поста важно, чтобы в жизни каждого верующего была гармония. Однако человек склонен к крайностям, когда он придерживается только формы и когда хочет достигнуть содержания без формы. Не учитывая единства тела и души. Форма – хождение в храм, ограничение себя в чём-либо, в том числе и в пище, молитвы и поклоны; а содержание – любовь.
Если точнее, то можно привести слова из Евангелия: «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Так, человек может не употреблять в пищу мясо или подавать милостыню, но при этом позволять себе осуждать людей, обижать и обижаться, и бывает, что тонкую грань между рассуждением и осуждением он переходит невольно. Быть завистливым, злопамятным, подверженным страстям. Вот поэтому «главное – людям друг друга не кушать».
– Сегодня события в мире вызывают разные реакции, в том числе немотивированную агрессию. В интернете люди готовы уничтожить друг друга из-за малейшего несогласия.
– Любое испытание имеет много составляющих. Любой конфликт, даже бытовой, – это воплощение зла, которое накапливается в меру нашего удаления от Бога, в силу беззакония, и степень нашего испытания зависит в первую очередь от количества зла среди нас, насколько мы грешим и не очищаемся от грехов. И получается, что некоторые люди, будучи крещёными, живут как некрещёные: не носят крестики, не исповедуются, не причащаются, что является пренебрежительным отношением к душе своей, а значит, и к Богу.
В первую волну беженцев из Донбасса мне пришлось общаться с теми, кто оказался за тысячи километров от своей Родины. В посёлке Липовцы их разместили временно в здании старой больницы. Через забор от больницы стоит православный храм. Я спросил, кто ходит в храм, исповедуется, причащается? Оказалось, одна семья – три человека. Это при том что все крещёные. И это Украина, колыбель православия! Это трагедия! Для меня этот факт помог объяснить, почему испытания выпали именно на Украину. Не потому, что они хуже нас, а потому, что спрос с них больше: кому больше даётся, с того больше и спрашивается. Украина – моя родина, где живут родные и близкие мне люди, и каждый день я молюсь за них. Помоги всем нам Бог!
Возвращаясь к вопросу о социальных сетях: несомненно, среди тех, кто сеет агрессию и вражду, могут быть и психически нездоровые люди. Но и для здоровых это опасно, можно заболеть, что отображено уже и на уровне Всемирной организации здравоохранения фактом включения в список болезней интернет-зависимости. Очень прискорбно, что мы забываем о духовных вещах, вместо того чтобы уменьшать зло через покаяние, личное противостояние греху, заливать огонь водой, мы подливаем масло в огонь.
– А возможно, информационное ограничение, тем более во время Великого поста, – действенная мера?
– Жизнь показывает, что уместнее идти через самоограничения. Но сегодня государственные меры ограничения всё-таки необходимы, они уменьшают вероятность массового психоза.
Нужно понимать эту проблему глубже: человек с духовной точки зрения отличается от остального животного мира тем, что призван к совершенствованию. И если мы не совершенствуемся в добре, то мы начинаем автоматически совершенствоваться во зле. И в последнем можем превзойти даже падших ангелов. Неслучайно в одном из пророчеств последних лет сказано, что бесы будут учиться у людей. Но нужно помнить: любой наш грех сказывается до пятого поколения.
Пост – не голодание!
– Вы говорите, крещёные забывают дорогу к храму. А вспоминается из книг и фильмов, как ещё до революции каждое воскресенье была традиция всей семьёй ходить в церковь, в больших городах и маленьких деревеньках…
– Правило простое – шесть дней работай, седьмой отдай Богу. Но современный человек поддаётся искушению, стараясь в воскресенье сделать всё, что не сделал за шесть дней. Но также плохо ходить в храм формально, как в музей, – за прекрасным. В храм нужно ходить как в лечебницу – за лекарством. И главное лекарство для души и тела – это Причастие! Предназначение поста – выдернуть человека из обыденности и суеты, напомнить о необходимости жить не только телом, но и душой. Великий пост – наше духовное оружие. В Евангелии есть прямое указание: зло побеждается молитвой и постом. Ещё одна опасность поста – фарисейство, внешнее благочестие.
– У каждого свой жизненный путь, путь к Богу. Скажите, вы каким путём идёте к Всевышнему?
– Этот вопрос связан со смыслом жизни, но многие его даже не задают себе или сводят к материальному. Ради чего ты живёшь? Ради детей, внуков, родителей, Родины… но в контексте христианских ценностей, прежде всего, нельзя забывать заботиться о Царстве Божьем – о душе своей. Смысл христианской жизни – спасение. У спасения два крыла – вера и добрые дела. Мы должны на них опираться, чтоб уже здесь, на земле, быть с Богом. Насколько это удаётся каждому, в этом есть тайна. Православие ориентирует человека больше смотреть на то, чего мы не достигли, и обращать внимание на своё несовершенство. Это должно вдохновлять, чтобы обращаться за помощью к Богу.
– Вернёмся к Великому посту. Какие службы проходят в это особенное время в православных храмах, в чём их предназначение?
– Во время поста молитвы в основном направлены на покаяние, часто звучат простые слова – «Господи, помилуй», более широко используются земные поклоны, не каждый день служится Божественная литургия. Ведь главный смысл поста – подготовиться к Пасхе, если сравнить с мирскими понятиями – это своеобразная тренировка для души и для тела.
– Каковы основополагающие правила ограничений во время поста?
– Для каждого своя мера, одна – для тех, кто пришёл в православный храм впервые, другая – для человека, который много работает физически, третья – для монахов. В посту допускается послабление в пище детям, беременным, больным, кормящим матерям, всё индивидуально. Меру поста уместно обсудить с приходским священником. Наполнение поста любовью является очень важной составляющей: посетить больных, заключённых, например. Сидеть на воде с сухарями – это не всё. Ведь бесы тоже постники великие, они не едят мяса, но от этого не становятся ангелами.
– Есть ли те, кто в пост голодает?
– Пост очень легко может стать голоданием или вегетарианством, если не ставится целью забота о душе, связанная, прежде всего, с Причастием. Не похудение, не очищение организма от шлаков и тому подобное, а Причастие. Как правило, и тело при этом оздоравливается. В церковном предании описан случай, когда во время поста к одному подвижнику в дом приехали гости, но кроме мяса у него не оказалось никакой пищи. Хозяин угощал гостей мясом и сам его принимал, но потом всю ночь не спал, усердно молился и в покаянии клал поклоны.
– Сегодня в магазинах иногда наблюдается возникновение ажиотажа. Людей можно понять: в трудное время они стремятся запастись впрок. А что вы скажете по этому поводу?
– Есть элементарная спекуляция на трудностях, но, конечно, во многом всё определяется нашим личным отношением – усугублять обстоятельства или нет? Нынешняя действительность показывает, что человек элементарно может не успеть воспользоваться своими запасами по разным причинам. Нужно ко всему подходить рассудительно и не поддаваться массовому психозу. Если мы бежим в подобных ситуациях в первую очередь в магазин за гречкой и туалетной бумагой, мы поступаем как материалисты. Христианин во всех трудных обстоятельствах жизни должен бежать, прежде всего, в храм. Тем самым реально сделать так, чтобы наша жизнь поменялась к лучшему.
Досье
Александр Борисович Талько
Протоиерей, ключарь СвятоНикольского кафедрального собора г. Владивостока, настоятель больничного храма великомученика и целителя Пантелеимона при ГКБ № 2, председатель совета Общества православных врачей г. Владивостока, руководитель отдела социальной помощи и благотворительности Владивостокской епархии.
Родился в 1962 году на Украине, в Киевской области. Окончил Киевский медицинский университет. В 1995 году по благословению переехал во Владивосток. Окончил интернатуру при ТГМУ по психиатрии. В настоящее время работает врачом-психиатром в диспансерном отделении ГБУЗ «ККДПБ».
Семейное положение: женат, двое сыновей.