Онлайн – значит оперативно

ЦУР будет отслеживать и принимать обращения граждан с любых платформ. © / Фото Александра Дедова и пресс-службы правительства Московской области. / АиФ

Электронный центр решит многие вопросы

В КРАЕ СОЗДАЁТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА СИТУАЦИЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ. ПОЯВИТСЯ ЕДИНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ. ИМЕННО СЮДА БУДУТ ПОСТУПАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ, ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫЕ С СОЦИАЛЬНОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИЯТИЙ.

   
   

О том, как будет функционировать система мониторинга, как направить сюда свой вопрос, рассказала заместитель министра цифрового развития и связи Приморского края Татьяна ПОТАПОВА.

 

Шаг навстречу людям

– Что представляет вводимая в строй система?

– Суть центра управления регионом в том, чтобы расширить канал взаимодействия с гражданами. Президент и правительство нашей страны поставили перед нами задачу, что региональное руководство должно знать обо всём, что интересует и волнует наших жителей, и быстро реагировать на эти потребности. Эта работа и ранее велась в регионе. Но сейчас выходит на принципиально новый уровень. К Центру управления регионом (ЦУР) будут подключаться все информационные системы, которые нацелены на взаимодействие с гражданами. К ЦУРу уже подключены системы мониторинга социальных сетей с целью быстрого реагирования на запросы граждан.

Это объединение в одну систему нашей интернет-приёмной, которая находится на сайте Правительства Приморья, и ещё ряда информационных систем, созданных в муниципальных образованиях региона.

В ЦУРе будет одно главное действующее лицо – гражданин. Эта работа ведётся в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2020–2027 годы.

– Как будет осуществляться взаимодействие – онлайн или лично?

   
   

– ЦУР - это всё-таки высокотехнологичный центр, и он будет использовать информационные технологии. Предполагается, что это будет дистанционное взаимодействие. Мы тут решаем несколько задач. Не упустить ни одного гражданина, это первое. И второе – постепенно жителей приучать к условиям цифровой экономики. Но мы предполагаем дополнительно создание кол-центра, куда граждане смогут обратиться по телефону.

Предусмотрены ли дополнительные затраты в бюджете на этот центр?

– Деньги будут потрачены небольшие, потому что в крае не будет создаваться отдельная организационная структура. В работе будут задействованы специалисты органов власти, но для того, чтобы центр управления был высокотехнологичным, оборудование всё же закупается. Это крупное оборудование, и оно должно пройти определённую проверку. Но главным образом это каналы связи.

А сколько будет задействовано сотрудников?

– Над проектом будет работать шесть органов власти. Они выделяют от себя от 2 до 4 сотрудников, распределённых по направлениям. Также по поручению президента такие же отделы будут создаваться в каждом муниципальном образовании. Сейчас проходит первый этап – создаём краевой центр управления регионом. В дальнейшем даём предложения и рекомендации и будем работать с муниципалитетами по этому вопросу.

Методологию даёт некоммерческая организация «Диалог-регионы». А вообще, муниципалитеты также будут создавать филиалы, уже создано юридическое лицо.

ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА»

С какими вопросами граждане смогут обращаться в Центр?

- Абсолютно по любым проблемам. И будет проводиться анализ – есть ли у обращений систематический характер. Органы власти выявляют системную проблему. И в дальнейшем принимают системные меры – вплоть до изменений в региональное законодательство, принятия новых нормативных актов и так далее.

Чем новая система будет отличаться от действующего ситуационного центра?

– Они решают разные задачи. Их объединяет то, что будут применяться современные информационные технологии и средства визуализации.

В Центре управления регионом предусмотрено, что во главе будет стоять гражданин, и система власти будет подчиняться ему, а не директивно сверху от чиновников. Чем страдают органы власти: иногда в их работе, действительно, много бюрократии. Здесь – в ЦУРе – определяющей станет фактура, поступающая от гражданина, и на её основании чиновниками будут приниматься решения. И отрабатывать мы их будем стараться гораздо быстрее, чем работает 59-й федеральный закон. По нему срок рассмотрения обращений граждан – до 30 дней. Сейчас мы работаем над регламентами как по системе «Сделай Приморье лучше», так и по другим системам для сокращения сроков реагирования и принятия решений. Дифференцируем проблемы и меняем сроки.

ЦУР Московской области считается лучшим в стране.

ЦУР – это федеральный проект. Мы решаем задачу точечного адресного подхода региона именно к решению проблем взаимодействия с гражданами. Этот проект реализуется в каждом регионе по единой методологии, и за нами очень пристально будут смотреть – решаем ли мы проблемы быстро и качественно.

Ситуационный же центр каждый регион формирует по-своему. Главная их функция – подготовка информации и аналитики для того, чтобы губернатор, председатель правительства и заместители приняли решение в рамках развития целой отрасли или чрезвычайной ситуации. То есть плановые вопросы.

А взаимодействие с программой «Умный город» у ЦУРа будет?

– Это разные проекты, в том числе технологически. Могу сказать, что пересекаться проекты будут по системе «Сделай Приморье лучше». Мы её развиваем и уделяем ей большое внимание. Это платформа взаимодействия с гражданами, это аналог системы «Добродел», «Активный гражданин», которые реализуются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. У нас есть свой проект «Сделай Приморье лучше». Это аналогичные системы.

Где и когда заработает Центр?

– Согласно поручению президента, всё будет готово в декабре этого года. Мы сейчас разрабатываем регламенты, нормативные документы и прописываем функционирование всех подразделов Центра. В декабре он заработает на краевом уровне, как и поручено президентом, а муниципалитеты на собственном уровне подключатся к системе чуть позже.

Такие Центры уже где-нибудь в России работают?

– ЦУР уже открыт в Калуге. И в Московской области – в Красногорске – такой Центр работает уже давно. Они и стали поводом для президентского поручения. Посетив именно этот центр, Владимир Путин решил, что опыт нужно перенимать всем. Наш губернатор тоже посещал Центр в Подмосковье в сентябре прошлого года. Мы планировали подписать совместное соглашение с ними для получения методологической поддержки из региона, имеющего большой опыт такой работы. Нам она очень важна. Но появилось поручение президента, и мы выполняем его, как и все регионы страны.

БЕЗ БЮРОКРАТИИ

В какой период гражданин должен будет получать ответы?

– Если гражданин пишет письмо, оно поступает в органы власти и мы его регистрируем как обращение, то канал сегодня пока работает по 59-му ФЗ. От него мы стараемся уйти. Пересматриваем регламенты, стараемся увеличить скорость обработки сигналов. В системе «Сделай Приморье лучше» регламент предусматривает срок на ответ – 20 дней. И мы его ещё будем пересматривать в сторону сокращения. В том числе в рамках подготовки к запуску ЦУРа. Не всё получается так быстро, как хочется. Но юридическая служба изучает практику и законодательство. Это наша задача – сократить сроки реагирования, и мы будем стараться решать вопросы граждан быстрее.

Из каких источников Центр будет собирать информацию от граждан? Социальные сети? Аккаунты на «Сделай Приморье лучше»?

– ЦУР будет отражать поступление сигналов из всех источников. Специалисты обучаются методологии работы со всеми каналами.

Многое зависит от органов власти, от того, как они будут отрабатывать сообщения и обращения. Если все будут работать быстро, все будут подключаться, то, соответственно, будет меняться и вся жизнь Приморского края.

ВРЕЗ

ЦУР заработает в декабре, позднее к нему подключатся муниципалитеты.