Эксперт: отток населения из Приморья может привести к краху региона

Фото: Татьяна Григорьева

Приморье - маленькая страна большого переселения. Люди всех национальностей отправлялись на край света за удачей, работой, просто новой  жизнью. Добирались, обосновывались, устраивались. Рядом с Рабочей слободкой появлялась Корейская, рядом со Светланской улицей - Татарская. Прошли века, но наш «край света» не потерял своей привлекательности в глазах ищущих лучшей доли.

   
   

Причины - в личности

Мигранты. Сегодня для Приморья это явление беспокойное. Нет, не тревожное. Исторически сложившаяся толерантность дальневосточников позволяет нам существовать бесконфликтно. Немалую роль играет реализация краевой программы «Комплексные меры по профилактике экстремизма и терроризма в Приморском крае» на 2011-2013 годы. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. А настроения  в России - разные. Иногда - экстремистские. Об этом мы беседуем с заместителем директора Института этнологии и антропологии РАН, членом Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям профессором Владимиром ЗОРИНЫМ. В рамках краевой программы он прибыл на постоянно действующий в регионе семинар «Приморье: народы, религии, общество».

«АиФ-Приморье»: - За последние годы экстремизм превратился в одну из реальных угроз для российского общества. Давайте разберемся, что такое экстремизм вообще и что такое экстремизм в современных российских реалиях.

В.З.: -  Экстремизм, ксенофобия, нетерпимость - это явления одного порядка. Причина их возникновения - недовольство человека или группы людей. Нередко в основе лежит просто неудовлетворенность жизнью, обида на обстоятельства или хронические трудности. Проявляться они могут в любой сфере человеческой жизни - и в политике, и во взглядах на искусство. В любой ситуации, когда человек не приемлет чужой точки зрения, но готов силой навязывать свою.

«АиФ-Приморье»: - Однако в обществе это слово всё чаще употребляется исключительно к межнациональным отношениям…

В.З.: - Приходится констатировать, что это так. Но причины всё равно кроются в личности. Социальная неустроенность человека, неисполненные планы и желания, неудовлетворенность своим общественным положением - всё это порождает ксенофобию, и далее - по цепочке. Негативным эмоциям нужен выход, человеку - стрелочник. Стрелочниками становятся те, что «понаехали». Некогда столичное выражение стало общероссийским.

Революций не произошло

«АиФ-Приморье»: - Не так давно газеты писали, что русскую старушку, которая ругалась с соседом, заступаясь за внучку, и оскорбила его национальные чувства, отдали под суд. А нас убеждают, что экстремизму более всего подвержена молодежь, а поколение, выросшее в советский период, интернационально и толерантно.

   
   

В.З.: - Это не совсем так. Государство, которое навязывало прежний жизненный уклад, официально было против экстремизма. Но в то же время действия этого государства носили экстремистский характер. Вспомните: массовые выселения, депортации, пятая графа, по которой представителей определенных национальностей не брали на работу и в комсомол. То есть пропагандировалось одно, а делалось другое. Нас исподволь приучали к экстремизму. И еще. В советское время не было социально экономической предпосылки для появления этого явления. Общая собственность на средства производства, отсутствие частной собственности - нам было нечего делить, а значит, некого винить в том, что «у него больше». Теперь есть что делить. И мы подспудно ищем, кого обвинить. А винить в своих неудачах проще того, кто не похож на тебя.

«АиФ-Приморье»: - И все-таки, не слишком ли много выходцев из ближнего зарубежья перебралось в Россию?

В.З.: - Буквально на днях российский статкомитет опубликовал итоги всероссийской переписи населения 2010 г. В нем есть раздел, посвященный национальной тематике. Так вот в целом по стране численное соотношение национальностей по сравнению с 2002 г. сохранилось на прежнем уровне. Революций не произошло. Ни один народ кардинально не увеличился и не уменьшился, активность миграции, наблюдавшаяся в 2002 г., сохранилась. Доминировавшее русское население, имевшее удельный вес 80,6 %, ныне составляет 80,9 %.

«АиФ-Приморье»: - Тогда, наверное, дело в миграции.

В.З.: - Перепись показала, что за последние десятилетия в РФ снизился миграционный прирост. Особенно по сравнению с первым десятилетием существования независимой России. В 1993 г. в РФ прибыло 1 млн 300 тыс. мигрантов. Сейчас ежегодно мы принимаем около 500 тыс. - в три раза меньше. На этом фоне заявления о том, что в стране осуществляется замена коренного населения якобы за счет приезжих из-за рубежа, просто несостоятельны. Поток приезжих, учитывая внутрироссийскую и международную миграцию, составляет лишь 1,5 % от населения страны. Есть регионы, где эти цифры выше.

«АиФ-Приморье»: - Наш край, безусловно, один из них?

В.З.: - Ваш край очень гостеприимный. В Приморье существует программа по привлечению мигрантов. И она необходима. Потому что отток работоспособного населения увеличился, а это может привести не просто к ослаблению, а краху региона. Но поводов для раздражения я не вижу. Мигранты в Приморье не отнимают рабочие места, не занимают ниши, на которые претендует местное население. Скорее, наоборот, они занимают совершенно невостребованный рынок труда. Кроме того, мигранты в Приморье не стихийны, они объединяются в этнические организации, сами мониторят свою численность, помогают адаптироваться  вновь прибывшим соотечественникам.

«АиФ-Приморье»: - Однако складывается ощущение, что их всё больше и больше.

В.З.: - Конечно, ведь у них рождаются и подрастают дети. Вот ответьте, у какого народа самая высокая рождаемость? Я отвечу: у ненцев, есть такой северный народ. Потому что это не урбанизоваванная, а скорее сельскохозяйственная национальность. У  народов, привязанных  к живой земле, всегда больше детей. Народы Средней Азии по сути своей -тоже земледельцы, и их этнические традиции обуславливают высокую рождаемость. Это так. Но мы их приняли. И вообще, нет дискуссии - нужна миграция  или не нужна. И нет дискуссии - принимать или не принимать мигрантов. Нужно налаживать отношения. Тогда не будет никакого экстремизма. Этот вопрос государственный.

Находить выход

«АиФ-Приморье»: - Насколько я знаю, один из первых указов Владимира Путина был посвящен именно межнациональным отношениям.

В.З.: - Сегодня проект Стратегии государственной национальной политики находится в разработке. Это действительно очень важное событие. Было организовано беспрецедентное обсуждение этого документа. Ведь стратегия будет работать только в том случае, если она станет документом общественного согласия. Этот документ обсуждался более чем на полутора тысячах площадках, в него внесена масса замечаний и предложений, по поручению Владимира Путина создана рабочая группа Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям совета по межнациональным отношениям. Отношение государства к вопросу урегулирования межнациональных отношений изменилось. Экстремизма мы не допустим.

«АиФ-Приморье»: - А какие конкретно ведомства будут отвечать за реализацию этой политики?

В.З.: - Профильным министерством, которое курирует межнациональные отношения, сегодня  является Министерство регионального развития, а в этом Министерстве есть департамент национальных отношений. Дополнительно к этому в правительстве РФ создан отдел, а в администрации президента создан департамент управления внутренней политикой. Это  серьезная управленческая структура, которая будет заниматься национальными  вопросами не от случая к случаю, а постоянно.

«АиФ-Приморье»: - Неужели это поможет избежать конфликтов?

В.З.: - Безконфликтного общества не бывает. Но уметь их разрешать, находить выход из сложных ситуаций - это возможно и это подтверждено опытом  тысячелетний. Просто на каком-то этапе мы отказались от ответственности за применение этого опыта. Но наша страна имеет колоссальный опыт сохранения этнического разнообразия. У нас никогда не было конфессиональных войн. За 1150 лет нашего существования мы не потеряли ни одного народа. Россия была, есть и будет многонациональным государством, и многообразие культур - это ее синергетический ресурс и, если хотите, главный двигатель прогресса. Толерантность - это улица с двусторонним движением. И мы должны это понимать.

Мнения

Заместитель начальника управления внутренней политики Приморского края Сергей БАКШИН:

- Мы знаем, что существуют определенные проблемы социально культурной  адаптации этнических мигрантов. Для решения этих проблем надо объединить усилия всех - государственных структур, органов местного самоуправления и, безусловно,  национальной общественности.  Положительный опыт социального партнерства в этой сфере у нас уже имеется. Администрация Приморского края  на протяжении долгих  лет совместно с этническими общественными организациями проводят различные мероприятия, которые помогают народам, населяющим наш край, лучше узнавать друг друга.  Казалось бы, просто национальные праздники, вступления национальных коллективов... Но они помогают снижать уровень проявления ксенофобии, этнической нетерпимости, помогают формировать позитивные установки по отношению к представителям различных этнических и конфессиональных сообществ. Считаю, что Приморье - успешная площадка взаимодействия различных культур. А программа «Комплексные меры по профилактике экстремизма и терроризма в Приморском крае» на 2012 – 2013 годы работает в полном масштабе.

Старший научный сотрудник Института истории, археологии этнографии народов Дальнего Востока, член Совета Ассамблеи народов Приморья Галина ЕРМАК:

- Для мирного сосуществования необходим диалог культур. Я имею в виду культуру повседневности, образа жизни. Да, отток народов славянской группы из края очевиден. Миграционный вектор восточных славян изменил свое направление на 180 градусов. Встает вопрос: как нам восполнять население? Ответ один: привлекать новых мигрантов. Но это значит, что в Приморье появляются новые народы, с которыми у нас нет опыта  повседневного общения. Эксперты называют это «возмущающим этнокультурным фактором». Да, социологи фиксируют этнофобии и мигрантофобии. Если с этим не работать, то проблема может перерасти в конфликты. Пока еще Приморье их не знало. Будем надеяться, что благодаря профессиональному межнациональному менеджменту их не будет. Важно интегрировать мигрантов в наше сообщество, потому что хотим мы или нет, их количество растет. И нам надо учиться жить вместе. Мы знаем, что существуют определенные проблемы социально-культурной адаптации этнических мигрантов и проблемы вовлечения их в межкультурный диалог российских народов.

Председатель Приморской региональной общественной организации «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений» Сергей ПУШКАРЕВ:

- Наш край - территория мигрантов. В разные годы сюда ехали, плыли, добирались на подводах. По названиям поселков и городов Приморья можно изучать географию России. Мы гордимся нашими традициями. Но время идет. Рождается новое поколение. С новыми мыслями, новыми идеями. И порой трудно говорить о том, что у нас всё благополучно в сфере межнациональных отношений. Начиная с 90-х  годов, Приморский  край потерял 340 тысяч человек. Это всё равно, что не стало городов Артема, Находки, Спасска. В последнее десятилетие отмечается заметный приток мигрантов из Средней Азии. Да, это новое поколение, которое выросло без Советского Союза и пионерии. А потому они  думают иначе, чем мы. Но если мы понимаем, что без притока мигрантов нам не обойтись, и они прибывают, то наше дело - сохранить межнациональное согласие в крае. Чтобы это прибытие не становилась ни для нас, ни для них проблемой. Сложно нам, но сложно и им.  Корней в бизнесе и обществе эти народы не имеют. Приезжая сюда, из-за законодательной казуистики они автоматически могут стать незаконными мигрантами. А это также обостряет межнациональные отношения. Мне кажется, что после принятия Концепции государственной миграционной политики (2012 год) нужно больше внимания уделять их адаптации, нежели мерам административного воздействия. Например, создавать миграционные центры. Ведь никому не хочется быть нарушителем поневоле.

Смотрите также: