Хищник по соседству. Экологи впервые назначили фермеру ежемесячную выплату за соседство с леопардом

Фото предоставлено Дальневосточным отделением WWF России

Александр ХУДЕНКО теперь получает 15 тысяч в месяц за оленей, которых самка леопарда София давит на территории его оленеводческого хозяйства.

   
   

Хищница прописалась здесь около двух лет назад, и за это время успела передавить немало парнокопытных. Избавиться от такого соседа практически невозможно: отстреливать редких кошек запрещено законом, а сетки и ограждения им, как правило, - не помеха.

- Поначалу пытались ее выгнать, стреляли в воздух, с собаками в лес выходили. Но она всегда, так или иначе, возвращается, - разводит руками Александр Худенко.

Причем, около года назад София родила котят и охотиться стала чаще: по словам Александра Николаевича, хищник теперь убивает больше одного оленя в месяц, тогда как раньше  появлялась пару раз за квартал.

Не по факту, но ежемесячно

Решить проблему фермера чуть больше года назад взялись ученые из института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова совместно с фондом «Феникс». Они и предложили выплачивать Александру Николаевичу ежемесячную компенсацию, которая бы возмещала хоть часть ущерба, нанесенного леопардессой.  

Александр, как и другие фермеры, получал компенсацию за убитый скот и раньше, но производилась она не ежемесячно, а по факту, за каждого убитого оленя. Размер выплаты определяли эксперты, которые приезжали на территорию хозяйства и определяли, действительно ли животное стало жертвой редкой кошки. По словам фермера, такой способ компенсации нравился ему больше.

- Взрослый олень стоит около 40 тысяч. Раньше за каждого я получал от 19 до 30 тысяч, - говорит Александр Николаевич. - Сейчас - не компенсация, а одно название. Но всё же лучше, чем ничего.

   
   

Способ компенсации изменился по нескольким причинам.

- Исследованию останков часто мешала погода, да и найти многие хозяйства в тайге довольно тяжело, - объяснил директор фонда «Феникс» Сергей БЕРЕЗНЮК. - Вдобавок, некоторые недобросовестные фермеры требовали компенсацию без доказательств, под предлогом того, что кости убитого животного растащили грифы.

Альтернативу затруднительным выездам предложили сотрудники института им. А. Н. Северцова. Больше года назад они поймали Софию и надели на нее спутниковый ошейник. Его сигналы позволили отследить, на какой территории она охотится. Данные ошейника ученые передали фонду «Феникс», который на их основании и начал выплачивать ежемесячную компенсацию Александру Худенко.

Цель одна

В январе срок работы ошейника истек, и теперь доказательством того, что леопард продолжает жить на территории оленника, будут служить фотоловушки. Пока София появляется на снимках, Александру Николаевичу будет выплачиваться фиксированная компенсация.

- Для нас главное - сохранить леопарда, убедиться в том, что у него есть пропитание и что фермер его не травит, - говорит Сергей Березнюк. - Мы стараемся с помощью ученых сделать так, чтобы человек и леопард могли жить на одной территории.

Ту же цель преследуют и ученые. Именно поэтому они планируют расширить компенсационную программу, распространив ее на другие оленепарки и хозяйства в крае, ведь Александр Худенко - далеко не единственный фермер, живущий по соседству с дикой кошкой.

Комментарий

Старший научный сотрудник института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова. Виктор ЛУКАРЕВСКИЙ:

- Сафари-парки, оленепарки и прочие хозяйства создают повышенную плотность потенциальных жертв леопарда, поэтому многие хищники питаются скотом одних и тех же хозяйств. Для того чтобы леопарды могли без риска для жизни добывать себе пропитание, а фермеры не несли при этом убытки, последних необходимо финансово и морально поддерживать. Поэтому с помощью фондов и природоохранных организаций мы постараемся развить программу компенсаций и дальше.

Смотрите также: