Ни уехать, ни приехать. Автобусы Владивостока словно исчезающие призраки?

Автобусов вроде много, но в нужный момент их не дождаться. © / Александр Колегов / АиФ

Более 2,5 млн рублей штрафа за различные нарушения условий договора с управлением транспорта мэрии заплатили автобусные частные перевозчики Владивостока лишь за два месяца этого года. А начиная с сентября 2022 года ведомство приводит и вовсе впечатляющие цифры – 16 508 нарушений и штрафы на общую сумму 18,4 млн рублей. Несмотря на это, пока в спальных и отдалённых районах автобусов катастрофически не хватает. И утром выбраться из дома, и вечером вернуться – большая проблема. Но это далеко не все претензии пассажиров.

   
   

Растворяются в тумане

«Призраком Эгершельда» прозвали в народе автобусный маршрут 62. Он охватывает довольно протяжённый и востребованный путь – от Маяка до Диомида и Улисса. Но всё чаще автобусы будто растворяются в тумане, особенно в вечерние часы, когда время ещё детское.

«На 62-м маршруте практически не выполняется расписание, – делится жительница Эгершельда Ирина. – Ждёшь больше часа в будние дни, и хорошо, если два автобуса на линии. После 21.00 проблематично что уехать, что приехать на Эгершельд».

«63-я и 62-я маршрутки самые редко ходящие с Эгершельда», – соглашается Дмитрий Пархачев.

Горожане отмечают, что с Эгершельда на Вторую Речку вечером по прямой не попасть. 81-й автобус последний раз отходит с «Автовокзала» в 19.30, номер 60 – около 21.00.

«Едешь до площади и топаешь пешком – хорошо жить в районе железнодорожного вокзала, а если на «Маяке?» – сетуют подписчики телеграм-канала депутата Заксобрания Надежды Телелюевой.

Жители района делают однозначный вывод – практически все автобусные маршруты проблемные,  исключая спасительный 60-й. Пишут и про давку возле остановки «Серая лошадь» после 19.00.  

   
   

Студентам ДВФУ прокатиться с Эгершельда по прямой до острова редко получается. Приходится осваивать маршрутные зигзаги на разных автобусах. Если такси не по карману – чаще ходить пешком.

Включить маячки

Плюсы и минусы автобусной перевозки в районе бухты Тихая проанализировала активная общественница Елена Сулейманова.

«С Тихой на мыс Чуркина и обратно выехать после 19.00 уже нереально. Автобусы 27 и 30 слишком рано заканчивают работу и сходят с маршрута. Очень плохо! – говорит Елена. – А от железнодорожного вокзала последний 31-й автобус отходит в 22.20 или раньше».

«Подолгу стоим на остановке, ожидая автобус 31, видим, как лучше и чаще вечером поздним ходят маршруты на Чуркин. И 49-й, и иные», –замечают пассажиры.

В обзор об автобусных перевозках включились многие желающие. Немного нареканий по поводу центральных маршрутов, но вечерние поездки следует продлить, по народному мнению, как минимум до полуночи, не только автобусов, но и трамваев.

В пригороде Владивостока большие замечания к работе рейсового маршрута номер 24: Фанзавод – Луговая.

«Согласно данным управления транспорта администрации города, одновременно должно ходить восемь автобусов, на деле на маршруте четыре-пять, – высказывается председатель ТОС «Спутник Владивостока» Елена Холявко, –  В общем, ситуация с автобусами, которые работают на пригородных маршрутах, – неудовлетворительная. Проблема с нерегулярными рейсами остаётся»

Зато горожане хвалят новые автобусы за чистоту и комфорт. Однако требования современного человека с каждым годом всё выше. Нет цивилизации без электронного табло, дабы люди ориентировались во времени прибытия транспорта.

«Водители отключают «маячки» на автобусах, они перестают высвечиваться в приложениях, не видны, и это раздражает, – пишет в редакцию работающая молодая мама, живущая в районе Садгорода. – А нам важно видеть, сколько на ходу автобусов и в какой точке города они находятся в данный момент».

Каждое утро Анна добирается из пригородного дома до офиса, расположенного на Некрасовской. И вот минуту назад, согласно интернет-приложению, автобус движется в районе Луговой. Ещё есть время собраться… Как вдруг транспорт пропадает с карт, становясь невидимым и неуловимым.

«Контакта нет, и, кстати, водители ведут себя грубо», – выносит вердикт ответственная женщина.

Пассажиры - дрова

Несмотря на обновляющийся парк автобусов, работу контролёров от администрации, борьбу с незаконными мигрантами, отдельные автобусные маршруты пользуются дурной славой – благодаря беспредельному хамству.

Пенсионеры микрорайона бухты Тихая в один голос говорят: автобус маршрута 64 – кошмар для пожилых пассажиров!

Мнение эксперта
По статистике почти половина жителей Владивостока не имеют автомобили. Необходимо как минимум восстановить справедливость. Логично открывать зоны под общественный транспорт и для пешеходов. Запрос на это очень высокий.
«Регулярно днём я еду на автобусе на работу, до остановки «Постышева» и обратно, – рассказывает Елена Сулейманова. – Полный беспредел. Водители-мигранты непрерывно болтают по телефону, громко. Ни спросить, ни ответа дождаться. Оскорбляют, земляков толпами могут и бесплатно везти».

«От Тихой до Баляева останавливаются у каждого столба, едут час! На Камской, до «Столетия», начинается гонка, пассажиров валяет по салону, словно дрова, – соглашаются другие очевидцы. Неугодных могут вышвырнуть вон. Вечерами 64-го автобуса тщетно дожидаются на остановке «Заря».

Зато хвалят водителя единственного автобуса 76, который едет до океанариума. Водитель вежливый и пунктуальный. Правда, слишком большой интервал в работе. Всем угодить нелегко, хотя бы сгладить самые острые углы.​

Миллионы штрафов

Специалисты управления транспорта администрации Владивостока докладывают об усиленном ежедневном мониторинге работы общественного транспорта, в том числе в выходные и праздничные дни. Контроль за соблюдением нормативного количества автобусов и расписания проводится с помощью выездных проверок и системы ГИС.

Вот лишь пара примеров показательных проверок.

Так, по жалобе пассажиров проведена проверка соблюдения расписания автобуса № 91 «Майора Филипова, 14 – Автовокзал». Вместо двух автобусов курсировал только один. По факту нарушений управлением транспорта применены штрафные санкции к компании-перевозчику – ООО «Каслар». На следующий день недостающий автобус вышел на линию.

А проведённая ревизия автобусов на остановочных пунктах «Маяк» и «Площадь Семёновская» выявила грубые нарушения санитарных норм. Причём нормой считается не только чистота, но и целостность кресел, поручней, окон и стен транспортных средств. Грязные полы в салонах тоже минус, несмотря на то что пассажиры не ходят в домашних тапочках.

Недовыпуск на линию подвижного состава чаще объясняется дефицитом водителей. А некоторые из них признаются, что приходится работать с раннего утра до позднего вечера.

В результате нарушений, выявленных лишь за два месяца с начала года, частные перевозчики заплатили 2 миллиона 692 тысячи рублей. Обычно за один рейд протоколы выписываются массово, под них попадают десятки автобусов.

«У нас нет задачи наказать автотранспортные предприятия, – уточняет начальник отдела организации транспортного обслуживания управления транспорта Андрей Мурзаков, – суммы штрафов на самом деле довольно гуманные. Мы за неукоснительное соблюдение договорённостей, чтобы в итоге были довольны пассажиры. А они все чаще в последнее время обращаются к нам с жалобами».

Сообщать о нарушениях в работе автобусов можно несколькими способами:

– позвонив по тел. 2-614-334 в управление транспорта;

– написав в чат-бот администрации города в мессенджере «Телеграм» @adm_vl_bot;

– описав проблему в комментариях телеграм-канала управления транспорта https://t.me/gortrans_vl

Мнение власти:
Депутат Думы Владивостока Александр Юртаев: За прошедший год на маршруты города вышло более 76 абсолютно новых автобусов, приобретённых автотранспортными предприятиями. Обновление автобусного парка в городе Владивостоке идёт полным ходом. Средний возраст общественного транспорта составляет четыре года. Приобретены 16 троллейбусов и 20 автобусов на 2-4-й квартал 2024 года. Они выйдут и на новые, и на существующие маршруты. Предполагается, что автобусы пойдут по маршрутам, соединяющим материк и остров Русский. Несколько увеличится число муниципальных автобусов. Летом среди частных перевозчиков планируется провести конкурс на маршрутах. Нам важна обратная реакция горожан, дабы подписание контрактов состоялось с самыми добросовестными.

Кстати

Проблема с общественным транспортом характерна не только для Владивостока. Жители Лесозаводска обеспечены автобусами для местных перевозок на более чем 80% ниже необходимого.

Лесозаводская межрайонная прокуратура в судебном порядке добивается восстановления прав граждан на надлежащее предоставление услуг по пассажирским перевозкам.